Дело № 2 - 107/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
10 апреля 2014 года с. Новичиха.
И.о. мирового судьи судебного участка Новичихинского района Алтайского края Дроботова И.Н.,
при секретаре Трофимчук О.А.,
с участием помощника прокурора Костогладова А.В.,
представителя ответчика - управление социальной защиты населения по Новичихинскому району - Беляевой А.В., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Новичихинского района в интересах Мельникова В. И. к управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району, комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, комитету администрации Новичихинского района по образованию о взыскании расходов по доставке твердого топлива за *** годы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новичихинского района обратился к мировому судье с иском в интересах Мельникова В. И. к управлению социальной защиты населения по Новичихинскому району о взыскании расходов по доставке твердого топлива за ** годы в размере 1 000 рублей. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Мельников В.И. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности.
(дата) Мельников В.И. приобрел у ООО «Н» твердое топливо (дрова), за доставку которого заплатил 400 рублей из расчета 20 рублей за 1 км.
(дата)Мельников В.И. приобрел у ООО «Н» твердое топливо (уголь), за доставку которого заплатил 500 рублей из расчета 25 рублей за 1 км.
(дата) Мельников В.И. приобрел у индивидуального предпринимателя Е. твердое топливо (дрова), за доставку которого заплатил 100 рублей из расчета 25 рублей за 1 км.
Управление социальной защиты населения по Новичихинскому району произвело Мельникову В.И. компенсацию за приобретение твердого топлива, однако компенсация расходов по доставке твердого топлива до жилого дома не была предоставлена.
Прокурор полагает, что действия ответчика при определении порядка предоставления льгот Мельникову В.И., согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз дров и угля, незаконны, нарушают права педагогического работника на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством.
Прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Мельникова В.И. понесенные расходы по доставке твердого топлива за *** годы в размере 1 000 рублей.
Заявление Мельникова В.И. является обращением по обеспечению права социальной защиты гражданина, поэтому, на основании ст.45 ГПК РФ, прокурор счел необходимым обратиться в суд с вышеизложенными исковыми требованиями.
После предъявления иска в суд прокурор уточнил исковые требования, просил взыскать невыплаченную компенсацию понесенных расходов по доставке твердого топлива за (дата) годы в размере 1 000 рублей с ответчика за счет средств краевого бюджета.
Определением мирового судьи от (дата) для правильного разрешения заявленного иска в качестве соответчика был привлечен комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и комитет администрации Новичихинского района по образованию.
В судебном заседании помощник прокурора Новичихинского района Костогладов А.В. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Мельников В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель управления социальной защиты населения по Новичихинскому району Беляева А.В. исковые требования не признала на том основании, что компенсация расходов по доставке твердого топлива не предусмотрена законодательством, существующий порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не нарушает прав истца на получение мер социальной поддержки. Представитель считает, что требование о компенсации расходов по доставке твердого топлива за ** год должны быть предъявлены к комитету администрации Новичихинского района по образованию, так как на управление социальной защиты населения эта обязанность возложена с (дата). Представитель просит применить трехгодичный срок исковой давности к требованию о взыскании расходов по доставке твердого топлива за ** год.
Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике просил рассмотреть дело без участия его представителя, исключить комитет из числа участников процесса.
Комитет по образованию администрации Новичихинского района просил рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с п.3 ч.5 ст.55 Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, действовавшего до 01 сентября 2013 года, и ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273_ФЗ от 29 декабря 2012 года, действующего в настоящее время, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В судебном заседании установлено, что Мельников В.И. является бывшим педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), общей площадью ** кв.м.. Мельников В.И. имеет на основании п.3 ч.5 ст.55 Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, действовавшего до 01 сентября 2013 года, и ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273_ФЗ от 29 декабря 2012 года, действующего в настоящее время, ст.ст.2 и 3 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03.11.2005г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности»,
п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012г. № 99, право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с договорами купли-продажи твердого топлива Мельников В.И. приобрел в ** году дрова в объеме 5 куб. м. на сумму 5 500 руб., при этом за доставку дров уплатил 20 км х 20 руб. = 400 рублей; в ** году - дрова в объеме 6,6 куб. м. на сумму 6 600 руб., при этом за доставку дров уплатил 4 км х 25 руб. = 100 рублей;. в ** году - уголь в количестве 2,95 тонн на сумму 7 670 руб., при этом за доставку угля уплатил 20 км х 25 руб. = 500 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются платежными документами, представленными истцом, не оспариваются сторонами.
Согласно ст. 3 Закона Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012г. № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Пунктами 2-4 указанных Правил предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется уполномоченным органом на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо (пункт 31 Правил).
В соответствии с решением управления Алтайского края от 26.07.2011 года № 169 «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям», установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое. В п.2 указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения раскола, доставки дров продавцом покупателю оплата данных услуг производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца.
Суд установил, что при расчете компенсации за приобретение твердого топлива Мельниковым В.И. учитывались общая площадь занимаемого жилого помещения, утвержденные тарифы на отопление и цены на твердое топливо. За приобретение дров и угля истцу была выплачена компенсация без учета доставки дров и угля. При этом суммы, уплаченные Мельниковым В.И. за доставку дров в *** году в сумме 400 руб., за доставку дров в ** году в сумме 100 руб., за доставку угля в *** году в сумме 500 рублей, ему не компенсированы, поскольку, по мнению управления по социальной защите населения по Новичихинскому району, вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена компенсация за доставку твердого топлива, это не входит в понятие компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Суд приходит к выводу, что действия ответчика по невыплате компенсации за доставку твердого топлива не основаны на законе.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцу Мельникову В.И. должны учитываться расходы, оплаченные им за доставку твердого топлива, исходя из следующего.
В ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В решении от 26.07.2011 года № 169 «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, …» указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения доставки дров продавцом покупателю оплата данных услуг производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца (п.п. 2-3).
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, следовательно, расходы по доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику.
Доводы представителя ответчика о том, что компенсация по доставке твердого топлива не входит в понятие «коммунальные услуги», мировой судья не принимает во внимание, поскольку ФЗ «Об образовании» устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Суд приходит к выводу, что в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива, его доставка до места жительства педагогического работника.
В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением, и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Следовательно, действия управления социальной защиты населения по Новичихинскому району в отношении Мельникова В.И. при определении порядка предоставления ему льгот, согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз дров и угля, не основаны на законе.
В договорах купли-продажи твердого топлива стороны определили стоимость доставки дров и угля. Указанные суммы являются разумными и обоснованными, сторона ответчика их не оспаривает.
Иск подлежит удовлетворению.
Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску является управление социальной защиты населения по Новичихинскому району, компенсация подлежит взысканию с надлежащего ответчика за счет средств бюджета Алтайского края.
Доводы представителя ответчика Беляевой А.В. о том, что обязанность по возмещению расходов за доставку твердого топлива за ** год должен нести комитет по образованию являются несостоятельными, поскольку, хотя спорные правоотношения и возникли в *** году, но о нарушении прав материального истца стало известно лишь в текущем ** году, когда соответствующие полномочия предшественника управления соцзащиты по компенсации сельским педагогам расходов на оплату стоимости отопления жилья - комитета по образованию администрации Новичихинского района, были прекращены ( в том числе и финансирование этих обязательств), поэтому необходимо взыскать сумму компенсации с управления социальной защиты, имеющего необходимое финансовое обеспечение новых полномочий.
Заявление представителя ответчика Беляевой А.В. о пропуске трехгодичного срока исковой давности по требованию о выплате компенсации за *** год не основано на законе.
Суд установил, что правоотношения сторон по обеспечению права педагогов на компенсацию расходов на жилую площадь, отопление и освещение в сельской местности носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие применение срока исковой давности, к ним не применяются, а Закон «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, действовавший до 01 сентября 2013 года, и ФЗ «Об образовании в РФ» № 273_ФЗ от 29 декабря 2012 года, действующий в настоящее время, нормы о применении срока исковой давности не содержит.
При этом региональный законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, определил в п. 41 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, что начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы педагогическим работником своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные педагогическим работником своевременно по вине управления социальной защиты населения или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Суд установил, что Мельникову В.И. выплачивалась сумма компенсации за доставку твердого топлива за *** год не в полном размере, необходимо взыскать 400 рублей компенсации за доставку твердого топлива в ** году с ответчика. Суд приходит к выводу, что применение срока исковой давности в указанном случае не основано на законе.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 5 ст. 198, ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 1 000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ *** ░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ :_____________________________░.░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.