5-120-534/2020П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 10 июля 2020 года г.Волгоград Мировой судья судебного участка №120 Волгоградской области Ершов Е.Н., (г. Волгоград, пр-т Ленина, 56а), рассмотрев единолично дело, поступившее в адрес судебного участка в отношении ООО «Аварийно-ремонтная служба»,<ОБЕЗЛИЧЕНО> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Аварийно-ремонтная служба» зарегистрировано в 2015 году и осуществляет деятельность в сфере управления эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В соответствии с п.п. 1 Постановления Администрации Волгограда от 30.12.2015 (ред. 19.06.2017) № 1865 «Об утверждении положений об управлении «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда и отделах, Управление «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда является структурным подразделением аппарата главы Администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Примерно в летний период времени 2018 года, но не позднее середины июня 2018 года, более точное время и дата не установлены, у ООО «Аварийно-ремонтная служба» возникли проблемы с сотрудниками инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда, в связи с проведением ими проверок организации, по итогам которых вносились предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, составлялись протоколы об административных правонарушениях, в результате чего организация систематически привлекалась к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа. Примерно в третьей декаде июня 2018 года, более точная дата и время не установлены, Кузьмин С.В., замещавший должность директора ООО «Аварийно-ремонтная служба», обсудил вышеуказанную проблему со своим заместителем Ильичевым Р.В., который в свою очередь примерно в июле 2018 года обратился к своему знакомому Ендояну С.Р. с просьбой связаться с одним из сотрудников инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда и поговорить о систематическом привлечении к административной ответственности за нарушение норм жилищного законодательства ООО «Аварийно-ремонтная служба», а также попросил выяснить у последнего есть ли возможность каким-либо образом избежать привлечения организации к административной ответственности. Примерно во второй декаде июля 2018 года, более точные даты и время не установлены, исполняя просьбу Ильичева Р.В., Гндоян С.Р. обратился к Скворцову А.А., замещавшему должность начальника инспекционного отдела Управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда по вопросу оказания содействия в решении вопроса о не привлечении ООО «Аварийно-ремонтная служба» к административной ответственности в период времени с июля 2018 по август 2018 года, за незаконное денежное вознаграждение в размере 10000 рублей. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7 должностной инструкции начальника инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда (далее - Инструкция), утвержденной начальником управления, Скворцов А.А. обязан осуществлять организацию и руководство работой отдела; своевременно и в полной мере исполнять и осуществлять контроль за исполнением специалистами отдела своих должностных обязанностей; осуществлять контроль исполнения принятых решений и документов по вопросам, отнесенным к его компетенции и компетенции специалистов отдела. Кроме того, в соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.5, 4.8, 4.9 Инструкции, Скворцов А.А. вправе давать распоряжения работникам отдела и контролировать их исполнение; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований предусмотренные статьями 7.22-7.23, ч.4 и 5 ст. 9.16, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч.1 ст. 19.5, ч. 24 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принимать меры по предотвращению таких нарушений. Таким образом, Скворцов А.А., замещая должность начальника инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда, был наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а также обладал полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определённые юридические последствия, в связи с чем выполнял функции представителя власти, то есть являлся должностным лицом. На данное предложение Скворцов А.А. ответил согласием и пояснил Гндояну С.Р., что он готов оказать помощь в не привлечении к административной ответственности ООО «Аварийно-ремонтная служба» по итогам проведенных проверок в июле и августе 2018 года сотрудниками инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда, путем уничтожения административных протоколов о нарушении норм жилищного законодательства. О данной договоренности Гндоян С.Р. сообщил Ильичеву Р.В., который, в свою очередь передал информацию Кузьмину С.В., который на озвученное посредниками предложение согласился. Во исполнение ранее возникшей договоренности 30.08.2018 г., более точное время не установлено, Кузьмин С.В., находясь в рабочем кабинете, расположенном на 2 этаже жилого здания по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. им. Стрельца, д. 81 «а», передал Ильичеву Р.В. денежные средства в размере 10000 рублей, предназначенные в качестве незаконного денежного вознаграждения Скворцову А.А., за оказание помощи в не привлечении к административной ответственности ООО «Аварийно-ремонтная служба» по итогам проведенных проверок в период времени с июля по август 2018 года сотрудниками инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда. 30.08.2018, в 17 часов 31 минуту, Гндоян С.Р., получил перевод на свою банковскую карту (расчетный счет №40817810411006023812 открытый в отделении 8621/106 ПАО «Сбербанк» по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 1 корпус Б) с банковской карты Ильичева Р.С. (расчетный счет № 40817810411006030423 открытый в отделении 8621/777 ПАО «Сбербанк» по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 1, корп. «Б») денежные средства в размере 10 000 рублей. 31.08.2018, во второй половине дня, более точное время не установлено, Гндоян С.Р., находясь у дома № 2 по ул. 7-ой Гвардейской, Центрального района, г. Волгограда, передал Скворцову А.А. наличные денежные средства в размере 10 000 рублей, которые явились незаконным денежным вознаграждением за оказание помощи в непривлечении к административной ответственности ООО «Аварийно-ремонтная служба» по итогам проведенных проверок в июле-августе 2018 года. В свою очередь Скворцов А.А., во исполнение ранее возникшей договоренности, в августе 2018 года, более точные время и даты не установлены, собственноручно уничтожил административные протоколы о нарушении норм жилищного законодательства составленные сотрудниками инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда в к отношении ООО «Аварийно-ремонтная служба». Изложенные и иные факты послужили основанием для возбуждения в СУ СК России по Волгоградской области 29.03.2019 уголовного дела в отношении Скворцова А.А., которое направлено с обвинительным заключением в суд и рассмотрено с вынесением обвинительного приговора по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ. Действия Кузьмина С.В. и Ильичева Р.В. по передаче незаконного денежного вознаграждения в размере 10 000 рублей от имени и в интересах ООО «Аварийно-ремонтная служба» начальнику инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда Скворцову А.А. за оказание помощи в непривлечении к административной ответственности ООО «Аварийно-ремонтная служба» по итогам проведенных проверок в июле-августе 2018 года, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением). Событие и состав правонарушения, а также причастность к нему ООО «Аварийно-ремонтная служба» подтверждается собранными доказательствами, в том числе копиями протоколов допроса Скворцова А.А., Гндояна С.Р., Кузьмина С.В., Ильичева Р.В. и др. Правонарушение совершено ООО «Аварийно-ремонтная служба» умышленно, поскольку у него имелась возможность не допустить факт передачи должностному лицу незаконного денежного вознаграждения, однако обществом не были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства. Законный представитель ООО «Аварийно-ремонтная служба» Колоскова И.А. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, поскольку считает что сам по себе статус Кузьмина С.В. как директора ООО «Аварийно-ремонтная служба» не предопределяет оценку всех его действий, как действий, совершаемых юридическим лицом, и не означает, что во всех правоотношениях, в которых Кузьмин С.В. является участником , он выступает от имени общества. Кузьмин С.В. действовал самостоятельно, вопреки интересам общества. Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Волгоградской области Грошевая Ю.П. в судебном заседании поддержала постановление по изложенным в нем доводам, настаивала на привлечении ООО «Аварийно-ремонтная служба» к административной ответственности, мотивируя обстоятельствами, изложенными в материалах дела. Свидетель Кузьмин С.В. в судебном заседании пояснил, что когда он был работником организации, был ряд проверок в отношении организации, по результатам которых, в отношении Кузьмина С.В. составлялись протоколы об административных правонарушениях, по рассмотрению которых Кузьмин С.В. нес материальную ответственность. Кузьмин С.В. решил передать взятку, чтобы в отношении него, а не в отношении организации не составлялись протоколы. От имени ООО «Аварийно-ремонтная служба» предложения не высказывались Кузьминым С.В., исключительно только за себя. ООО «Аварийно-ремонтная служба» ценностей и денежных средств для решения вопроса не передавалось. Также Кузьмин С.В. пояснил, что он имел право представлять организацию, юридическое лицо. Юридическое лицо неоднократно привлекалось к административной ответственности. Почему такие показания в рамках уголовного дела им давались не знает, сам заявил в правоохранительные органы, что передал денежные средства. Судья, выслушав прокурора Грошевую Ю.П., законного представителя ООО «Аварийно-ремонтная служба» Колоскову И.А., свидетеля Кузьмина С.В., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.28 КоАП РФ, выражается в совершаемых от имени или в интересах юридического лица действиях, состоящих в незаконной передаче, предложении или обещании должностным лицам, указанным в данной статье, денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение должностным лицом в интересах этого юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением. Административное правонарушение считается оконченным с момента предложения должностному лицу денег за совершение в интересах юридического лица действия, связанного с занимаемым им служебным положением. Субъектом правонарушения является юридическое лицо, от имени или в интересах которого осуществлялись действия, указанные в диспозиции данной статьи. Из материалов дела усматривается, что во исполнение ранее возникшей договоренности 30.08.2018 г., более точное время не установлено, Кузьмин С.В., находясь в рабочем кабинете, расположенном на 2 этаже жилого здания по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. им. Стрельца, д. 81 «а», передал Ильичеву Р.В. денежные средства в размере 10000 рублей, предназначенные в качестве незаконного денежного вознаграждения Скворцову А.А., за оказание помощи в не привлечении к административной ответственности ООО «Аварийно-ремонтная служба» по итогам проведенных проверок в период времени с июля по август 2018 года сотрудниками инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда. 30.08.2018, в 17 часов 31 минуту, Гндоян С.Р., получил перевод на свою банковскую карту (расчетный счет №40817810411006023812 открытый в отделении 8621/106 ПАО «Сбербанк» по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 1 корпус Б) с банковской карты Ильичева Р.С. (расчетный счет № 40817810411006030423 открытый в отделении 8621/777 ПАО «Сбербанк» по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 1, корп. «Б») денежные средства в размере 10 000 рублей. 31.08.2018, во второй половине дня, более точное время не установлено, Гндоян С.Р., находясь у дома № 2 по ул. 7-ой Гвардейской, Центрального района, г. Волгограда, передал Скворцову А.А. наличные денежные средства в размере 10 000 рублей, которые явились незаконным денежным вознаграждением за оказание помощи в непривлечении к административной ответственности ООО «Аварийно-ремонтная служба» по итогам проведенных проверок в июле-августе 2018 года. В свою очередь Скворцов А.А., во исполнение ранее возникшей договоренности, в августе 2018 года, более точные время и даты не установлены, собственноручно уничтожил административные протоколы о нарушении норм жилищного законодательства составленные сотрудниками инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда в отношении ООО «Аварийно-ремонтная служба». Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03 июня 2020 г.; уставом ООО «Аварийно-ремонтная служба»; должностной инструкцией заместителя директора по производственным вопросам ООО «Аварийно-ремонтная служба»; трудовым договором от 14.04.2015 г.; трудовым договором №85/15 от 01.12.2015 г.; приказом о приеме на работу Ильичева Р.В. от 01.12.2015 г., приказом о прекращении трудового договора с Ильичевым Р.В., от 28.09.2018 г.; приказом о приеме на работу Кузьмина С.В. от 14.04.2015 г., приказом о прекращении трудового договора с Кузьминым С.В., от 02.10.2018 г.; распоряжением №535-р от 17.08.2017 г.; должностной инструкцией начальника инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда; рапортом об обнаружении признаков преступления; протоколом явки с повинной Кузьмина С.В. от 30.07.2019 г., постановлением о возбуждении уголовного дела №11902180029000145 от 16.09.2019 г.; протоколом допроса подозреваемого Кузьмина С.В. от 26.09.2019 г., протоколом допроса свидетеля Кусьмина С.В. от 22.01.2020 г.; протоколом допроса свидетеля Ильичева С.В. от 23.07.2019 г.; протоколом допроса подозреваемого Ильичева Р.В. от 01.09.2019 г. и от 30.09.2019 г.; протоколом дополнительного допроса обвиняемого Гндояна С.Р. от 02.08.2019 г.; протоколом допроса обвиняемого Гндояна С.Р. от 11.03.2020 г., протоколом допроса обвиняемого Скворцова А.А. о 30.04.2019 г.; приговором по делу №1-115/2020 от 25.05.2020 года, которые оценены в совокупности с другими материалам дела об административном правонарушении по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Таким образом, указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний. В противном случае, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости. В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Санкция ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей. При назначении наказания суд принимает во внимание все обстоятельства административного правонарушения, характер совершенного правонарушения. В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает привлечение к административной ответственности за аналогичное правонарушение впервые. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено. На основании изложенного, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, применительно к рассматриваемому случаю, суд, учитывая фактическое финансовое положение юридического лица, которое имеет задолженность перед контрагентами в размере 4469078 руб. 39 коп., размер незаконно переданного денежного вознаграждения, приходит к выводу, что в данном случае административный штраф юридическому лицу может быть назначен в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Руководствуясь ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л : Признать ООО «Аварийно-ремонтная служба» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначить ООО «Аварийно-ремонтная служба» административное наказание в виде штрафа в размере 500000 (пятисот тысяч) рублей. Оплату штрафа необходимо производить по следующим реквизитам: УФК по Волгоградской области (Прокуратура Волгоградской области л/с 04291356840), ИНН 3444048120, КПП 344401001 ОКТМО 18701000 Банк получателя: отделение Волгоград, г.Волгоград расчетный счет 40101810300000010003, БИК 041806001, Код бюджетной классификации: 41511690040046000140 назначение платежа Административный штраф. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а также в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Мотивированное постановление составлено: 13 июля 2020 года Мировой судья: Е.Н. Ершов