Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 26 сентября 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Королевой И.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя его тем, что ФИО2 признана нанимателем жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Совместно со ФИО2 проживают члены семьи: сыновья ФИО3, ФИО4. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в состоянии непригодном для проживания. Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес>, в период с августа по ноябрь 2015г. в указанном жилом доме был проведен капитальный ремонт жилого дома. Однако из запланированных работ были проведены лишь работы по облицовке стен сайдингом, замена окон на пластиковые с частичной установкой подоконников, частично поменяли кровельное покрытие. Согласно программе «Переселение граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах», утвержденной решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный жилой дом планировался к сносу в 2008г., как ветхий и аварийный. На основании изложенного просят суд обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО2 и членам её семьи: ФИО3, ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах <адрес> обшей площадью не менее 69,4 кв. м., состоящую из 3 комнат.
В судебное заседание не явились истцы ФИО3, ФИО4 о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, со слов истца ФИО2,
Учитывая, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец ФИО2, исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства. Дополнительно пояснила, что с заключением экспертизы согласны в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, исковые требования истцов не признала и пояснила, что порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу абз. 1 п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Однако, <адрес>, а также жилой <адрес> целом городской межведомственной комиссией непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не признавались. ДД.ММ.ГГГГ городской межведомственной комиссией принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта. Указанное заключение в судебном порядке незаконным не признано. Более того, в 2015 году был проведен капитальный ремонт дома. Следовательно, в результате проведения капитального ремонта <адрес> его параметры изменились, несущие строительные конструкции восстановлены, то есть объект приведен в состояние, соответствующее требованиям предъявляемым к жилым помещениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Доказательств обратного истцами в материалы дела не представлено. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес>Н 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Параметры микроклимата в помещениях указанного жилого дома также соответствуют установленным требованиям, что отражено в протоколе № измерений физических факторов, также выданном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>». Однако, исходя из имеющихся в материалах дела документов, а именно: заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», муниципального контракта о проведении работ по капитальному ремонту <адрес>, акта приемки выполненных работ по указанному муниципальному контракту, следует, что в настоящее время <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №. Следовательно, законных оснований для предоставления истцам жилого помещения в связи с непригодности для проживания занимаемого жилого помещения нет. Также является необоснованной ссылка истцов на то, что факт непригодности квартиры и аварийности дома в целом подтверждается включением жилого <адрес> в программу «Переселение граждан <адрес> из ветхого аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах», в связи следующим. Согласно п.1 решения Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждена указанная программа, положения программы, регулирующие отношения, касающиеся мероприятий 2004 - 2010 годов, являются проектными. Пунктом 2 указанного решения администрации <адрес> поручено доработать проектные положения Программы после принятия краевой целевой программы «Переселение граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годах» и внести их на утверждение Хабаровской городской Думы. Сам по себе факт включения жилого <адрес> переселения граждан не являются подтверждением признания дома аварийным и подлежащим сносу. В связи с изложенным, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим.
В силу Конституции Российской Федерации ФИО1 как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (част 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права и достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
При рассмотрении настоящего дела, вытекающего из жилищных правоотношений, суд учитывает, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище – часть 1 статьи 40. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование установлены Гражданским и Жилищным законодательством РФ.
Материалами дела установлено, что жилое помещение – <адрес> является муниципальной собственностью, о чем свидетельствует выписка из реестра (учет) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технического паспорта жилого помещения <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет 69,4 кв. метра.
Из лицевого счета квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ и поквартирной карточки следует, что в настоящее время в указанной квартире зарегистрированы по постоянному месту жительства ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основании статьи 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Принимая во внимание изложенные правовые нормы, суд полагает необходимым при рассмотрении дела руководствоваться нормами ЖК РФ.
Согласно статье 29 (часть 1 пункта 2) Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Аналогичная норма содержится и в новом Жилищном кодексе РФ, при этом по сравнению с нормой статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР круг случаев обеспечения жильем на основании «непригодности» более расширен. Согласно статье 57 часть 2 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если статья 37 Жилищного кодекса РСФСР связывала непригодность жилого помещения к проживанию как основание для внеочередного предоставления только со стихийными бедствиями, то статья 57 Жилищного кодекса РФ такого ограничения не содержит – независимо от причин, приведших к аварийному состоянию дома, граждане имеют право на внеочередное предоставление им другого жилья.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 54 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>», решение о признании гражданина малоимущим принимается уполномоченным органом местного самоуправления по указанным в заявлении сведениям о доходах и стоимости имущества в случае, если расчетная площадь жилого помещения, которую семья (одиноко проживающий гражданин) сможет приобрести в порядке, определяемом статьей 22 настоящего закона, менее площади жилого помещения, предоставляемой семье (одиноко проживающему гражданину) по норме предоставления площади жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, действующей в данном муниципальном образовании.
Содержащиеся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ положения о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, закрепляют особенности реализации их жилищных прав.
Согласно пункту 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, статья 89 Жилищного кодекса РФ не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со статьей 57 Жилищного кодекса РФ при наличии к тому оснований. Положения частей 1и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истцы не обращались в администрацию <адрес> с заявлениями о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 15, частью 1 статьи 8 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, Жилищным Кодексом Российской Федерации, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссией, созданной в соответствии с распоряжением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О составе городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания», зафиксировано искривление горизонтальных линий фасада, перекос оконных и дверных проемов, отклонение от вертикали поперечных стен лестничных клеток, местами - выпучивание и деформация продольных и поперечных стен. Внутренняя отделка стен лестничных клеток повсеместно растрескивается и отслаивается. Перекрытия в здании деревянные, отмечено провисание перекрытий в квартирах, штукатурный слой в многочисленных трещинах, наблюдается отслоение штукатурки. Водосточная система отсутствует, водоотвод неорганизованный, отмечены деформации асбестоцементных листов, имеются протечки и просветы в отдельных местах кровли, отсутствует конек кровли. Полы - дощатые по деревянным лагам, наблюдается просаживание полов, деформация досок. В здании имеются проявления деформаций фундаментов в виде просадки опирающихся на них стен, искривления горизонтальных линий стен, отклонение стен от вертикали. Техническое состояние конструкций жилого <адрес>, в целом характеризуется снижением эксплуатационных характеристик, и оценивается, как ограниченно работоспособное. Для дальнейшей эксплуатации жилого дома требуется капитальный ремонт здания. Городской межведомственной комиссией принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого <адрес> в соответствии с требованиями положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и после завершения капитального ремонта - о продолжении процедуры оценки.
Согласно акта о приемке выполненных работ за август 2015 года, капитальный ремонт в <адрес> в <адрес> был выполнен.
Из акта межведомственной комиссии обследования жилого помещения № многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что после произведенного капитального ремонта, <адрес> имеет повреждения и разрушения по всей площади квартиры.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истцов и в порядке ст. 79 ГПК РФ по данному делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза в отношении <адрес> в <адрес>.
Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы», следует, что на основании проведённого исследования, эксперт приходит к следующему: техническое состояние жилого <адрес> (в том числе <адрес> в <адрес> - аварийное: в конструктивных элементах имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта; существует угроза для жизни и здоровья людей; эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций не допускается, устанавливается обязательный режим мониторинга. Величина физического износа исследуемого дома составляет более 70%; при физическом износе более 60% ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или при полной замене конструктивного элемента, примерная стоимость ремонта - 90-120% от восстановительной стоимости объекта. Для исследуемого дома с физическим износом более 70% проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно. В связи с аварийным техническим состоянием жилого <адрес> (в том числе <адрес> в <адрес>, при котором в конструктивных элементах наблюдаются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта, данный жилой <адрес> (в том числе <адрес> в <адрес> возможно признать непригодным для проживания, так как он не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 47 [14.]. Согласно Постановлению Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № [13.] исследуемый дом и квартира попадает под критерии отнесения жилых домов к категории непригодных для проживания, так как для отнесения жилого помещения к категории непригодного для проживания достаточно одного из указанных в пунктах 2.1,3.1 [13.] критериев.
Отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания не препятствует установлению в ходе судебного разбирательства с помощью иных доказательств пригоден или не пригоден жилой дом для проживания граждан.
В действующем на сегодняшний момент Положении о порядке решения вопросов о сносе жилых домов при реконструкции и застройке городов, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что к числу непригодных для постоянного проживания следует относить деревянные дома с износом свыше 60%.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил, что <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, не пригодна для проживания семьи ФИО8, в связи с чем нарушено право истцов на проживание в жилом помещении, отвечающем требованиям законодательства.
Непринятие органом местного самоуправления соответствующего решения о непригодности дома для проживания, не свидетельствует о том, что дом, расположенный в пределах муниципального образования, для проживания пригоден.
Отказ в предоставлении ФИО2, ФИО3, ФИО4, жилого помещения по одним формальным основаниям, в связи с отсутствием решения о непригодности дома для проживания, без учета фактических обстоятельств означает нарушение их прав на жилище, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и <адрес>вого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости за ФИО2, ФИО3, ФИО4 прав собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения в <адрес> не зарегистрировано.
Таким образом, на основании статей 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ истцам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в пределах населенного пункта <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади не менее ранее занимаемому жилому помещению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 69,4 ░░. ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.