дело № 2-1339/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 18 декабря 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
при секретаре Ткачевой Т.М.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Зейского района Беспахотных Е.В., представителя ответчика МДОАУ детский сад № 12 и третьего лица отдела образования администрации г.Зеи Полякова А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению детский сад №12 общеразвивающего вида города Зеи о возложении обязанности по оборудованию объекта (территории) учреждения системой экстренного оповещения и к администрации города Зеи Амурской области о возложении обязанности по финансированию расходов, связанных с антитеррористической защищенностью образовательного учреждения,
установил:
Прокурор Зейского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению детский сад №12 общеразвивающего вида города Зеи (далее - МДОАУ д/с №12 г.Зеи) и администрации города Зеи, указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что указанному образовательному учреждению по результатам обследования и категорирования присвоена 3 категория, при этом выявлены нарушения требований законодательства: объект (территория) учреждения системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не оборудован. В соответствии с действующим законодательством исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления, несоблюдение указанных норм создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
Просит обязать МДОАУ д/с №12 г.Зеи устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать объект (территорию) учреждения по адресу: г. Зея Амурской области, п. Светлый, 4/1 системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обязать администрацию города Зеи профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности МДОАУ д/с №12.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Беспахотных Е.В. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика МДОАУ д/с №12 г. Зеи и третьего лица отдела образования администрации города Зеи Поляков А.В. с иском не согласился, пояснил, что 29 декабря 2017 года был составлен акт обследования и категорирования МДОАУ д/с №12 г. Зеи, 14 февраля 2018 года утвержден паспорт безопасности учреждения, ему присвоена третья категория опасности, в связи с допущенными ошибками проведено повторное обследование объектов (территорий) и 30 марта 2018 года внесены изменения в акт обследования и категорирования и в паспорт безопасности учреждения, в соответствии с п. 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории), с учетом даты составления указанного акта с учетом внесенных в него изменений данный срок не истек, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика администрации города Зеи, представитель третьего лица финансового управления администрации города Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, согласно представленным отзывам не оспаривает обязанность органа местного самоуправления по финансированию муниципальных образовательных учреждений, при этом указывает, что постановлением администрации г. Зеи от 13 декабря 2018 года №1518 принята муниципальная программа «Развитие образования города Зеи на 2014-2020 годы» в новой редакции, в которой за счет средств местного бюджета предусмотрены расходы на выполнение мероприятий по созданию условий по антитеррористической безопасности, однако в связи с недостатком средств бюджета г. Зеи обеспечить в полном объеме выполнение мероприятий, предусмотренных этой программой, не представляется возможным. Учитывая сложное финансовое положение, отсутствие в настоящее время дополнительного источника по привлечению доходов в бюджет г. Зеи, на ремонт и развитие учреждений запланировать расходы не представляется возможным. Просит рассмотреть вопрос о предоставлении срока по исполнению решения суда до 1 сентября 2019 года.
Представитель третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения надлежаще извещен, о причине неявки суд не уведомил.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6)
Согласно п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п.6 ст.3 Закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3).
Согласно п.3.1 ст.5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации
В соответствии с пп. «л» п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории) (пункт 28 Требований).
Согласно п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно Уставу МДОАУ д/с №12 г. Зеи является дошкольным образовательным учреждением, основными видами деятельности учреждения являются: предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, предоставление дополнительного образования, присмотр и уход за детьми (п. 2.4).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, противодействии терроризму и повышения уровня антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в МДОАУ д/с №12 г. Зеи отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Как следует из пояснений представителя ответчика МДОАУ д/с №12 г. Зеи, 29 декабря 2017 года утвержден акт обследования и категорирования объекта (территории), МДОАУ д/с №12 г. Зеи присвоена 3 категория опасности, 14 февраля 2018 года утвержден паспорт безопасности указанного учреждения.
30 марта 2018 года утвержден акт о внесении изменений в акт обследования и категорирования объекта (территории) МДОАУ д/с №12 г. Зеи, в тот же день внесены изменения в паспорт безопасности этого учреждения, утвержденный 14 февраля 2018 года. Согласно указанным документам учреждению рекомендовано, в том числе установить автономную систему оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта, не связанную с ретрансляционными технологическими системами.
20 февраля 2018 года прокурором Зейского района заведующей МДОАУ д/с №12 г. Зеи внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере терроризма, о несовершеннолетних.
В ответ на представление 19 марта 2018 года заведующая МДОАУ д/с №12 г. Зеи направила в адрес прокурора Зейского района сообщение, из которого следует, что выполнение подпунктов 1, 2, 3 представления невозможно в связи с отсутствием плановых ассигнований на 2018 год, для устранения выявленных нарушений необходимы дополнительные плановые ассигнования в размере 2009200 рублей. Отделом образования администрация г. Зеи направлены информационные письма в Министерство образования и науки Амурской области и и.о. главы администрации города Зеи о необходимости выделения дополнительных финансовых средств на выполнение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций города Зеи на 2018 год и исполнения постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года № 1235. При выделении необходимых плановых ассигнований выявленные нарушения будут устранены.
Таким образом, в судебном заседании сторонами не оспаривалось, что системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации МДОАУ д/с №12 г. Зеи не оборудован до настоящего времени.
Суд не может согласиться с доводами представителя МДОАУ д/с №12 г. Зеи о том, что 12-месячный срок для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности должен исчисляться со дня утверждения изменений в акт обследования и категорирования объекта (территории) МДОАУ д/с №12 г. Зеи, поскольку акт обследования и категорирования объекта указанного учреждения был утвержден 29 декабря 2017 года, следовательно, мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность, должны быть выполнены не позднее 29 декабря 2018 года.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в указанный срок данные мероприятия не будут выполнены в связи с отсутствием финансирования.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Устава МДОАУ д/с №12 г.Зеи учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Зея.
Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права от 9 января 2013 года муниципальное имущество закреплено за МДОАУ д/с №12 г. Зеи на праве оперативного управления.
Исходя из перечисленных положений нормативных правовых актов, возложение обязанности на администрацию города Зеи по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с оборудованием МДОАУ д/с №12 г. Зеи системой экстренного оповещения за счёт средств бюджета муниципального образования города Зеи, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции органа местного самоуправления.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.
Отсутствие системы экстренного оповещения в дошкольном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении малолетних воспитанников.
Для установки системы экстренного оповещения учреждения детский сад необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального образования финансирование на указанные цели не производилось.
Доводы о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования на выполнение данных мероприятий не могут быть основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, а отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.
Учитывая соблюдение в детском саду минимальных обязательных требований по безопасности, осуществление деятельности дошкольного образовательного учреждения при отсутствии системы экстренного оповещения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд находит заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что для исполнения обязанности по оборудованию МДОАУ д/с №12 г. Зеи системой экстренного оповещения требуется проведение дополнительных мероприятий, в том числе, подготовка проектно-сметной документации, учитывая, что рекомендации по выполнению данного мероприятия, направленного на антитеррористическую защищенность, внесены комиссией в акт обследования и категорирования объекта 30 марта 2018 года, позицию финансового органа о недостаточности средств в бюджете города Зеи, суд считает возможным возложить на ответчиков обязанности по финансированию и оборудованию МДОАУ д/с №12 г. Зеи системой экстренного оповещения в срок до 30 марта 2019 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида города Зеи в срок до 30 марта 2019 года оборудовать объект (территорию) учреждения, расположенного по адресу: г. Зея Амурской области, п. Светлый, 4/1, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию города Зеи Амурской области в срок до 30 марта 2019 года обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования город Зея финансирование расходов на выполнение мероприятий по оборудованию объекта (территории) муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детский сад №12 общеразвивающего вида города Зеи, расположенного по адресу: г. Зея Амурской области, п. Светлый, 4/1, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2018 года
Судья Е.В. Охотская