Дело № 2-4338/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мировой судья Шкрябина И.Д.
Тундрового судебного участка г.Воркуты Республики Коми
Исполняющая обязанности временно отсутствующего мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми,при секретаре Черных Н.А.
С участием представителя по доверенности Бабенко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте,
07 августа 2019 года гражданскоедело по иску Алиева Аскера Ибрагимовича к Муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» Муниципального образования городского округа «Воркута» о возмещенииматериального ущерба, взыскании судебных расходов,
установил
Истец обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» Муниципального образования городского округа «Воркута» о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов. Указав в обоснование заявленных требований, что <ДАТА2> двигаясь на автомобиле <ОБЕЗЛИЧЕНО>госномер <НОМЕР> по проезжей части дороги по адресу: <АДРЕС>он совершил наезд на препятствие в виде снежного вала. Определением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Воркуте ввозбуждении дела об административном правонарушении было отказано, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В результате происшедшего ДТП автомобилю <ОБЕЗЛИЧЕНО>госномер <НОМЕР> был причинен ущерб, согласно Отчету <НОМЕР> от <ДАТА3> размер ущерба составил 27900, 00 рублей, стоимость оценочных работ 8000 рублей. В досудебном порядке спор не был разрешен, в связи с чем просит суд взыскать с ответчика причиненный материальный ущерб в размере 27900, 00 рублей, расходы по оплате оценки в размере 8000, 00 рублей, расходы по оплате юридических услуг в сумме 5000, 00 руб. и по возврату госпошлины в сумме 1037,00 руб..
Определением суда от <ДАТА4> в качестве третьего лица по делу привлечен Управление городского хозяйства и благоустройства Администрации МО ГО «Воркута» и Администрация МО ГО «Воркута»
Судебное разбирательство проводится в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Уважительности причин неявки суду не представлено. Истец в представленном суду заявлении просит рассмотрение дела проводить в свое отсутствие, с участием представителя Бабенко С.Л. настаивая на заявленных требованиях.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бабенко С.Л. на иске настаивал, подтвердив заявленными доводами, просил иск удовлетворить по заявленным требованиям.
В представленном суду отзыве на иск Администрация МО ГО «Воркута» указали, на имеющуюся обязанность по содержанию участка дороги где произошло ДТП на МБУ «СДУ» МО ГО Воркута, впредмет деятельности которого входит организация и выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования городского округа «Воркута»
Ответчик исковые требования не признал, указав в представленном суду отзыве, что истцом не были учтены возможные условия дорожного покрытия, погодные условия, а также особенности транспортного средства, в связи с чем был совершен наезд на препятствие в виде снежного кома. Полагают, что ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения является соответствующий орган местного самоуправления. Требования истца считают неправомерными и просят в иске полностью отказать.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие
сторон, по имеющимся в деле доказательствам признавая их наличие достаточным для рассмотрения дела по существу заявленных требований.
Заслушав доводы представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, материалы об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
<ДАТА5> в 15.10 часов по адресу: г. <АДРЕС> Алиев управляя автомобилем <ОБЕЗЛИЧЕНО> <НОМЕР> не учел дорожные погодные условия, особенности транспортного средства, не справился с управлением, в результате чего совершил наезд на препятствие в виде снежного кома.
Определением <НОМЕР> от <ДАТА6> инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Воркуте было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В результате ДТП транспортное средство получило следующие повреждения: разбит передний бампер, деформация нижней части «Телевизора». Сотрудниками ОГИБДД были зафиксированы данные повреждения транспортного средства.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от <ДАТА6> составленному инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Воркуте выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): на проезжей части дороги имеются искажение поперечного профиля покрытия уплотненного снежного покрова высотой / глубиной более 4 см. (15 см.) что не соответствует требованиям п.8.12 ГОСТа Р50597-2017.
Согласно требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. Допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) п. 8.2 на проезжей части дорог категории 1А-111 допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2)см., на дорогах категории 1V- не более 2(4) см., на всех группах улиц-5 см.
Из отчета <НОМЕР> следует, что в результате ДТП поврежден автомобиль марки <ОБЕЗЛИЧЕНО> госрегзнак <НОМЕР> а именно: бампер передний сломан, отсутствует фрагмент с правой стороны бампера нарушение лакокрасочного покрытия; поперечина рамки радиатора нижняя-деформирована; усилитель рамки радиатора нижний - деформирован.
Из указанного отчета следует, что рыночная стоимость без учета износа деталей составляет 27900, 00 рублей, рыночная стоимость с учетом износа деталей составляет 24800, 00 рублей.
В подпункте 5 части1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах движения населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.11 Устава МО ГО «Воркута», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение
функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения (п.1 пп.5).
Решением Главы городского округа «Воркута» председателя Совета МО ГО «Воркута» от 06.03.2018 № 469 утверждено Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Согласно п.2.8 Положения об управлении городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» задачами УГХиБ Администрации МО ГО «Воркута» является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу п. 3.3.9 вышеуказанного Положения задачами УГХиБ Администрации МО ГО «Воркута» является осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В функции УГХиБ Администрации МО ГО «Воркута» также входит согласно п.3.3.1 указанного Положения, распоряжение в установленном порядке средствами дорожного фонда городского округа, участвует в разработке предложений и реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в соответствии с муниципальными программами городского округа (п.3.3.10, 3.3.12).
Постановлением Главы МО ГО «Воркута» № 1447 от 13.11.2010 годасоздано муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута»).
Согласно п.2.1 Устава МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» Учреждение обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них на территории муниципального образования городского округа «Воркута», а также обеспечивает выполнение работ по благоустройству на территории городского округа «Воркута».
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности:
-организация и выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования городского округа «Воркута»,
-организация и выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию улично- дорожной сети на территории муниципального образования городского округа «Воркута»,
-выполнение работ по обустройству и содержанию технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, светофоры, дорожная разметка, дорожные ограждения, искусственные неровности),
-осуществление контроля исполнения заключенных договоров и за качеством работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, объектов благоустройства и объектов уличного освещения, организация надзора,
-организацию в установленном законодательством порядке круглосуточного взаимодействия с соответствующими оперативными службами, а также органами местного самоуправления и подрядными организациями по вопросам, относящимся к деятельности Учреждения.
Учреждение вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, такую как:
-оказание услуг по ремонту техники, намотке щеток для специальной уборочной дорожной техники, предоставлению техники для физических и юридических лиц,
-изготовление и реализация асфальтобетонной смеси,
-выполнение работ в отношении объектов благоустройства относящихся к муниципальной собственности МО ГО «Воркута».
В силу п.2ст.28 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право: получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства. Реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушения требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно абзацу 6 пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения имеют право: на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно- транспортного происшествия. Пунктом 5 ГОСТ Р 50597-2017 утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, предусмотрено п.5.1.1, что проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы) за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
В пункте 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 указано, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки приведенные в таблице 5.3.
Согласно п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению.
Пунктом 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий 1А-111 допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см., на дорогах категории 1V- не более 2 (4) см. на всех группах улиц - 5 см. Согласно п.8.10 указанного ГОСТа допускается наличие уплотненного снежного покрова (далее УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут. Как указано в п.8.12 вышеуказанного ГОСТа УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения.
Факт наличия на проезжей части дороги искажение поперечного профиля покрытия УПС высотой /глубиной более 4 см (15 см) не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, что установлено актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 09.01.2019 года.
Из пункта 1.8 Устава МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» следует, что Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Отраслевым (функциональным) органом управления для Учреждения является Управления городского хозяйства и благоустройства МО ГО «Воркута» исполняющее в отношении Учреждения полномочия, делегированные ему Учредителем (п.1.7). Из п.2.1 Устава следует, что Учреждение создано в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Из п. 2.2.1 Устава следует, что МБУ «СДУ» осуществляет организацию и выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования городского округа «Воркута».
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ внесена запись о создании МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» 10 декабря 2010 г.Также 10.12.2010 года МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» было поставлено на учет в налоговом органе.
Из муниципального задания на 2019 год МБУ «СДУ» следует, что Учреждение обязано выполнять работы по содержанию автомобильных дорог и элементов обустройства в то числе и по ул. <АДРЕС>.
Анализируя собранные и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что причиной дорожно -транспортного происшествия явилось неисполнение МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» надлежащим образом возложенных на них обязанностей в сфере дорожной деятельности. Бездействие по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии негативно сказалось на безопасности дорожного движения.
Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года», где указано, что ответственность за вред причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги.
Доводы ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» указанными в отзыве, суд находит несостоятельными, так как опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, поскольку МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» было создано 10 декабря 2010 года именно для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования городского округа «Воркута», а также обеспечения выполнение работ по благоустройству на территории городского округа «Воркута» и выполнение указанных работ по <АДРЕС>было предусмотрено муниципальным заданием на 2019 год.
При определении размера ущерба суд исходит из стоимости восстановительного ремонта с учетом износа поврежденного автомобиля в размере 24800, 00 рублей по следующим основаниям.
Как определено п.1 ст.1064 ГК РФ вред причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п.2 ст.15).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 ГК РФ).
В силу положений части 3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями статьи 10 Гражданского Кодекса РФ, в силу которых не допускается злоупотребление правом.
Таким образом, защита права потерпевшего посредством полного возмещения вреда, предполагающая право потерпевшего на выбор способа возмещения вреда, должна обеспечивать восстановление нарушенного права потерпевшего, но не приводить к неосновательному обогащению последнего.
Возмещение потерпевшему реального ущерба не может осуществляться путем взыскания денежных сумм, превышающих стоимость поврежденного имущества, либо стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, существовавшее на момент причинения вреда.
Учитывая амортизационный износ транспортного средства, взыскание в его пользу стоимости восстановительного ремонта без учета амортизационного износа заменяемых деталей и механизмов транспортного средства не является возмещением потерпевшему расходов, направленных на приведение автомобиля в первоначальное состояние, поскольку
в данном случае истец получает за счет причинителя вреда улучшение имущества без оснований, установленных законом.
При изложенных обстоятельствах реальный ущерб, который подлежит взысканию составит 24800, 00 рублей (затраты на восстановительный ремонт с учетом износа деталей), оценочные услуги в размере 8000, 00 рублей.
В силу ч.1 ст.98 ГКРФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1ст.100 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно представленной суду квитанции <НОМЕР> от <ДАТА18> истец оплатил <ОБЕЗЛИЧЕНО> 5000, 00 рублей по договору юридических услуг. Исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом сложности дела, объема выполненных работ по оказанию юридической помощи, суд считает возможным взыскать указанные расходы в размере 3000, 00 рублей.
С учетом изложенного в пользу Алиева надлежит взыскать общую сумму в размере 35800, 00 руб. (24800,00+8000,00+3000,00) и по возврату госпошлины 1037, 00 руб.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований и составит в размере - 147, 00 рублей.
В соответствии с положениями ст.ст.61.1, 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты муниципальных районов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Алиева Аскера Ибрагимовича удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в возмещение материального ущерба причиненного в результате дорожно- транспортного происшествия в размере 24800, 00 руб., оценочные услуги в размере 8000, 00 рублей, судебные расходы в сумме 3000,00 руб. и по возврату госпошлины в сумме 1037, 00 руб. а всего взыскать -36837 (тридцать шесть тысяч восемьсот тридцать семь) рублей 00 коп.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в сумме 147, 00 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение может быть обжаловано в Воркутинский городской суд Республики Коми с подачей жалобы через мирового судью Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми в течениемесяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2019г.
Мировой судья И.Д. Шкрябина