Дело № 5-689/2019
64MS0116-01-2019-003905-61
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 октября 2019 года г. Саратов
Мировой судья судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова Павлова Ю.В<ФИО1>,
при секретаре Филатовой Н.Г.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе муниципального общеобразовательного учреждения «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Фрунзенского района г. Саратова Чуриковой <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженки г. <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Саратов, ул. <АДРЕС>, д. 8, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ? КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
06 сентября 2019 года в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе муниципального общеобразовательного учреждения «<ОБЕЗЛИЧЕНО> » <АДРЕС> района г. Саратова (далее ? МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3>) Чуриковой <ФИО>. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно которому 11 июня 2019 года на основании распоряжения <НОМЕР> от <ДАТА4> было окончено проведение проверки объекта защиты МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3>, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. <АДРЕС>, д. 16, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ? Закон <НОМЕР>), постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее ? ППР в РФ).
По окончании проверки <ДАТА4> был составлен акт <НОМЕР> проверки соблюдения требований пожарной безопасности, вручено предписание ГПН <НОМЕР> от <ДАТА4> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, со сроком устранения нарушений ? до <ДАТА7>
06 сентября 2019 года на основании распоряжения № 806 от 31 июля 2019 года было окончено проведение внеплановой проверки помещений объекта защиты МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3>, и было установлено, что мероприятия, предложенные ранее в предписании ГПН <НОМЕР> от <ДАТА4> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в предусмотренные им сроки не выполнены в полном объеме: не устранены п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 предписания, а именно:
- на втором этаже в коридоре дымовые извещатели размещены вплотную к стене, то есть допущено воспрепятствование воздействия факторов пожара на извещатели (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, Закона № 123-ФЗ, п. 13.3, 13.5 СП 3.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии на момент проверки, при контрольном запуске дымовых извещателей в коридоре 1-го этажа, информация на ППКП «Гранит-24» не проходит, на 2 этаже 2 дымовых извещателя снято, при этом на световом табло «Гранит-24» информация о неисправности шлейфа не отображается (ч. 5 ст. 83 Закона № 123-ФЗ, п. 61 ППР в РФ);
- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 ППР в РФ);
- для формирования команды управления в каждой защищаемой зоне установлено по 2 пожарных извещателя (должно быть 3), включенных в шлейфы 2-х порогового прибора «Гранит-24» (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 6 ст. 83 Закона № 123-ФЗ, п. 14.3 СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- в коридорах 1, 2, 3-го этажей и т.д., горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до близлежащих предметов и устройств менее 0,5 м (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- при проверке линии связи на обрыв и короткое замыкание на приемно-контрольное устройство подается сигнал «неисправность», при этом на пульт в подразделение пожарной охраны поступает сигнал «Пожар», что приводит к формированию «ложных» сообщений (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Закона № 123-ФЗ, п. 61 ППР в РФ);
- в коридорах 1, 2, 3-го этажей и т.д., расстояние от проводов и кабелей системы пожарной автоматики с напряжением до 60 В, до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м, при условии, что прокладка за подвесным выполнена открытым способом (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 13.15.15 СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- формирование сигнала управления в автоматическом режиме системой оповещения 3-го типа в корпусах № 1, 2 происходит при срабатывании одного пожарного извещателя, при этом расстояние между извещателями в коридорах составляет от 5,5 до 10 м, что превышает половину нормативного расстояния в 9 м (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 14.1 СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- в здании при числе надземных этажей 3 установлена система оповещения и управления эвакуацией при пожаре 3-го типа (должна быть 4-го) (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 84 Закона № 123-ФЗ, п. 14 таблица 2 раздела 7 СП 3.13130.2009 п. 61 ППР в РФ));
- в отсеках потолка шириной более 0,75 м и глубиной более 0,4 м (коридор пространство между армстронгом и потолком) отсутствуют пожарные извещатели (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 6 ст. 83 Закона № 123-ФЗ, п. 13.3.8, табл. СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- шлейфы автоматической пожарной сигнализации, выполненные проводом КСПВ и проводом ТРП, имеют множественные восстановленные порывы, изоляция провода не имеет защитных свойств (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 13.15.3 СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ));
- соединительные линии, выполненные телефонными и контрольными кабелями, удовлетворяющие требованиям п. 13.15.7 СП 5.13130.2009, не имеют резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10% (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ, п. 13.3.9 СП 5.13130.2009 (п. 61 ППР в РФ)).
В судебное заседание Чурикова <ФИО5> явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки неизвестны, из МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> поступили документы, свидетельствующие, что в настоящее время Чурикова <ФИО5> занимает должность заместителя директора по административно-хозяйственной работе МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3>, также из представленных документов следует, что предписание ГПН <НОМЕР> от <ДАТА4> не было возможно исполнить в установленный в нем срок по причине отсутствия финансирования. Здание МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> (училище № 15 мужское начальное (школа-дворец) <АДРЕС> района г. Саратова), расположенное по адресу: г. Саратов, ул. <АДРЕС>, д. 16, является объектом культурного наследия начала 20-го века, архитектор <ФИО6> В целях сохранения объекта культурного наследия подготовлен проект капитального ремонта и приспособления общеобразовательного учреждения для современного использования на общую сумму 11,5 млн. руб. В проекте предусмотрены все требования пожарной безопасности при проектировании реконструируемых зданий, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 123-ФЗ, в том числе предусмотрена замена всей системы противопожарной безопасности, в связи с чем подготовлена рабочая документация «Пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, РД-012ПС и СОУЗ». Действующая система противопожарной безопасности обслуживается и поддерживается в рабочем состоянии специализированными организациями. В настоящее время система противопожарной безопасности обслуживается специалистами ООО РОСКОМ. Финансовые средства в бюджете на 2019 год на замену автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС) предусмотрены не были. Привлечение дополнительных финансовых средств на замену АПС не было заложено в бюджете на 2019 год в связи с включением учреждения в проект по капитальному ремонту и реконструкции здания школы. Учредителем и собственником имущества МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> является муниципальное образование «Город Саратов». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет администрация <АДРЕС> района г. Саратова. В соответствии с Уставом и положениями бюджетного законодательства финансирование МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов». Средств из других источников финансирования муниципальное учреждение не имеет. <ДАТА9> МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> был заключен договор № 1 с ООО «Цезарь СБ», согласно которому по заданию заказчика подрядчик (ООО «Цезарь СБ») обязался в течение 30 дней с момента заключения договора выполнить работы по монтажу системы АПС с заменой дымовых датчиков. По состоянию на 06 сентября 2019 года (дату составления протокола об административном правонарушении) АПС обслуживала компания ООО «РОСКОМ, неисправностей в работе системы зафиксировано не было.
Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственной организации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам.
Исходя из положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общеобразовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, составление и утверждение бюджетной росписи, а также распределение бюджетных ассигнований по подведомственности получателям бюджетных средств относятся к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
На основании ст. 6 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с Положением об администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, полномочия главного распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным учреждениям выполняет администрация Фрунзенского района г. Саратова.
Данное положение также отражено в Уставе МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> Фрунзенского района г. Саратова.
Из материалов дела следует, что администрация Фрунзенского района г. Саратова неоднократно обращалась в комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросу выделения в 2019 году дополнительных ассигнований по разделу 0700 «Образование» (в частности, 04 июля 2019 года № 02-13/151).
Между тем в связи с предельным размером муниципального долга, а также отсутствием дополнительных источников доходов комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» неоднократно отказано в выделении дополнительных бюджетных ассигнований (в частности, 06 августа 2019 года <НОМЕР>).
В соответствии с Уставом и положениями бюджетного законодательства финансирование МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> Фрунзенского района г. Саратова осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов». Средств из других источников финансирования муниципальное учреждение не имеет.
В ходе рассмотрения дела установлено, что до 11 июня 2019 года предписаний органов ГПН о нарушениях требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара не выносилось, что подтверждается актом проверки от 16 августа 2017 года.
Установлено, что здание МОУ «СОШ № 2 с УИОП» им. <ФИО3> (училище № 15 мужское начальное (школа-дворец) Фрунзенского района г. Саратова), расположенное по адресу: г. Саратов, ул. <АДРЕС>, д. 16, является объектом культурного наследия начала 20-го века, архитектор <ФИО6>
В целях сохранения объекта культурного наследия был подготовлен проект капитального ремонта и приспособления общеобразовательного учреждения для современного использования на общую сумму 11,5 млн. руб. В проекте предусмотрены все требования пожарной безопасности при проектировании реконструируемых зданий, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 123-ФЗ, в том числе предусмотрена замена всей системы противопожарной безопасности, в связи с чем подготовлена рабочая документация «Пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, РД-012ПС и СОУЗ». При этом, исходя их представленных документов, действующая система противопожарной безопасности обслуживается и поддерживается в рабочем состоянии специализированными организациями.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что оно осознавало противоправный характер своих действий, предвидело наступление вредных последствий и желало их наступления, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично, или предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что финансовые средства в бюджете на 2019 год на замену автоматической пожарной сигнализации предусмотрены не были.
Учитывая, что нецелевое использование бюджетных средств запрещено бюджетным законодательством, неисполнение приведенных выше требований по указанным причинам не может свидетельствовать о наличии в действиях должностного лица вины, а, следовательно, и состава административного правонарушения, поскольку вина является обязательным признаком субъективной стороны правонарушения, как одного из элементов состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Чуриковой <ФИО>. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 13 ░░. 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░░░░░> » ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░2>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░