Дело № 5-141/2012
Мотивированный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 апреля 2012 года г. Мурманск
Мировой судья судебного участка № 1 Первомайского административного округа города Мурманска Олексенко Р.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении:
технического директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Терехова <ИО1>, <ДАТА3> рождения, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4>, <ДАТА5> в ходе плановой выездной проверки ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» было выявлено непринятие мер по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: не организовано обучение работников организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не спланирована работа <ОБЕЗЛИЧЕНО> предприятия на 2012 год, не спланирована работа комиссии по повышению устойчивости функционирования предприятия в мирное время на 2012 год.
В судебном заседании Терехову <ИО>. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, заявлений, ходатайств не поступило. Терехов <ИО>. свою вину не признал, указав, что в должности находится около трех недель, специальную подготовку по гражданской обороне не проходил, в связи с чем, полагает, не может являться лицом, ответственным за организацию гражданской обороны на указанном предприятии.
Выслушав Терехова <ИО>, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему:
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из протокола об административном правонарушении следует, что основанием для его составления послужило невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения установлена также и в отношении должностных лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Координационными органами единой системы являются:
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями (Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года п. 2, 3, 7, 8).
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:
а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник;
б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;
в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание (п. 4 Постановления Правительства РФ № 782 от 10.07.1999 г. № 782).
п. 5 Положения предписано, что на должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.
Как следует из материалов дела, Терехов <ИО>. назначен на должность технического директора - начальником технического отдела ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с <ДАТА9>
Согласно п.п. 2.2 п. 2 должностной инструкции технический директор относится к среднему уровню руководителей и подчиняется непосредственно Управляющему Обществом.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители. В п. 4 ст. 11 указанного закона определено, что руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Таким образом, Терехов <ИО>., назначенный на должность технического директора, не является руководителем в смысле, определенном п. 4 ст. 11 ФЗ «О гражданской обороне», и, соответственно не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, в представленных материалах отсутствуют сведения о наличии у Терехова <ИО> соответствующей подготовки, обязательное наличие которой предусмотрено пунктом 5 Положения «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года № 782.
Суд также учитывает положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Терехова <ИО> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 ч. 1 п. 2, ст. 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении технического директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Терехова <ИО1> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Первомайский районный суд г. Мурманска через мирового судью судебного участка № 1 Первомайского административного округа города Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.
Мировой судья Р.В. Олексенко