Дело № 5-991/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар «08» августа 2013 года
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкар РК Мелихова Н.А., в период исполнения обязанностей мирового судьи Димитровского судебного участка г.Сыктывкара, расположенного по адресу Республика Коми г. Сыктывкар ул. Интернациональная, д. 152, каб. 518, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица: Государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер» <ОБЕЗЛИЧИНО>, об административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ГУ РК «Кардиологический диспансер» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Представитель Государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер» с протоколом не согласился, по доводам изложенным в письменном отзыве, производство по делу просил прекратить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми просил привлечь ГУ РК к административной ответственности.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 19.5. КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми <НОМЕР> от <ДАТА2> в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Кардиологический диспансер», расположенного по адресу: <АДРЕС>, на <ДАТА3> в 15 часов 00 минут в Государственном учреждении Республики Коми «Кардиологический диспансер» выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: ст. 11. Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, устанавливающей обязанность юридических лиц выполнять требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор: из проверенных 8 пунктов, выданного Вр.и.о. Руководителя Управления предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства от 18 мая12012г. <НОМЕР>, не выполнено 2 пункта (п.п. 7.1, 10), частично выполнено 2 пункта (п.п. 2, 8) предписания сроком исполнения до <ДАТА5>
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер», расположенного по адресу: Республика Коми, <АДРЕС> установлены факты невыполнения пунктов7.1, 10, 2, 8 предписания:
п. 7.1. - не выполнен: не оборудованы в прачечной стиральные машины проходного типа для стирки сильно загрязнённого белья, в том числе пелёнок новорожденных,
п. 10. - не выполнен: на момент проверки не проведена очистка и дезинфекции систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования,
п. 2. - не выполнен в части проведения ремонта или работ по устранению текущих дефектов
отделки:
* в прачечной в стиральном цехе конструкции потолка негерметично прилегают друг к другу, потолочные панели отходят, местами свисают с потолка, между ними имеются пустоты,
* в помещениях дезкамеры («грязной» половине) на стене имеются участки отхождения
покраски,
п.8. - не выполнен в части проведения замены или ремонта мебели: в отделениях учреждения по-прежнему используется мебель с поверхностью, выполненной из материалов, не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств и с нарушенной целостностью поверхности (не гладкой), что не позволяет проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств:
* в барокамере по-прежнему на каталках стёршаяся покраска,
* в отделении сосудистой хирургии в чистой перевязочной и буфетной на боковых поверхностях столов крошится ДСП.
Таким образом, из 8 проверяемых пунктов предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства от <ДАТА6> <НОМЕР> со сроком исполнения пунктов предписания к <ДАТА7> не выполнено 4 пункта Предписания: п.п. 7.1., 10. не выполнены и п.п. 2, 8. не выполнены в полном объеме.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора пришло к выводу о том,что ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» не выполнило в установленный срок требования законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как следует из диспозиции ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение срока исполнения предписания об устранении нарушения законодательства, то есть оно считается оконченным по истечении указанного в предписании срока.
Исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся доказательства, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности входят: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следовательно, применительно к рассматриваемому составу административного правонарушения Управление Роспотребнадзора должно доказать факт нарушения законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; тот факт, что указанное нарушение вызвано именно действиями ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер», а также наличие вины учреждения в таком нарушении.
Нарушение ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» вышеперечисленных требований в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, предписанием.
Таким образом, в действиях ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» имеются события вмененного ему в вину административного правонарушения.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В то же время, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представитель ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» пояснил,что в части п.7.1 предписания: имеющееся в прачечной оборудований было установлено в декабре 2006 года и находится в рабочем состоянии, не исчерпало срок полезного действия и не подлежит списанию и замене до декабря 2014 года. Финансирование на замену оборудования в 2012 и 2013 гг. не выделялось.Срок исполнения данного пункта предписания продлен Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми до <ДАТА8>, представил письмо от <ДАТА9> <НОМЕР>.
По п.10 Предписания пояснил, что на момент проверки не проведена очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. В настоящее время по результатам открытого аукциона в электронной форме (ЭА-621) с ООО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» заключен Договор <НОМЕР> от <ДАТА10> «Выполнение работ по очистке внутренней поверхности вентиляционных каналов с последующей дезинфекцией для ГУ РК «Кардиологический диспансер». Стоимость работ составила 1 284 008,75 рублей.
Также показал,что пункт 2 предписания выполнен частично. В связи с дороговизной стоимости работ указанные в пункте 2 предписания работы выполняются своими силами. Письмом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от <ДАТА9> <НОМЕР> сообщено о сроке выполнения данного пункта - до <ДАТА11>
По пункту 8 предписания указал, что <ДАТА7> г. за <НОМЕР> 3 заключен Договор на проведение ремонта мебели, а именно рабочих поверхностей. Работы по ремонту рабочих поверхностей выполнены, что подтверждается Актом приема-сдачи работ от <ДАТА13> Следовательно пункт 8 предписания выполнен.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином "финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания" (статья 9.2 Закона о некоммерческих организациях). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
На основании изложенного следует, что возложение на бюджетное учреждение обязанности по устранению имеющих место нарушений правил о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые сводятся с значительным финансовым вложениям в переданное собственником недвижимое имущество без возложения при этом обязанности по финансированию указанных мероприятий на собственника имущества, учредителя бюджетного учреждения - Министерство здравоохранения Республики Коми и Министерство Финансов РК не соответствует приведенным выше нормам права.
Ответчик в свою очередь является бюджетным учреждением. Имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Коми, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учреждение списывает с баланса имущество, если оно пришло в негодность вследствие физического износа, в установленном законодательством порядке. Как указано выше, имеющееся в учреждении оборудование находится в исправном состоянии.
Согласно пункту 3.7. Устава: Орган исполнительной власти Республики Коми, осуществляющий функции и полномочия учредителя (Минздрав РК), осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции и полномочия учредителя на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в том числе земельные участки.
Согласно п. 3.9. Устава финансовое обеспечение функций Учреждения до принятия Министерством решения о предоставлении Учреждению субсидий в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на основе бюджетной сметы.
ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» письмом <НОМЕР> от <ДАТА15> доводило до сведения Роспотребнадзора данные о потребности в стиральных машинах проходного типа для прачечной. Ориентировочная стоимость требуемой стиральной машины составляет 1 200 тыс. руб.
<ДАТА16> между Министерством здравоохранения РК и учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления в 2013 году субсидии на иные цели на приобретение основных средств. Средств на приобретение стиральной машины проходного типа для стирки сильно загрязненного белья, в т.ч. пеленок новорожденных не выделено.
Таким образом, представленными в материалы дела финансовые документы подтверждают отсутствие денежных средств у ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» для проведения требуемых мероприятий.
По убеждению мирового судьи, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того,из представленного в дело предписания <НОМЕР> от <ДАТА17> следует,что Управлением Роспотребнадзора фактически предоставлена ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» отсрочка исполнения предписания от <ДАТА6> <НОМЕР>.
С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях бюджетного учреждения ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия вины в его совершении.
В силу положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.29.9 КоАП РФ).
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5. ч. 1 КоАП РФ в отношении ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми через мирового судью в течение 10 дней со дня получения копии.
Мировой судья Н.А. Мелихова