№ 2-834/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.,
при секретаре Сайкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбонос В.И. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Костромской области об установлении права пользования земельным участком, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
установил:
Горбонос В.И. обратился в суд с иском к Межрегиональному Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее МТУ Росимущества), Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее Рослесхоз), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Костромской области об установлении права пользования земельным участком, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Свои требования мотивировал тем, что он, Горбонос В.И., является собственником жилого дома, общей площадью 43,8 кв.м., в том числе жилая площадь 31,2 кв.м. инв. №, две пристройки (лит. а, а1) кадастровый № (в настоящее время №) по адресу: (адрес) что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 09.03.2011 года Управлением Росреестра по Костромской области.
Жилой дом принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от 14.02.2011 года, заключенного между истцом и Ваганцевым С.Д., которому жилой дом принадлежал на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № от 17.09.2002г., свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Румянцевой С.В. 29.09.2009г., реестровый №. В договоре указано, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, в собственность продавца не оформлялся и покупатель обязуется оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
Указал, что земельный участок, на котором расположен жилой дом (согласно кадастровому паспорту от ДДММГГГГ № года постройки), расположен на землях, предоставленных ранее существовавшей Костромской областной санитарно-лесной школе из земель ОПХ «Минское». Согласно заключению от 17.04.1964 года, ОПХ «Минское», рассмотрев ходатайство Костромской санаторно-лесной школы об отводе земельного участка под строительство и для производственного обучения учащихся школы, выделило для указанных целей 6,5 га пашни, в том числе для строительства 4 га и для производственного обучения 2,5 га. Согласно свидетельству № от ДДММГГГГ на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному на основании Постановления Главы Администрации Костромского района от 29.05.1992 года № 107г, в собственности Костромской области санитарно-лесной школы находилось прочих угодий всего 6,5 га.
С целью приобретения прав собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, в 2011 году истцом были проведены кадастровые работы по установлению границ земельного участка площадью 2409 кв.м. из земель Костромского района Костромской области- земли лесного фонда, для ведения лесного хозяйства общей площадью 656190000 кв.м., кадастровый №, межевание которого не проводилось. Как указывает истец, в результате проведения межевания образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 2409 кв.м. категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, по адресу: (адрес) (часть земельного участка занята объектом недвижимости).
Данный земельный участок в настоящее время находится в федеральной собственности в соответствии с ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, поскольку относится к землям лесного фонда, но расположен в границах населенного пункта. Истец указывает, что начиная с 2013 года, он осуществляет попытки приобрести право аренды или собственности на земельный участок под жилым домом, инициировал вопросы внесения изменений в ГКН о категории и виде разрешенного использования участка, обращаясь с заявлениями в Департамент лесного хозяйства Костромской области, администрацию Минского сельского поселения, Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, МТУ Росимущества, Администрацию Костромского района. Однако на все свои обращения получал отказы.
Вопрос о внесении изменений в ГКН в части сведений о категории земельного участка и вида его разрешенного использования затрагивает права истца, поскольку приобрести в собственность или в аренду земельный участок под жилым домом он не имеет возможности, и как следствие не имеет возможности реконструировать, перестроить сам жилой дом.
В связи с изложенным, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.07.2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности к определенной категории земель», а также на ч.1, 2 ст.39.1, п.6 ч.2 ст.39.3, ч.1 ст.39.20, ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ, ст.14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», просит суд:
1. Установить Горбонос В.И. право пользования земельным участком с кадастровым номером №, площадью 2409 кв.м. по адресу: (адрес) для эксплуатации дома с 09.03.2011 года.
2. Внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о категории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2409 кв.м. по адресу: (адрес) указав категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома.
Истец Горбонос В.И. и его представитель Ботова М.В., действующая на основании доверенности от 05.10.2017 года (л.д.46), на иске настаивали в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что жилой дом, принадлежащий истцу, был выстроен в 1930 году для проживания в нем семей сотрудников санаторной школы. С тех пор дом использовался по назначению вплоть до приобретения его в собственность Горбонос В.И. в 2011 году. Земельный участок под домом был сформирован истцом и поставлен на государственный кадастровый учет, используется истцом для эксплуатации дома и расположенных на нем служебных построек. Истец полагает, что на этот земельный участок не распространяются положения Лесного кодекса РФ, поскольку правоотношения по использованию расположенного на нем дома возникли еще раньше. В 2015 году Советом депутатов Минского сельского поселения было принято решение об утверждении перечня земельных участков, входящих в населенный пункт «местечко Козловы горы», в соответствии с которым спорный земельный участок стал располагаться в границах населенного пункта. Данное обстоятельство, а также фактическое использование участка для эксплуатации жилого дома, в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», свидетельствует о наличии оснований без принятия отдельного решения для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о его категории с «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов», а также вида разрешенного использования с «для ведения лесного хозяйства» на «для эксплуатации жилого дома». Поскольку право собственности истца было зарегистрировано 09.03.2011 года, с указанной даты истец просит установить его право пользования земельным участком для эксплуатации жилого дома. Иск предъявлен к ответчикам МТУ Росимущества, Рослесхоз, Департаменту Лесного хозяйства Костромской области, поскольку указанные лица имеют право распоряжения и управления землями лесного фонда. А ответчики Управление Росреестра по Костромской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата уполномочены на внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости. В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству истец просил принимать во внимание при разрешении спора доказательства, собранные в материалах дела № 2-88/2018г.
Представители ответчика Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях Матвеева А.Ю. и Смирнова И.А., исковые требования Горбонос В.И. не признали, суду пояснили, что спорный земельный участок, согласно выписке из ЕГРН относится к землям лесного фонда, в реестре федерального имущества не учтен. В силу положений ст.ст.7, 8, 27 Лесного кодекса РФ участок относится к землям федеральной собственности, ограничен в обороте, передаче в собственность граждан не подлежит. Кроме того, действующим законодательством такое право, как право фактического пользования землей, не предусмотрено.
Согласно пункту 4 Положения о Департаменте лесного хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 01.10.2010 № 186, Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
У МТУ Росимущества указанные выше полномочия отсутствуют.
Кроме того, по смыслу положений ст.ст.1, 421, 101 Земельного кодекса РФ земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Относительно требования о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости пояснили, что какие-либо противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР в отношении указания категории земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют. Изменение сведений о категории земельного участка на «земли населенных пунктов» возможно по результатам установления границ населенного пункта (адрес) в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, и внесения соответствующих сведений в ЕГРН о границах населенного пункта в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». МТУ Росимущество не наделено полномочиями по переводу земель из одной категории в другую. Полагают, что МТУ Росимущество не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. В удовлетворении исковых требований просили отказать (отзыв - л.д.76-79).
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Костромской области Иванов О.Н. исковые требования не признал и пояснил суду, что спорный земельный участок с кадастровым номером № согласно кадастровому паспорту, относится к землям лесного фонда. В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре (далее ГЛР), имеет местоположение: Костромское лесничество, Караваевское участковое лесничество, квартал 64, выдел 1. Согласно действующему законодательству, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом; ограничены в обороте; нахождение в собственности граждан участков из состава лесного фонда не предусмотрено.
Федеральным законом № 280-ФЗ предусмотрены случаи, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава лесного фонда, к числу которых отнесено: изменение категории и земель в связи с установлением (изменением) границ населенного пункта; изменение границ лесных участков, лесничеств и лесопарков; образование земельного участка в границах лесничества, лесопарка, если на таком участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование которого не связано с использованием лесов
В состав полномочий Департамента не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017г. № 1223 Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства было дополнено пунктом, согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации. В связи с изложенным Департамент лесного хозяйства Костромской области считает себя ненадлежащим ответчиком по иску Горбонос В.И. (отзыв - л.д.64-66).
Представитель ответчика Управления Росреестра по Костромской области Полушкина Е.А. с иском не согласилась, суду пояснила, что согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес) поставлен на кадастровый учет 15.01.2014г., имеет следующие характеристики: категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадью 2409 кв.м. Сведения об указанном участке внесены на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2013г. сведения о категории земель и виде разрешенного использования внесены в ЕГРН на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.01.2013г., утвержденного Департаментом лесного хозяйства Костромской области.
В соответствии с п.п.3,4 ч.5 ст.8 Закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка являются сведениями ЕГРН.
Согласно ст.32 Закона о регистрации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, а также об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. В случае, ели в установленные сроки сведения в ЕГРН не внесены, заинтересованное лицо управе в установленном порядке обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
В соответствии с ч.5 ст.60.2 Закона о регистрации если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В силу ч.4 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Вместе с тем земельный участок, из которого был образован участок истца, в 1992 году был предоставлен Костромской областной санаторно-лесной школе, для организации учебы и оздоровления. Следовательно, основания для изменения категории и вида разрешенного использования спорного участка, установленные ч.4 ст.14 1723-ФЗ, отсутствуют. Участок с кадастровым номером № расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества в квартале 84 выдел 1 Караваевского участкового лесничества и по целевому назначению отнесен к защитным лесам с категорией защитности - лесопарковая зона, и никогда не входил в состав населенных пунктов.
Сведения об описании местоположения границы населенного пункта (адрес) в ЕГРН отсутствуют; установить местоположение спорного участка относительно границ населенного пункта (адрес) не представляется возможным.
Обращает внимание суда, что в случае удовлетворения заявленных истцом требований, такое решение суда будет неисполнимо, поскольку в соотвентствии с действующим законодательством перевод земель лесного фонда в другую категорию возможен в случае установления или изменения границы населенного пункта. Существующий на сегодняшний день Проект генерального плана Минского сельского поселения, предусматривающий включение в границы населенного пункта м.Козловы горы спорного земельного участка из земель лесного фонда, в установленном законом порядке не согласован с собственником Российской Федерацией и не утвержден; границы населенного пункта также не установлены и соответствующие документы в орган кадастрового учета не поступали. Отсутствие текстового и графического описания местоположения границ населенного пункта, перечня координат характерных точек, подготовленных в установленном законом порядке, препятствует внесению в ЕГРН сведений о категории и виде разрешенного использования спорного земельного участка.
Полагает, что Управление Росреестра привлечено к участию в деле в качестве ненадлежащего ответчика, поскольку истцом требований о признании незаконными действий регистрирующего органа не заявляется, доказательств нарушения его прав избранным ответчиком в дело не представлено. Деятельность Управления, как органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений. Какие-либо материально-правовые отношения по поводу спорного имущества между Горбонос в.И. и Управлением отсутствуют. В связи с изложенным просила отказать в удовлетворении исковых требований Горбонос В.И. (отзыв - л.д.81-84).
Представители ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ ФКП) Лисичкин С.Ю. и Третьяк Н.В., действующие по доверенности (л.д.74,152,118), исковые требования Горбонос В.И. не признали. Суду пояснили, что представляемое ими лицо не обладает полномочиями по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По данным ЕГРН спорный участок поставлен на учет 15.01.2014 года, площадью 2409 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства. Его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; в границах расположено здание (жилой дом), 1930 года постройки, правообладателем которого является истец. Сведения о земельном участке внесены на основании заявления о постановке его на ГКУ и межевого плана от 30.12.2013г., а также на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.10.2013 года, утвержденной Департаментом лесного хозяйства Костромской области. Участок расположен на особо охраняемых природных территориях, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Право собственности Российской Федерации на спорный участок признано в силу закона. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов, к каким отнесено Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент лесного хозяйства Костромской области.
Из материалов дела не усматривается согласование Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда, что не соответствует Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, ФЗ «О переводе земель или земельных участков изх одной категории в другую», а также Постановлению Правительства РФ от 24.03.2007г. № 178 «Об утверждении положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ».
Спорный участок никогда не входил в состав населенных пунктов, сведения об описании местоположения границ населенного пункта (адрес) в ЕГРН отсутствуют; документы, необходимые для внесения таких сведения, в филиал Костромской области не поступали. Таким образом, установить местоположение земельного участка относительно границ населенного пункта не представляется возможным.
Полагают, что надлежащим ответчиком по требованиям истца является Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент лесного хозяйства Костромской области. С учетом вышеизложенного просили в удовлетворении исковых требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать (отзыв - л.д.110-117).
Представитель ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства путем направления заказным письмом с уведомлением, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1 ст.113 ГПК РФ (л.д.63, 68), в суд своего представителя не направил; ходатайств об отложении судебного заседания не заявил; отзыв по заявленным требованиям не представил.
Представитель третьего лица Администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки в известность не поставил. В ходе проведения подготовки дела к судебному заседанию представитель администрации Минского сельского поселения Фролова А.Н. требования истца полагала обоснованными и пояснила, что границы Минского сельскогопоселения до настоящего времени не установлены по причине отсутствия согласования их местоположения со стороны Департамента Лесного хозяйства. Фактически семь домовладений в (адрес) входят в состав населенного пункта, хотя и располагаются на землях лесного фонда. Дома выстроены на законных основаниях, в частности дом истца примерно в 1930 году, и предоставлены для проживания семьям учителей санаторной школы. С тех пор проживающие в них люди пользуются земельными участками под этими домами (л.д.57).
Представитель третьего лица Администрации Костромского муниципального района Костромской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии с частью 2.1 ст.113 ГПК РФ (л.д.63,72), о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-88/2018, приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В том числе гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии п.1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В пункте 1 ст. 39.20 ЗК РФ указано, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что Горбонос В.И. является собственником жилого дома, общей площадью 43,8 кв.м. лит.А, две пристройки (лит.а,а1) кадастровый № (в настоящее время №) по адресу: (адрес) на основании договора купли-продажи от 14.02.2011 года. Право собственности истца на дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права (л.д.8).
Из договора купли-продажи дома следует, что продавцу Ваганцевцу С.Д. дом принадлежал на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан № 5304 от 17.09.2002, свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Румянцевой С.В. от 29.09.2009. Кроме того, в п. 1 абз. 4 договора, указано, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, в собственность продавца не оформлялся и покупатель обязуется оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством (л.д.9). При этом на момент приобретения земельного участка по данным технического учета его площадь фактически составляла 76,9 кв.м. застройки (л.д.11).
Указанный дом по сведениям кадастрового учета построен в 1930 году и располагается в границах земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом здания (л.д.13).
Судом также установлено, что земельный участок, на котором расположен дом истца, был сформирован и поставлен на кадастровый учет 15 января 2014 года; образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером № с учетом его фактического расположения в кадастровом квартале № (земли лесного фонда); статус земельного участка «учтенный» (л.д.16, дело 2-88/2018 - т.1 л.д.132, 134,135).
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществлена по заявлению Горбонос В.И., который представил в орган кадастрового учета Межевой план земельного участка от 30.12.2013 года (дело 2-88/2018 - т.1 л.д.129-145). При этом площадь земельного участка определена 2409 кв.м., границы его согласованы с Департаментом лесного хозяйства Костромской области. Категория земель: земли лесного фонда. Разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Земельный участок полностью входит в Зону: «граница водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах Костромского района Костромской области».
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок ранее располагался на землях, предоставленных Постановлением главы администрации Костромского района № 107 от 29.05.1992 года в постоянное бессрочное пользование Костромской областной санаторно-лесной школе, площадью 6,5 га для организации учебы и оздоровления. Эти земли фактически находились в пользовании школы еще до 1964 года, что следует из содержания обращения школы о выделе их из фондов Областной сельскохозяйственной опытной станции Минского производственного участка, в том числе для строительства жилого 4-х квартирного дома и других построек (л.д.14). Данный факт также подтверждается заключением Костромского производственного колхозно-совхозного управления от 17.04.1964 г. (л.д.119), свидетельством № 14598 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 08.02.1994 года (л.д.15).
По данным, предоставленным в материалы гражданского дела № 2-88/2018 представителем администрации Минского сельского поселения, с ДДММГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, на котором располагались объекты, принадлежащие на праве оперативного управления областному государственному учреждению, являлась Костромская областная санаторная школа - интернат; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов: разрешенное использование - для образования, лечения и оздоровления. В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером № был снят с учета в связи с образованием новых земельных участков, в том числе участка с КН № площадью 1,48 га (дело № 2-88/2018 - т.1 л.д.157, 159).
В 2006 году ГООУ Костромская областная санаторная школа - интернат реорганизована в ОГБУ «Костромской противотуберкулезный детский диспансер».
На основании Распоряжения Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от 13.12.2010 № 1310/з один из вновь образованных земельных участков с кадастровым номером № передан в постоянное (бессрочное) пользование ОГБУ «Костромской противотуберкулезный детский диспансер» (дело 2-88/2018 - т.1 л.д.124-125, 119). На данном участке остались здания и сооружения, отчужденные санаторию при межевании для образования, лечения и оздоровления детей. Многоквартирные дома и индивидуальные дома, в том числе дом № № остались находиться на территории вновь образованных участков, которые были переданы в казну Костромской области, а также на землях лесного фонда, кадастровые работы, в отношении которых не проводились.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу, никогда не выбывал из собственности государства и до настоящего времени находится в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1,5 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Федерального Закона от 04 декабря 2006 года № 201- ФЗ «О ведение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 ст. 101 ЗК РФ, установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с ч. 3 ст.6 Лесного кодекса РФ, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, спорный земельный участок имеет категорию: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, о чем истцу было достоверно известно на момент формирования земельного участка.
Генеральным планом Минского сельского поселения, утвержденным решением Совета Депутатов Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 28.03.2012г. №10, а также содержанием Схемы современного использования территории (Опорный план) предусмотрены условные обозначения границ земель лесного фонда, территорий населенных пунктов. Указанные документы размещены в публичном доступе на официальном сайте администрации Костромского муниципального района. При их рассмотрении в увеличенном масштабе ясно усматривается, что (адрес) населенным пунктом не является, расположено на землях лесного фонда Костромского лесхоза, по своему местоположению спорный участок с кадастровым номером № в границы населенного пункта не входит (л.д.18, 131).
Согласно информации, представленной Департаментом лесного хозяйства Костромской области от 02.07.2018г., спорный земельный участок, согласно материалам лесоустройства и установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 (приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 550 от 26.12.2016г.), расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества в квартале 84 выдел 1 Караваевского участкового лесничества. Указанный лесной участок по целевому назначению отнесен к защитным лесам с категорией защитности - лесопарковые зоны. Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются как материалами лесоустройства, так и Лесохозяйственным регламентом Костромского лесничества Костромской области с описанием структуры Костромского лесничества, распределения лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам, по целевому назначению и категориям защитных лесов (л.д.137-148), выкопировкой из планшета квартала 84 (дело № 2-88/2018 - т.2 л.д.19-22).
Право собственности Российской Федерации на данный лесной участок зарегистрировано в установленном порядке 28 апреля 2004 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 29.06.2015г. (л.д.149).
Соответственно, иначе как для ведения лесного хозяйства, участок с кадастровым номером № использоваться не может, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении требований об установлении права пользования спорным участком с 09.03.2011г. для эксплуатации жилого дома.
Суд также принимает во внимание, что сам факт образования участка определенной формы и площади состоялся намного позднее приобретения истцом жилого дома в собственность, а именно в 2014 году.
Более того Горбонос В.И. не доказал необходимость использования площади участка, равной 2409 кв.м., для эксплуатации жилого дома, площадь застройки под которым по данным технической инвентаризации составляет 76,9 кв.м. В ходе судебного разбирательства он пояснял, что на участке имеются иные строения, однако принадлежность этих построек кому-либо на праве собственности не установлена. Кроме того на участке произрастают сосны и березы, что также подкрепляется снимками публичной кадастровой карты (л.д.150). При этом следует учитывать, что образование земельных участков по своим характеристикам (включая площадь) не должно приводить к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно ст. 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Исходя из положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с частью 1 ст.8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч.3).
В силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав сельского поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Рослесхозе).
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" названный орган согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Пунктом 5.4.2 Положения о Рослесхозе утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 установлены полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а пунктом 5.4.3 Положения - полномочия по рассмотрению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (в ред., действовавшей по состоянию на 19.06.2015г.).
В материалы дела представлено Решение Совета депутатов Минского сельского поселения от 19.06.2015г. №17 «О внесении изменений Генеральный план муниципального образования Минское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области», предусматривающее установление границы населенного пункта (адрес) (дело № 2-88/2018 - л.д.115).
В тот же день принято решение об утверждении перечня земельных участков, входящих в границы населенного пункта (адрес), в соответствии с которым спорный земельный участок с кадастровым номером № был включен в черту населенного пункта. На сайте администрации до настоящего времени размещен Проект Генерального плана Минского сельского поселения с внесенными изменениями, а также Сводная схема Генерального плана (проектное решение) (л.д.133-135). Установление границ до настоящего времени не осуществлено; Проект не прошел согласование с уполномоченными органами, включая Рослесхоз; и соответственно юридической силы не имеет. Как следует из сообщения Управления Росреестра в регистрирующий орган документация по установлению границ населенных пунктов Минского сельского поселения, а также (адрес) не поступала. Соответствующие записи в ЕГРН отсутствуют. Доказательства обратного в дело не представлены.
Таким образом, на настоящий момент у суда отсутствуют основания для вывода о том, что земельный участок с кадастровым номером № располагается на землях населенного пункта. До проведения кадастровых работ по определению местоположения границ населенных пунктов Минского сельского поселения, отношение спорного участка к одному из них не представляется возможным установить.
В этой связи является несостоятельной ссылка истца на Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель", в соответствии с которым внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
С внесением изменений статья 14 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ изложена в новой редакции, согласно пункту 4 которой, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка.
Этим же законом предусмотрено, что в случае, если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов (п.13). В таких случаях принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.
Поскольку в настоящем случае доказательств расположения спорного земельного участка в границах населенного пункта не имеется; до 2008 года участок предоставлялся Костромской областной санаторно-лесной школе для целей организации учебы и оздоровления; сведения в Едином государственном реестре недвижимости и Государственном лесном реестре противоречий о категории земельного участка не содержат - изменение категории и вида разрешенного использования участка с КН № в упрощенном порядке, предусмотренном вышеприведенной нормой закона N 172-ФЗ, невозможно. В связи с изложенным суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о категории и виде разрешенного использования земельного участка.
Поскольку основания для внесения изменений в сведения ЕГРН о характеристиках земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют, довод истца на нарушение его прав ответчиками не соответствует действительности. При этом на все его обращения в Департамент лесного хозяйства Костромской области, администрацию Минского сельского поселения Костромского района, Управление Росреестра по Костромской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» даны мотивированные разъяснения об отсутствии правовых оснований для предоставления ему земельного участка на каком-либо праве, исправления технических ошибок в ЕГРН и внесения изменений в характеристики участка, содержащиеся в ЕГРН (л.д.21,23,25,28,32-39, 42-43,61). Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов истца избранными им ответчиками материалы дела не подтверждают.
С учетом вышеизложенного суд отказывает истцу Горбонос В.И. в удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Горбонос В.И. в удовлетворении исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Костромской области об установлении права пользования земельным участком, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
решение в окончательной форме
изготовлено 13.11.2018г. судья: