УИД 69RS0002-02-2020-000006-10
Дело № 2а-1-28/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Весьегонск 28 января 2020 г.
Судья Бежецкого межрайонного суда Тверской области Шишова Е.А.,
рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Весьегонского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено,
у с т а н о в и л:
Прокурор Весьегонского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено. Свои административные исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Весьегонского района Тверской области проведена проверка на предмет размещения в сети Интернет информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В ходе проверки установлены Интернет-страницы, расположенные по сетевому адресу: https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8, https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=5GfbarvJ6Xk.
На данных страницах размещены видеоролики с агрессивным поведением несовершеннолетних и в их отношении, дракой между детьми, избиением детей. Вход на указанный сайт свободный, не требует регистрации, ознакомиться с содержание Интернет-страницы может любой Интернет-пользователь.
Просит признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах с электронным адресом:
https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8, https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=5GfbarvJ6Xk
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный истец прокурор Весьегонского района Тверской области а исковом заявлении просил дело рассмотреть в упрощенном порядке и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области в судебное заседание не явился, письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить требования частично, поскольку видео со страницы www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8 было удалено, доступ к данному ресурсу заблокирован, возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке не представил.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.200 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлен ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от № 149-Ф3 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, ступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Статьей 15 указанного Федерального закона что на территории Российской Федерации использование телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача формации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами, требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьями 111, 112, 115 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, статьями 118 УК РФ – за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, статьей 119 УК РФ – за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, статьей 116 УК РФ – за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий причинивших физическую боль (но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ), статьей 117 УК РФ – за истязания.
Статья 213 УК предусматривает уголовную ответственность за хулиганство (грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Одновременно ответственность за мелкое хулиганство предусмотрена ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В силу п.5 ст. 33 УК РФ способствование совершению таких действий советами, указаниями, предоставлением информации может рассматриваться как информационное пособничество в совершении указанных выше преступлений.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей, в том числе являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.п.1.3,5,6 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение с использованием информационно-телекоммуникационной услуг сетей, в том числе в сети «Интернет», информации содержащей агрессивное поведение несовершеннолетних и в их отношении, драки между детьми.
Свободное распространение в сети «Интернет» подобной информации, в том числе видеоролики с агрессивным поведением несовершеннолетних и в их отношении, драками между ними, избиением детей, хулиганскими действиями, наглядно демонстрирующими способы причинения вреда другим лицам, способно возбудить интерес несовершеннолетних к совершению противоправных действий, спровоцировать агрессию, сформировать ошибочное представление об их безнаказанности, побудить детей к совершению таких действий, которые представляют угрозу как их жизни и (или) здоровью так и жизни и здоровью других несовершеннолетних.
Ограничение доступа к указанной странице требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечения безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru.
На основании пп. 2 п. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 49-ФЗ в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и надзору в сфере средств массовой информации, массовых информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии с п. 1 «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Страницы с URL-адресами: https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8,
https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=5GfbarvJ6Xk в Реестре отсутствуют.
Таким образом, вынесение соответствующего судебного акта о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации влечет возникновение у Роскомнадзора обязанности по включению ее в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения информацию.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 года «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 71 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области.
Согласно с п. 2 Положения Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных на подведомственной территории.
Согласно п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Актом проверки от 30.12.2019 проведенной прокуратурой Весьегонского района установлено, что на страницах https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8, https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=5GfbarvJ6Xk., размещены видеоролики с агрессивным поведением несовершеннолетних и в их отношении, дракой между детьми, избиением детей. Вход на указанный сайт свободный, не требует регистрации, ознакомиться с содержанием Интернет-страницы может любой Интернет-пользователь.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что предоставление возможности доступа к информации, содержащей интерес несовершеннолетних к совершению противоправных действий, спровоцировать агрессию, сформировать ошибочное представление об их безнаказанности, побудить детей к совершению таких действий, которые представляют угрозу как их жизни и (или) здоровью так и жизни и здоровью других несовершеннолетних.
При таком положении сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, содержат незаконную информацию, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В материалы дела представлены скриншоты (фототаблицы) указанного сайта.
В настоящее время указанная информация продолжает быть размещенной на указанных истцом страницах в сети Интернет.
На момент рассмотрения дела в суде сведений Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено о данных страницах на сайте - не имеет 9распечатка с сайта Единый реестр доменных имен по состоянию на 27.01.2020 – 16.20 час. и 16.23 час.
Нахождение информационных материалов, размещенных на вышеуказанном сайте, способствуют формированию в обществе мнения о возможности совершения преступлений и административных правонарушений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти РФ, органов местного самоуправления и действующих законов.
Названные нарушения выявлены при изучении указанной выше веб-страницы, а также отражены в акте проверки.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая, что указанные в иске страницы в сети Интернет в настоящее время не содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доводы представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области о частичном отказе в удовлетворении требований в части информации на странице https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8, ввиду удаления данного видео, являются не состоятельными, поскольку для разрешения заявленных требований имеет значение о признании данного видео запрещенной информацией, которая размещена в Едином реестре доменных имен…, информации о запрещении данной страницы по вынесенным судебным актам не имеется, на момент подачи иска данная страница находилась в свободном доступе для просмотра, о чем прокурором представлены соответствующие доказательства.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения административного иска, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ознакомление с информацией неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Весьегонского района Тверской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице с электронными адресами
https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8, https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=5GfbarvJ6Xk
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения интернет-страниц сайта
https://www.youtube.com/watch?v=-eqwaJrKEb8, https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=5GfbarvJ6Xk
в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонске Тверской области).
Судья Шишова Е.А.