РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-4877/2019 06 ноября 2019 года
Мировой судья судебного участка № 1 Коряжемского судебного района Архангельской области Е.И. Башлачева,
при секретаре О.С. Вилковой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в г. Коряжме гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия города Коряжмы «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» к Боровому Владиславу Александровичу, Боровой Екатерине Сергеевне о взыскании задолженности по установке общедомовых приборов учета, процентов за предоставленную рассрочку,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Коряжма Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту МУП «ПУ ЖКХ», истец) обратились в суд с иском к Боровому В.А., Боровой Е.С. (далее по тексту ответчик) о взыскании задолженности по установке общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды (далее по тексту ОДПУ) и процентов в размере 6850 рублей 51 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей (по ? доли с каждого).
В обосновании заявленных требований указано, что ответчики являлись собственником жилого помещения по адресу: <АДРЕС> по <ДАТА2> Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома <НОМЕР>, где ответчик владеет на праве собственностью квартирой, не было принято решение об установке ОДПУ, МУП «ПУ ЖКХ» осуществило установку ОДПУ собственными силами (посредством подрядной организации ООО «ТеплоЭнергоМонтаж») поэтому на основании п. 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, имеет право выставлять счета на оплату расходов, связанных с установкой приборов учета. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об энергоснабжении), ответчик имеет право оплатить сразу всю стоимость установки ОДПУ, но предусматривается возможность заплатить эту сумму и в рассрочку на срок до 5 лет, или с меньшим периодом рассрочки. Ответчику в <ДАТА> был выставлен счет в размере 4803 рубля 27 копеек с приложением графика расчета платежей по рассрочке за выполненные работы «Установка ОДПУ», содержащей в себе информацию об установленных в доме общедомовых приборах и необходимости выбора способа оплаты. Ответчик не выразил желания оплачивать расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в связи с чем, ответчику была предоставлена рассрочка сроком 5 лет.
В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
От ответчиков Борового В.А., Боровой Е.С. поступили возражения, согласно которым ответчики просят исковые требования оставить без удовлетворения в виду того, что они не являются собственниками данной квартиры. Кроме того просил применить срок исковой давности.
Третьи лица Жуков А.Н., Жукова С.Н. в письменных возражениях просили требования оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица ООО «Комплекс» предоставили данные о том, что собственниками жилого дома не было принято решение о взыскании данных сумм управляющей компанией.
На основании ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, ответчиков, третьих лиц.
Исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно с ч. 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из ст. 44 Жилищного кодекса РФ следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Таким образом, решение об установке общедомовых приборов учета воды в доме <НОМЕР> должно было быть принято на общем собрании собственников названного дома.
Вместе с тем, в нарушение ч. 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении собственниками помещений многоквартирного дома <НОМЕР> в срок до <ДАТА5> общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу установки общедомовых (коллективных) приборов учета используемой тепловой энергии, горячей и холодной воды, соответствующее решение о выборе подрядной организации и заключении договора на установку не принято.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи (организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Как следует из материалов дела, в нарушение ч. 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении в срок до <ДАТА5> собственниками помещений в доме <НОМЕР>решение об установке ОДПУ не приняли.
В соответствии с п. п. 3 п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники в доме <НОМЕР>, выбрали способ управления домом - управление управляющей организацией «Комплекс» и заключили договор управления многоквартирным домом. Именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества.
В соответствии с п. 2.4.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 21.09.2003 года № 170, установка приборов учета расхода холодной и горячей воды на здание, является одним из видов капитального ремонта многоквартирного дома, ответственность за проведение которого, несет управляющая организация.
В связи с вышеизложенным, именно управляющая организация отвечает перед собственниками за качество выполненных работ по установке общедомовых приборов учета. Управляющая организация «Комплекс» осуществила допуск ресурсоснабжающей организации МУП «ПУ ЖКХ» к месту установки приборов учета, контролировала ход работ и приняла их результаты, подписав соответствующий акт - Акт допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя от <ДАТА8>
Одним из критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета, в соответствии с п.п. а п. 2 критерий наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета (приложение № 1 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12. 2011 г. N 627), является невозможность установки приборов учета без капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей.
Перед установкой приборов учета в доме <НОМЕР>, МУП «ПУ ЖКХ» произвело обследование внутридомовых инженерных сетей и установило наличие технической возможности установить приборы учета без проведения капитального ремонта.
На основании ч. 12 ст. 13 Закона об энергоснабжении между Муниципальным унитарным предприятием «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (заказчик) и ООО «ТеплоЭнергоМонтаж» (подрядчик) <ДАТА9> заключен договор подряда на проектирование и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах, расположенных на территории города Коряжмы. Из приложения к договору видно, что в перечень домов для проведения работ по установке коллективных приборов учета включен многоквартирный дом <НОМЕР>.
Данный договор действующему законодательству не противоречит, его положения вытекают из требований ч.ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергоснабжении.
<ДАТА10> управляющей компанией ООО «Комплекс», представителем собственников жилых помещений в многоквартирном доме у энергоснабжающей организации МУП «ПУ ЖКХ» приняты в эксплуатацию ОДПУ, о чем составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя, согласно которому в доме <НОМЕР> Архангельской области установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды.
Согласно акту о приемке выполненных работ от <ДАТА11> приборы ОДПУ в доме <НОМЕР> и готовы к эксплуатации.
Согласно локальной смете <НОМЕР> и счете о стоимости выполненных работ <НОМЕР> от <ДАТА12>, справке о стоимости выполненных работ следует, что стоимость работ по установке общедомовых (коллективных) приборов узла учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в доме <НОМЕР> составила 204426 рублей 00 коп., с учетом НДС - 241222 рубля 68 копеек. Денежные средства оплачены подрядчику, что подтверждается счетом <НОМЕР> от <ДАТА12>.
В силу ст. 146 Налогового кодекса РФ работы по установке коллективного прибора учета являются для МУП «ПУ ЖКХ» операциями по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, в связи с чем подлежат обложению НДС.
Как следует из материалов дела, ООО «Тепло-ЭнергоМонтаж» НДС не выделила, поскольку находится на упрощенной системе налогообложения.
Уплата МУП «ПУ ЖКХ» НДС подтверждена предоставленными в материалы дела налоговой декларацией <ДАТА>.
В связи с чем расчет суммы платежа за ОДПУ с учетом уплаченной суммы НДС мировой судья полагает правомерным.
Ответчики в период до <ДАТА14> являлись собственниками жилого помещения расположенного по адресу: <АДРЕС> по ? доли у каждого, что не оспаривается ответчиками и подтверждается сведениями, имеющимися выписке из ЕГРН
Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в этом доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения (ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из представленных пояснений истца видно, что согласно имеющимся сведениям в техническом паспорте дома <АДРЕС>, общая площадь помещений в многоквартирном доме составляет 2003,8 кв.м., из них площадь жилого помещения ответчика - 39,9 кв.м..
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергоснабжении, п. 38(1) Правил содержания общего имущества ответчик Боровой В.А., как лицо, не исполнившее в установленный срок обязанность по оснащению многоквартирного дома <НОМЕР> (общедомовым) прибором учета холодной воды обязана оплатить расходы МУП «ПУ ЖКХ» на установку этого прибора в части затрат, приходящихся на принадлежащую ответчику квартиру, в размере 4803 рубля 27 копеек.
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги производится в соответствии со ст. 155 ЖК РФ.
Примерные формы платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг в 2011-2014 годах были утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 года № 454, в 2015-2017 годах приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 924/пр, с 2018 года приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.
Согласно пункту 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 22 от 27 июня 2017 года «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Как следует из имеющихся в материалах дела <НОМЕР> квитанций на оплату ОДПУ, которые выставлялись по адресу <АДРЕС>, данные документы соответствовали действующим на момент их предъявления нормативно-правовым актам, содержали все необходимые реквизиты для оплаты.
Для оплаты установленного прибора истцом за <ДАТА> была направлена квитанция об оплате расходов в размере 4803 рубля 27 копеек с указанием о возможности предоставления рассрочки по уплате указанной суммы сроком на 60 мес. с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка России 8,25% в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ.
У ответчиков образовалась задолженность по оплате понесенных истцом расходов основной долг в размере 4803 рубля 27 копеек, проценты за предоставление рассрочки в сумме 2047 рублей 24 копейки (согласно прилагаемому расчету).
Судом проверен расчет начисления основного долга и процентов, который является правильным.
При указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании в пользу МУП «ПУ ЖКХ» с ответчиков части расходов на установку ОДПУ в многоквартирном доме <НОМЕР> и процентов за предоставленную рассрочку подлежат удовлетворению.
Ответчиками заявлено о применении срока исковой давности. Мировой судья полагает необходимым применить положения о сроке исковой давности, исходит из следующего.
Рассмотрев возражения ответчиков о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо применить срок исковой давности к требованиям о взыскании задолженности, поскольку согласно ст. 204 Гражданского кодекса российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В силу п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. Если при этом не истёкшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
В силу пункта 24