№ 2-987/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Гальбштадт 23 сентября 2013 года
Исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка Немецкого национального района Алтайского края Трифаченкова Т.В., при секретаре Сафонкиной Е.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Дягилевой Валентины Робертовны к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району по расчету компенсации расходов на оплату твердого топлива исходя из социальной нормы жилой площади, о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату твердого топлива и произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Немецкого национального района Алтайского края обратился к мировому судье судебного участка Немецкого национального района с иском в интересах Дягилевой В.Р. о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району по расчету компенсации расходов на оплату твердого топлива исходя из социальной нормы жилой площади, о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району произвести перерасчет компенсации расходов на оплату твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения истца - <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м. за 2011 г. и произвести выплату недополученной части компенсации.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Дягилевой В.Р. о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату твердого топлива, в ходе которой установлено, что истец является реабилитированным лицом и в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов РФ. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления. В силу п.п. 1, 3, 7 ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края. Согласно решению районного совета депутатов Немецкого национального района от 21 августа 2008 г. № 51 «Об утверждении нормативов на твердое топливо и жилищно-коммунальные услуги» норматив на твердое топливо составляет: уголь - 79,5 кг. на 1 кв. м. общей площади. Общая площадь жилого помещения Дягилевой В.Р. составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м. Расчет размере компенсации на оплату твердого топлива, которая составила <ОБЕЗЛИЧЕНО>., произведен исходя из социальной нормы жилой площади, что является неверным и противоречит действующему законодательству. В соответствии с указанными выше законодательными актами размер недополученной компенсации на оплату твердого топлива Дягилевой В.Р. составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб., следовательно, Дягилевой В.Р. не была доплачена компенсация в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Указанную сумму прокурор просит взыскать в пользу истца.
Истец Дягилева В.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании помощник прокурора Немецкого национального района <АДРЕС>. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району <АДРЕС>. в судебном заседании пояснила, что считает иск обоснованным.
Представитель третьего лица - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалтинском полигоне о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела слушанием не просил. Мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья находит, что иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец Дягилева В.Р. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством <НОМЕР>.
Дягилева В.Р. проживает в жилом помещении с печным отоплением, расположенном по адресу: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <ОБЕЗЛИЧЕНО> общая площадь квартиры Дягилевой В.Р. составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м.
Согласно справкам Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> Алтайского края, имеющимся в материалах дела, истцу выплачена компенсация за твердое топливо в 2011 г. в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб. При этом расчет денежной компенсации произведен, исходя из социальной нормы жилья.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах не имеющих центрального отопления (подп. 6 п. 1 ст. 2).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пунктов 1, 3, 7 ст. 4 данного закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего закона.
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126 (далее - Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного закона. В соответствии с п. п. 11, 12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).
В силу п. 19 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами Алтайского края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). При этом согласно п. 20 Правил расходы, указанные в пункте 19 настоящих Правил, учитываются в пределах действующих на дату приобретения льготополучателем твердого топлива розничных цен организации, расположенной в муниципальном районе, городском округе и реализующей твердое топливо населению. При наличии на территории муниципального района, городского округа нескольких организаций, реализующих твердое топливо населению, расходы учитываются в пределах наименьшей розничной цены. В случае отсутствия на территории муниципального района, городского округа указанных организаций расходы учитываются по розничной цене на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем согласно действующему законодательству.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил).
Компенсация расходов на твердое топливо за 2011 г. начислена и выплачена истцу Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края исходя из социальной нормы жилья. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Мировой судья соглашается с доводом прокурора о том, что расчет размера компенсации на оплату твердого топлива истцам должен был быть произведен исходя не из социальной нормы жилой площади, а из общей площади жилого помещения, поскольку из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в 2011 г. отсутствовали какие-либо нормативно-правовые акты, ограничивающие предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Согласно решению районного совета депутатов Немецкого национального района от 21 августа 2008 г. № 51 «Об утверждении нормативов на твердое топливо и жилищно-коммунальные услуги» норматив на твердое топливо составляет: уголь - 79,5 кг. на 1 кв. м. общей площади, дрова - 0,054 куб. м.
На основании изложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края необоснованно произведено исчисление размера компенсации истцу на оплату твердого топлива исходя из социальной нормы жилья.
Поскольку в силу п. 3 Правил, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, то на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края необходимо возложить обязанность произвести перерасчет компенсации Дягилевой В.Р. расходов на оплату твердого топлива за 2011 г. исходя из общей площади ее жилого помещения.
В 2011 г. истец приобрела <ОБЕЗЛИЧЕНО> т угля по цене <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб. за 1 т, на сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Норма потребления угля <ОБЕЗЛИЧЕНО> т., то есть заявительницей не превышена норма затрат на уголь. Сумма компенсации составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО>. (<ОБЕЗЛИЧЕНО>,250 т. х 2500 руб. / 50%).
В 2011 году истец приобрела <ОБЕЗЛИЧЕНО> куб. м. дров (по нормативу) по цене <ОБЕЗЛИЧЕНО>. по цене <ОБЕЗЛИЧЕНО>. за 1 куб.м. Сумма компенсации за дрова составила <ОБЕЗЛИЧЕНО>. (<ОБЕЗЛИЧЕНО> куб.м. х <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб. / 50%).
Общая сумма компенсации, подлежащая выплате составил <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб.
Таким образом, сумма недополученной суммы компенсации за 2011 г. составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО>. (<ОБЕЗЛИЧЕНО> руб. - <ОБЕЗЛИЧЕНО> руб. (выплаченная компенсация)). Указанная суммы подлежит взысканию в пользу истца.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края, чьи незаконный действия привели к нарушению прав истца, соответственно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 103, 167, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Дягилевой Валентины Робертовны удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края по расчету компенсации расходов на оплату твердого топлива Дягилевой Валентине Робертовне исходя из социальной нормы жилой площади.
Обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края произвести перерасчет компенсации расходов Дягилевой Валентине Робертовне на оплату твердого топлива исходя из общей жилой площади жилого помещения <ОБЕЗЛИЧЕНО>,0 кв. м. и произвести выплату в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> за счет средств краевого бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в районный суд Немецкого национального района Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через мирового судью.
Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2013 года.
Мировой судья Т.В. Трифаченкова
Верно:
Мировой судья Т.В. Трифаченкова