П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
18 июня 2020 года г. Вихоревка<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка №51 Братского района Иркутской области Портнягина Т.Н., в помещении судебного участка, расположенного по адресу: Иркутская область Братский район город Вихоревка, ул. Ленина, д.46, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №5-144/2020 в отношении: Муниципального Унитарного Предприятия «Вихоревский городской транспорт» (далее по тексту МУП «ВГТ»), ОГРН 1173850045819, дата регистрации 15.12.2017, юридический адрес: 665770, <АДРЕС>, привлекаемого по ч.3 ст. 19.4.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола №0259 об административном правонарушении от 15.05.2020 Муниципальное Унитарное Предприятие «Вихоревский городской транспорт» привлекается советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области, государственным жилищным инспектором Иркутской области <ФИО1> по ч.3 ст.19.4.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
Распоряжением заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области <ФИО2> от 18.02.2020 № 281-ср-п в отношении Муниципального унитарного предприятия "Вихоревский городской транспорт" (далее - МУП «ВГТ») была назначена внеплановая документарная проверка по осуществлению государственного жилищного надзора с целью проверки информации, содержащейся в обращении, поступившем в службу государственного жилищного надзора Иркутской области 13.02.2020 №01-86-2036/20 о фактах нарушения обязательных требований, в части нарушения правил предоставления коммунальных услуг при начислении платы за коммунальные услуги по отоплению в период с 21.09.2018 по 31.12.2018 собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. <АДРЕС> по следующим улицам: ул<АДРЕС>
Для реализации функции по проведению внеплановых документарных проверок МУП «ВГТ» Службой были направлены копия распоряжения от 18.02.2020 №281-ср-п (далее - Распоряжение), запрос от <ДАТА4> <НОМЕР> (далее - запрос) по месту государственной регистрации МУП «ВГТ»: 666770, <АДРЕС>, документы (распоряжение и запрос) поступили в место вручения 20.02.2020. Распоряжение и запрос МУП «ВГТ» не получены, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 66570944030808.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано МУП «ВГТ» по адресу: 665770, <АДРЕС>.
Срок окончания внеплановой документарной проверки, назначенной в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Службы от 18.02.2020 №281-ср-п в отношении МУП «ВГТ» в период с 25.02.2020 по 24.03.2020, истек 24.03.2020. Однако, в установленный частью 5 статьи 11 ФЗ № 294 срок, а также на момент окончания проведения внеплановой документарной проверки, то есть по состоянию на 24.03.2020, истребуемые документы, необходимые для проведения проверки, в Службу не представлены.В связи с непредставлением истребуемых документов в полном объеме, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки у Службы отсутствует реальная возможность завершить проведение проверки в отношении МУП "ВГТ", а именно проверить начисления перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 21.09.2018 по 31.12<ДАТА> собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. <АДРЕС> по следующим адресам: ул. <АДРЕС>; ул. <АДРЕС>
Ранее юридическое лицо МУП «ВГТ» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, и признано виновным, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка №51 г. Братска от 29.11.2019 №5-347/2019. В назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении законныйпредставитель юридического лица МУП «ВГТ», привлекаемого к ответственности, не явился, участие в разбирательстве дела своего защитника не обеспечил, о времени и месте судебного рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, путем направления извещения по известному суду адресу нахождения юридического лица, указанному должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, которое возвращено на судебный участок в связи с истечением срока хранения.
Мировой судья отмечает, что при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с указанной отметкой признается, что в силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела.
Аналогичный подход к оценке вопроса об извещении содержится в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА13> <НОМЕР> "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Исследовав представленные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Ответственность по ст. 19.4.1 ч.2 КоАП РФ наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ образуется при повторном воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного надзора, повлекшее невозможность проведения проверки.
Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности по ч.3 ст.19.4.1 КоАП РФ должен быть доказан не только сам факт привлечения ранее к административной ответственности по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, но и воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок вновь.
Как следует из представленных материалов, советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области, государственным жилищным инспектором <АДРЕС> области <ФИО1> в отношении МУП «ВГТ» <ДАТА3> составлен протокол об административном правонарушении N 0259 за совершение МУП «ВГТ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, а именно не предоставление в срок, а также на момент окончания проведения внеплановой документарной проверки, то есть по состоянию на <ДАТА10> МУП «ВГТ» истребуемых документов, необходимых для проведения проверки.
18.02.2020 советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области, государственным жилищным инспектором Иркутской области <ФИО1> в адрес МУП «ВГТ» направлен запрос №281/20 от 18.02.2020почтой, согласно которому МУП «ВГТ» необходимо в течение 10 рабочих дней подготовить и представить должностным лицам Государственной жилищной инспекции по Иркутской области документы, по указанному в запросе перечню (л.д.29-30, 34). 24.03.2020 советникомотдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области, государственным жилищным инспектором Иркутской области <ФИО1> также был составлен акт №281/20 о невозможности проведения проверки, по тем основаниям, что срок окончания внеплановой документарной проверки, назначенной в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Службы от 18.02.2020 №281-ср-п в отношении МУП «ВГТ» в период с 25.02.2020 по 24.03.2020, истёк 24.03.2020, однако, в установленный срок, а также на момент окончания проведения внеплановой документарной проверки, то есть по состоянию на 24.03.2020, МУП «ВГТ» истребуемые документы, необходимые для проведения проверки в Службу не представлены (22-26).
Постановлением временно исполняющей обязанности мирового судьи по 51 судебному участку Братского района Иркутской области мирового судьи по 52 судебному участку Братского района Иркутской области от 29 ноября 2019 года по делу №5-347/2019 МУП «ВГТ» признан виновным по ч.2 ст.19.4.1. КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 27.12.2020 года. Данное обстоятельство явилось основанием для составления должностным лицом отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальныеуслуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области, государственным жилищным инспектором Иркутской области <ФИО1> в отношении МУП «ВГТ» протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.19.4.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Частью 5 данной статьи установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. В силу ч.16 ст.10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированнойэлектронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений части 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ обязанность по своевременному извещению юридического лица о проведении в отношении него плановой проверки, лежит на органе государственного контроля (надзора).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ при проведении документарной проверки копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки вручаются руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о вручении представителю МУП «ВГТ» запроса о представлении должностным лицам Службы документов, по указанному в запросе перечню.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, запрос №281/20 от 18.02.2020 о проведении проверки в период с 25.02.2020 по 24.03.2020 и представление документов, по указанному в запросе перечню направлено в адрес МУП «ВГТ» заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица, а именно: г. Вихоревка, ул. Дзержинского, д.107 (л.д.34), который возвращен 23.03.2020 с почтовой отметкой «за истечением срока хранения» (л.д.36). На дату начала 25.02.2020 и окончания 24.03.2020 документарной проверки уведомление о ее проведении в адрес МУП «ВГТ» не поступало, кроме того, на дату составления акта №281/20 о невозможности проведения проверки от 24.03.2020 в связи с непредоставлением МУП «ВГТ» документов, указанных в запросе и направленного 18.02.2020 также у должностного лица Службы не имелось сведений о вручении МУП «ВГТ» запроса о предоставлении документов. Кроме того акт №281/20 о невозможности проведения проверки от 24.03.2020 в связи с непредоставлением МУП «ВГТ» документов, указанных в запросе и направленный в адрес МУП «ВГТ» также не был получен юридическим лицом (л.д.27,28). Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности,не знало и не могло знать не только о необходимости предоставления информации по запросу Службы, но и о проводимой проверке, сведений об обратном мировому судье не представлено.
Получение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении почтового извещения с отметкой «за истечением срока хранения» в данном случае недостаточно. Должностное лицо обязано было любым способом вручить распоряжение и запрос, а не ограничиваться направлением указанных документов по юридическому адресу.
В силу чч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие данных о надлежащем уведомлении МУП «ВГТ» о проведении проверки и необходимости предоставить документы, указанные в запросе, невозможно сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ, поскольку объективная сторона данного правонарушения выражается в различных действиях (бездействии), направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, повлекших невозможность проведения или завершения проверки.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального Унитарного Предприятия «Вихоревский городской транспорт» по ст. 19.4.1 ч.3 КоАП РФ прекратить, за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня получения копии настоящего постановления.
Мировой судья: