Решение по делу № 5-468/2019 от 02.10.2019

Дело № 5 - 468/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 октября 2019 года                                                                                   г. Поронайск

Мировой судья судебного участка № 13 Поронайского района Сахалинской области Бургов В.В., с участием защитников юридического лица Дембровской Е.В., Решетовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного участка дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», юридический адрес: г. Поронайск Сахалинской области, ул. Восточная, 162/а, ОГРН 1026500913328, ИНН 6507005455, КПП 650701001, по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА2> государственным инспектором Поронайского района по пожарному надзору <ФИО1> составлен протокол № 124/2 об административном правонарушении в отношении юридического лица - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» в установленный срок до <ДАТА3> не выполнило законное предписание <НОМЕР> от <ДАТА4>, выданное государственным инспектором Поронайского района по пожарному надзору <ФИО2> по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах надзора: здание главного корпуса - детское соматическое отделение, здание акушерско-гинекологического корпуса ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», а  именно в нарушение статьи 4, пунктов 9, 10 статьи 87 Федерального закона № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности», ГОСТа 31251 - 2003, монтаж навесной фасадной системы на указанных объектах выполнен с облицовкой  плитами «HANYI», которые не имеют технического  свидетельства Минрегионразвития РФ и не проходили  натуральные огневые  испытания в составе фасадной системы. Отсутствуют  протоколы огневых испытаний на панели «HANYI»; в нарушение статьи 59 Федерального Закона № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности», оконные и дверные короба указанных объектов, обрамлены противопожарными коробами, которые не ограничивают распространение  пожара за пределы очага; в нарушение статьи 4, пункта 11 статьи 87, таблицы 22, таблицы 6 Федерального Закона № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности», таблицы 7.1 СНиП 31 - 01 - 2003, пункта 5.19 СНиП 21 - 01 - 97*, допущено применение навесной фасадной системы данных объектов, выполнен с облицовкой плит имеющих группу горючести Г 4.

В судебном заседании защитники юридического лица Дембровская Е.В., Решетова А.А. не отрицали факт внесения ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» надзорным органом предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и его неисполнения в установленный срок. Однако, требования предписания не могли быть исполнены по причине отсутствия должного финансирования. Кроме того, во исполнения выданного предписания, 3 октября 2019 года между ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» и ООО «АЛЬПСТРОЙ-ДВ» заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту фасада акушерско-гинекологического корпуса ГБУЗ «ПоронайскаяЦРБ». Просили производство по делу прекратить, поскольку в настоящее время ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» частично предпринимаются  меры по устранению нарушений требований противопожарной безопасности, указанных в предписании надзорного органа.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации,  отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в этой области, определяются и регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон <НОМЕР> ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69 - ФЗ  законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон от  <ДАТА7> № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (статья 1).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков определены статьей 87 Технического регламента, в том числе пунктом 9, согласно которого пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно пунктам 9,10,11 статьи 87 Технического регламента, пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности. В зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

Согласно статье 59 Технического регламента, ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград;  устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;  применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; применение установок пожаротушения.

Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 69 - ФЗ, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона № 69 - ФЗ предусмотрены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, согласно которой, руководители организации имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69 - ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР> (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

В силу статьи 6 Федерального закона № 69 - ФЗ, а также подпункта Е пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что согласно пункту 2.2. Устава ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», указанное учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности.

Как следует из материалов дела, 27 августа 2018 года, на основании распоряжения врио начальника территориального отдела надзорной деятельности Поронайского района <ФИО2> от <ДАТА9> <НОМЕР>, территориальным отделом надзорной деятельности Поронайского района, проведена проверка соблюдения ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» обязательных требований пожарной безопасности, на объектах надзора - здании главного корпуса, детского соматического отделения, акушерско-гинекологического корпуса.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 27 августа 2018 года, было установлено, что в нарушение статьи 4, пунктов 9,10,11 статьи 87 Федерального закона № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности», ГОСТа 31251 - 2003, на здании главного корпуса - детское соматическое отделение, здании акушерско-гинекологического корпуса допущено применение навесной фасадной системы, выполненной с облицовкой плитами «HANYI», которые не имеют технического  свидетельства Минрегионразвития РФ и не проходили  натурные огневые  испытания в составе фасадной системы. Отсутствуют  протоколы огневых испытаний на панели «HANYI»; в нарушение статьи 59 Федерального Закона № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности», оконные и дверные короба домов, расположенных по вышеуказанным адресам, обрамлены противопожарными коробами, которые не ограничивают распространение  пожара за пределы очага; в нарушение статьи 4, пункта 11 статьи 87, таблицы 22, таблицы 6 Федерального Закона № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях  пожарной безопасности», таблицы 7.1 СНиП 31 - 01 - 2003, пункта 5.19 СНиП 21 - 01 - 97*, допущено применение навесной фасадной системы, выполненной с облицовкой плитами, имеющими группу горючести Г 4.

По данному факту 27 августа 2018 года юридическому лицу - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» выдано предписание № 37/01/12 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, со сроком исполнения до 01 августа 2019 года, которое, как было установлено в ходе проведения 10 сентября 2019 года, на основании распоряжения врио начальника территориального отдела надзорной деятельности Поронайского района Сухотина И.Е. № 95 от 15 августа 2019 года, внеплановой выездной проверки, исполнено не было, о чем составлен акт № 95, а в отношении юридического лица 2 октября 2019 года протокол № 124/2 об административном правонарушении по части 13 статьи 19.5 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, факт совершения ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, а именно: распоряжением врио начальника территориального отдела надзорной деятельности Поронайского района Сухотина И.Е. от 06 августа 2018 года № 37, актом проверки от 27 августа 2018 года, предписанием № 37/01/12 от 27 августа 2018 года юридическому лицу - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», протоколом об административном правонарушении от 2 октября 2019 года №124/2 и другими материалами дела.

Суд признает исследованные письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела допустимыми, достоверность которых сомнений не вызывает, и достаточными для разрешения дела по существу, считая установленным факт неисполнения юридическим лицом - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» законного предписания государственного инспектора Поронайского района по пожарному надзору от 27 августа 2018 года  об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Доводы защитников о том, что нарушения, указанные в предписании не могли быть устранены ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» по причине отсутствия финансирования на эти цели, также не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

При этом заключение государственного контракта на выполнение  работ по капитальному ремонту фасада акушерско-гинекологического корпуса  ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку контракт заключен спустя два месяца после даты окончания устранения выявленных нарушений противопожарной безопасности и данным контрактом предусмотрено выполнение только части работ по ремонту фасада ГБУЗ «Поронайская ЦРБ».

Данных, подтверждающих, что юридическое лицо предприняло все меры для выполнения предписания, в том числе уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения некоторых пунктов предписания в указанный срок, обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено.

Все нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в предписании от 27 августа 2018 года, представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», могут повлечь тяжкие последствия вследствие возможного возникновения пожара и за данные нарушения наступает административная ответственность, поскольку они подлежат обязательному устранению.

Принимая во внимание, что надлежащих доказательств принятия юридическим лицом - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» мер, направленных для выполнения предписания надзорного органа, в том числе по уведомлению органа государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, направлении ходатайств о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, не представлено и судом в ходе рассмотрения дела не добыто, суд приходит к выводу о совершении  юридическим лицом -  ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Оснований для освобождения юридического лица ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, поскольку совершенное правонарушение не является малозначительным, в силу того, что не выполнение предписания надзорного органа по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в учреждении здравоохранения, представляет существенную угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

юридическое лицо - ГБУЗ «Поронайская ЦРБ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде  штрафа в размере 90 000 рублей.

Административный штраф перечислить в соответствии с реквизитами на счет УФК по Сахалинской области (ГУ МЧС по Сахалинской области) Счет получателя № 40101810900000010000 Код бюджетной классификации № 17711607000016000140 (БИК 04640100, ИНН 6501154161, ОКАТО: район Сахалинской области л/с 04611783470).

Разъяснить, что в силу части 1 статьи 32.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

После уплаты штрафа, квитанция в течение вышеуказанного срока должна быть сдана в канцелярию судебного участка № 13 Поронайского района Сахалинской области. В случае неуплаты штрафа и непредставления подтверждающего документа в установленные сроки, лицо, обязанное уплатить штраф, подвергается административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а административный штраф взыскивается в принудительном порядке.

Копию мотивированного постановления направить для сведения в территориальный отдел надзорной деятельности Поронайского района УНД ПР ГУ МЧС России по Сахалинской  области, ГБУЗ «Поронайская ЦРБ», защитникам Дембровской Е.В., Решетовой А.А.

Постановление может быть обжаловано в Поронайский городской суд Сахалинской области  в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного постановления, в порядке, предусмотренном статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья судебного участка № 13

Поронайского района Сахалинской области                                              Бургов В.В.

копия верна: мировой судья                                                                       Бургов В.В.