Дело № 2-454/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 декабря 2016 года город Мезень
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Сауковой Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
В обоснование заявленных требований указала, что являлась членом семьи ФИО2, который состоял в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства». ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 С.П. умер. Администрацией МО «Мезенский район» без согласия и уведомления учетное дело № перенесено в очередь «пенсионеры», о чем истец узнала в августе 2015 года. В заявлении о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» ей ответчиком отказано.
Истец, полагая, что после смерти ФИО2 она как член семьи последнего сохраняет право состоять в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с момента постановки на учет, просит восстановить ее в указанной очереди с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец ФИО5 и ее представитель ФИО6 не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО7 в представленном отзыве с заявленными требованиями не согласился. Пояснил суду, что на момент смерти ФИО2 законодательством не было предусмотрено сохранение за членами семьи умершего очередника в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки по той же категории, что и умерший очередник. Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения в Закон, вступившие в силу с 01 января 2012 года. В соответствии со ст.1 Закона в новой редакции в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение сохраняется за членами его семьи. ФИО10 С.П. умер в 2010 году, в связи с чем, право на получение субсидии за членами семьи гражданина, состоящего на учете, и умершего до 01 января 2012 года не сохраняется. Кроме того, истцом пропущен срок, установленный ст. 219 КАС РФ.
Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Архангельской области извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, с иском согласно.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО10 С.П., как инвалид второй группы, состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГи являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 2 человека: он, жена ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 С.П. умер. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о сохранении очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» и переводе учетного дела на ее имя.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан на предоставление жилищных субсидий в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» истцу отказано в восстановлении указанной очереди. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлена, что учетное дело № перенесено в категорию «пенсионеры».
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. В соответствии со ст. 4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года.
До внесения указанных изменений Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение, прямо в статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО2, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названных норм материального права, члены семьей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же, как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Такое толкование вышепоименованных норм законов дал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении № 34-КПЗ-1 от 12 марта 2013 года по делу по иску Алейник И.Л. к министерству строительства и территориального развития Мурманской области о признании права на получение жилищной субсидии.
Статья 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий. Так в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанными инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства. Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам. В третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно статье 3 вышепоименованного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину один раз.
Полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, хранению и выдаче государственных жилищных сертификатов, приему заявлений о замене сертификата, формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на органы местного самоуправления по месту проживания граждан (ст.40 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5 ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области»).
В соответствии с п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 10 декабря 2002 года № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в частности, случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становиться один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Таким образом, ФИО10 С.П. подлежал исключению из очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства», однако за членом его семьи ФИО9 сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.
При таких обстоятельствах, требование истца о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что истец не обжаловал отказ в восстановлении очереди в установленный ст. 219 КАС РФ срок, необоснован, поскольку ФИО9 обратилась в суд за защитой нарушенного права в исковом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу ФИО9 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Мезенский район» о восстановлении в очереди «инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский район» восстановить ФИО1, как члена семьи умершего ФИО2, в очереди «инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства» на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет 15 мая 2009 года.
Взыскать с администрации муниципального образования «Мезенский район» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Саукова