Решение по делу № 5-724/2021 от 07.12.2021

Дело <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. <АДРЕС>                                                                           <ДАТА1>                                                                    

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Центрального судебного района <АДРЕС> области <ФИО1> (400005, г. <АДРЕС>, пр.им. <ФИО2>, д. 56 А), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ООО Фирма «Ник» <ФИО3>, <ДАТА2> г.р., уроженца г. <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: г. <АДРЕС>, ул. им. Ермоловой <АДРЕС>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

<ФИО3>  привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (повторное непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния), при следующих обстоятельствах.

В судебное заседание <ФИО3> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки мирового судью не уведомил.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от <ДАТА3> <НОМЕР> <ДАТА4> регистрирующим органом в Единый Государственный реестр юридических лиц внесена запись  о создании юридического лица ООО Фирма «Ник» (400087, <АДРЕС> обл., <АДРЕС> г., ИМ. МИХАИЛА <АДРЕС> ул., 11, В, ОГРН: 1023402463094, Дата присвоения ОГРН: <ДАТА5>, ИНН: <НОМЕР>, КПП: <НОМЕР>, ДИРЕКТОР: <ФИО3>). <ДАТА6> должностное лицо - директор ООО Фирма «Ник» <ФИО3> привлечен к административном ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Постановление <НОМЕР> от <ДАТА7> вступило в законную силу  <ДАТА8>

<ДАТА9> в адрес <ФИО3> налоговым органом направлено уведомление об устранении недостоверных сведений в срок до <ДАТА10>, Уведомление <ФИО3> не получено, почтовое отправление возвращено за истечением срока хранения.

При этом недостоверные сведения должностным лицом не устранены, в связи с чем, <ДАТА3> в отношении директора ООО Фирма «Ник» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.

Между тем, с выводами должностного лица, составившего протокол, суд не соглашается ввиду следующего.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Диспозиция ч.5 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Согласно ч.ч. 1-4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По смыслу приведенных норм, сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

По настоящему делу мировым судьей установлено, что <ДАТА9> в адрес <ФИО3> налоговым органом направлено уведомление об устранении недостоверных сведений в срок до <ДАТА10> В установленный срок уведомление налогового органа выполнено не было.

В этой связи, ИФНС по <АДРЕС> району г. <АДРЕС> сделан вывод о невыполнении в установленный срок законного уведомления  налогового органа, что послужило основанием для составления в отношении <ФИО3> протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 14.25 КоАП РФ.

Оценивая представленные доказательства, мировой судья учитывает, что административной ответственности по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ подлежит только то лицо, которое не исполнило в установленный срок законное уведомление  налогового органа и только в том случае, когда оно привлечено к административной ответственности в порядке, предусмотренном законом.

Между тем, мировой судья полагает, что в рассматриваемом случае порядок (процедура) привлечения лица к административной ответственности, налоговым органом соблюдена не была.

Так, пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА11> N 506 (далее также - регистрирующий орган).

В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от <ДАТА12> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Законом о государственной регистрации юридических лиц. В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <ДАТА13> N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом (пункт 1).

Регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2).

Отсутствие исполнительных органов по заявленному адресу, невозможность установления почтовой связи свидетельствует о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт N 129-ФЗ).

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА14> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пункт 4.3  названной выше статьи устанавливает, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 14 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от <ДАТА15> N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования этих мероприятий, утв. приказом ФНС России от <ДАТА16> <НОМЕР>, осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.

Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона <НОМЕР> предусмотрено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в" (адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Согласно п. 3 Приказа ФНС России от <ДАТА16> N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.

          Кроме того, пункт 4 Приказа ФНС России от <ДАТА16> N ММВ-7-14/72@ устанавливает, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Так, из материалов настоящего дела следует, что <ДАТА17> ИФНС России по <АДРЕС> району г. <АДРЕС> был проведен осмотр объекта недвижимости по месту нахождения юридического адреса ООО Фирма «Ник», указанному в ЕГРЮЛ, по результатам которого сведений о фактическом расположении юридического лица по адресу: г. <АДРЕС> ул. ИМ. МИХАИЛА <АДРЕС>, 11, налоговым органом обнаружено не было.

Регистрирующим органом было направлено уведомление о необходимости  предоставления достоверных сведений об адресе.

Ввиду непредставления ООО Фирма «Ник» достоверных сведений  об адресе (месте нахождения) юридического лица, 9.11. 2020 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице ООО Фирма «Ник» в части сведений об адресе.

В этой связи, <ДАТА6> должностное лицо - директор ООО Фирма «Ник» <ФИО3> привлечен к административном ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

<ДАТА9> в адрес <ФИО3> налоговым органом направлено уведомление об устранении недостоверных сведений в срок до <ДАТА10>

При этом недостоверные сведения должностным лицом не устранены, в связи с чем, в отношении директора ООО Фирма «Ник» <ФИО3> был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.

Между тем, такое уведомление направлено налоговым органом без проведения повторного осмотра по месту нахождения юридического лица.

Каких-либо сведений, позволяющих судить о том, что после вынесения вышеуказанного постановления от <ДАТА18>, у налогового органа появились новые сведения и документы, ранее не являвшиеся предметом оценки при проведении проверки в 2020 г., в том числе возражения заинтересованных лиц, объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, или налоговым органом были получены справки, в материалах дела не имеется и административным органом не представлено.

Таким образом, анализ представленных в материалы дела доказательств в совокупности с приведенными выше нормами права, позволяет мировому судье прийти к выводу о том, что налоговым органом был нарушен порядок (процедура) привлечения должностного лица к административной ответственности.

При этом, делая такой вывод, мировой судья учитывает, что Федеральный закон <НОМЕР> не предусматривает иного порядка проведения проверки достоверности сведений об адресе юридического лица, содержащемся в ЕГРЮЛ, в связи с чем, в случае повторного совершения правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 5 приведенной нормы Кодекса, вышеуказанный порядок проведения проверки должен быть соблюден в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом.

 При указанных обстоятельствах, учитывая, что материалы дела не содержат свдений о проведении регистрирующим органом повторного осмотра объекта недвижимости по месту нахождения юридического лица, из содержания которого подтверждался бы факт наличия недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части указания адреса места его нахождения после вынесения постановления от <ДАТА18>, кроме того, материалы административного дела не содержат сведений о поступлении в адрес регистрирующего органа - ИФНС России по <АДРЕС> району г. <АДРЕС> заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях <ФИО3> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.

В этой связи, производство по делу в отношении должностного лица  подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.14.25 КоАП РФ в отношении руководителя ООО Фирма «Ник» <ФИО3> на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> через мирового судью судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                          <ФИО1>