Судья Попов В.В. Дело № 33-6515/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Машкиной И.М., Слободянюк Т.А.
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрев в судебном заседании 23 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Лобановой Е.А. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 09 октября 2013 года, которым в иске Лобановой Е.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию Штеер О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лобанова Е.А. обратилась в суд с ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование указала, что награждена знаком отличия «20 лет безупречной работы в потребительской кооперации», является получателем трудовой пенсии по старости, однако при обращении к ответчику с заявлением о присвоении звания « Ветеран труда», ей было в этом отказано.
В судебном заседании истица заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала.
Представители ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района», Агентство Республики Коми по социальному развитию извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. В письменном отзыве исковые требования не признали.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лобанова Е.А. просит отменить решение суда как не основанное на законе.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что Лобанова Е.А. с <Дата обезличена> по настоящее время работает в Потребительском обществе «...». С <Дата обезличена> является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановлением председателя Совета Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Лобанова Е.А. награждена знаком отличия «20 лет безупречной работы в потребительской кооперации».
На обращение истицы в ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отказано в присвоении звания «Ветеран труда» ввиду отсутствия правовых оснований, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Центросоюз потребительских обществ России не относится к ведомству, как органу государственного управления, а учрежденные таким союзом знаки отличия в труде не являются ведомственными, в связи с чем, не имеется оснований для присвоения Лобановой Е.А. звания "Ветеран труда".
Данный вывод суда правомерен в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством. Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иные основания для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно статье 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» звание «Ветеран труда» присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Аналогичное положение содержится в п.3 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утверждённого Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302.
Приложением № 2 к Положению о порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, установлен перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Как предусмотрено п. 6 Положения, для лиц, указанных в подпункте 1 п. 3 положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к данному положению.
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В приложении № 2 к положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» не указан знак «20 лет безупречной работы в потребительской кооперации».
Между тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30.09.2011 года приложение № 2 к положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 года № 302 «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Как отмечено в указанном постановлении, приложением № 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона «О Ветеранах» и статье 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», императивно устанавливающим основания для присвоения звания «Ветеран труда», и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаком отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», и поэтому отсутствие в приложении нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
В соответствии с п. 2 ст. 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В статье 121 Гражданского кодекса РФ определено, что коммерческие организации в целях координации из предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществом и их союзам правовых, информационных и иных услуг.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона, Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора
Таким образом, Центральный союз потребительских обществ РФ является общественной организацией, которая не входит в систему органов государственной власти; сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
При этом ссылки на информационное письмо Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 года N 5636-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" является несостоятельной, поскольку оно утратило силу (письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 3854-ЮВ).
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку основаны на субъективном толковании норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Удорского районного суда Республики Коми от 09 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лобановой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -