Дело № 5-107/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства
по делу об административном правонарушении
г.п. Угольные Копи 04 июня 2021 года
Мировой судья судебного участка Анадырского района Чукотского автономного округа Иванова А.С., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника УООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Самодуровой Ольги Викторовны,
у с т а н о в и л:
18 мая 2021 года в судебный участок мирового судьи Анадырского района поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника УООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Самодуровой О.В., и другие материалы дела.
Как следует из протокола, Самодурова О.В., являясь должностным лицом - начальником УООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа, 02 февраля 2021 года при осуществлении своих должностных обязанностей совершила противоправное виновное действие, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии № 162571, выданной 11 апреля 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, раздела XX Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 2385, а именно: на Участке обработки и обмена авиапочты Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа допустила нарушение сроков пересылки почтового отправления 1-го класса <НОМЕР> от 27 января 2021 года, за что частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Изучив при подготовке к рассмотрению содержащиеся в материалах дела доказательства, прихожу к следующему.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет за собой ответственность, установленную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Пункт 36 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Статьёй 14 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон о почтовой связи) установлено, что основной гарантией доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является, кроме прочего, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
В силу абзаца 4 Закона о почтовой связи качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Статья 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования, соблюдение которых является необходимым условием осуществления деятельности.
В соответствии со статьёй 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ФГУП «Почта России» (01 октября 2019 года реорганизованное в форме преобразования в АО «Почта России») оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 162571, выданной 11 апреля 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с условиями лицензии при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом «О связи», другими Федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи.
Согласно пункту 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закон о почтовой связи порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила оказания услуг почтовой связи утверждены приказом Минкомсвязи от 31 июля 2014 года № 234.
В силу пункта 23 данных Правил нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2021 года в Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу поступило обращение гражданки <ФИО1> (<НОМЕР>), по результатам рассмотрения которого выявлено несоблюдение Участком обработки и обмена авиапочты Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» обязательных требований в области связи.
Так, в результате рассмотрения обращения <ФИО1> установлено, что почтовое отправление 1-го класса <НОМЕР> (в ОСП Анюйск) 27 января 2021 года принято в ОПС Анадырь. В силу распоряжения АО «Почта России» от 21 июля 2020 года № 150-р, частота перевозки отправлений 1-го класса в соответствии с п. 2.3 приложения к распоряжению, для входящих отправлений 1-го класса от момента их поступления в объект почтовой связи, осуществляющий обмен почтой с магистральными маршрутами, до момента поступления в ОПС, осуществляющее вручение отправления 1-го класса, при поступлении такого отправления после 10 часов 00 минут местного времени обмен с адресным ОПС должен производиться не позднее 12 часов 00 минут местного времени следующего дня.
Проверкой установлено, что поступившее в 17 часов 42 минуты 29 января 2021 года на Участок обработки и обмена авиапочты Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа почтовое отправление 1-го класса <НОМЕР> должно было быть направленным в адресное ОПС не позднее 12 часов 00 минут 01 февраля 2021 года (с учетом выходных дней 30 и 31 января 2021 года), а не в 09 часов 30 минут 03 марта 2021 года, как усматривается из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 68900055363560.
Как следует из материалов дела, Самодурова О.В. с 13 сентября 2018 года является начальником УООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» (приказ УФПС Чукотского АО от 11 сентября 2018 года № 564/к). В ее должностные обязанности входит, в том числе, обеспечение своевременного и качественного приема и отправки почты в установленные сроки.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что начальником УООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Самодуровой О.В. не обеспечено соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.
Наличие события административного правонарушения, изложенного а протоколе об административном правонарушении, подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П, прихожу к выводу, что в настоящее время срок давности привлечения Самодуровой О.В. к административной ответственности, составляющий три месяца с момента совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, истек.
К такому выводу прихожу с учетом следующего.
Согласно общим положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Из материалов дела следует, что замедление почтового отправления 1-го класса <НОМЕР> произошло на Участке ООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» в связи с нарушением сроков пересылки.
Правила оказания услуг почтовой связи, нарушение которых вменяется Самодуровой О.В., обязывают операторов почтовой связи обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельности в области почтовой связи, условиями договора и лицензионными требованиями.
Распоряжением АО «Почта России» от 21 июля 2020 года № 150-р утверждены контрольные сроки пересылки отправлений 1-го класса, нормативы обработки данных отправлений, частота их перевозки, которыми надлежит руководствоваться операторам. По истечении установленных сроков обязанность оператора почтовой связи не может быть признана исполненной надлежащим образом, что не позволяет отнести такое нарушение лицензионных требований и условий к длящимся правонарушениям.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению не с момента времени, когда было обнаружено данное правонарушение (Управлением Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу получено достаточно данных, указывающих на состав и событие административного правонарушения), а со дня его совершения - с 02 февраля 2021 года.
Следовательно, срок привлечения должностного лица Самодуровой О.В. к административной ответственности истёк 01 мая 2021 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года, следует, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 29.10 названного Кодекса. Из смысла части 2 статьи 29.4 КоАП следует, что судьей постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том случае, если обстоятельства, предусмотренные статьёй 24.5 КоАП, наступили в суде. Если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.
Согласно почтовому штемпелю на конверте, административный материал направлен административным органом в суд 26 апреля 2021 года, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, а поступил в суд 18 мая 2021 года, то есть за его пределами.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 и статьи 4.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника УООАП Угольные Копи УФПС Чукотского автономного округа - филиала АО «Почта России» Самодуровой Ольги Викторовны прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Анадырский районный суд через мирового судью судебного участка Анадырского района в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления.
Судебный участок мирового судьи Анадырского района г.п. Угольные Копи, ул. Школьная,д. 13
<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья А.С. Иванова