Дело № 5-1620/2021
УИН 29MS0014-01-2021-010396-93
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
27 декабря 2021 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 1 Котласского судебного района Архангельской области Лукина Анна Александровна, рассмотрев по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пер. Воровского, д. 8,
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, поступившие из Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области, в отношении акционерного общества «Котласский электромеханический завод», ИНН 2904021840, ОГРН 1102904000220, юридический адрес: Архангельская область, г.Котлас, ул.Кузнецова, д.20,
установил:
АО «Котласский электромеханический завод»не выполнил в установленный срок законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, а именно не выполнило пункт №3 предписания заместителя начальника управления - начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области № 37/3/1-4 от 27.11.2019 об устранении в срок до 30.11.2021 нарушений: не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитные сооружения гражданской обороны и их технические системы (нарушены правила, предъявляемые к защитным сооружениям гражданской обороны (убежища №314-30, 15-30, 318-30)), а именно не обеспечена сохранность гидроизоляции сооружений, не обеспечена сохранность инженерно-технического и специального оборудования, не осуществляется проверка состояния систем фильтрации, технического состояния фильтров-поглотителей и сооружений в целом, не осуществляются плановые ТО и текущий ремонт сооружений.
В судебном заседании защитник АО «Котласский электромеханический завод» Игумнова <ФИО>. пояснила, что общество вину признает в неисполнении пункта 3 предписания, остальные пункты предписания исполнены. Убежище в настоящий момент затоплено, требует капитального ремонта. Для выполнения п.3 предписания обществу требуется большие финансовые затраты, а именно обследование защитного сооружения - 1 250 000 руб., проект капитального ремонта около 3 000 000 руб., проведение капитального ремонта и установка фильтро-вентиляционного оборудования и других устройств - 20 000 000 - 30 000 000 руб. Размер штрафа не соразмерен тяжести действий общества. Кроме того Управлением составлен протокол по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ по тому же самому факту бездействия. Просила прекратить производство по делу.
Выслушав защитника, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Согласно ст.2 ФЗ от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» основной задачей в области гражданской обороны является в том числе обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Основные мероприятия по гражданской обороне определены пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, в том числе строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 2,5,6,9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО. Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией. При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.
Акционерное общество «Котласский электромеханический завод» осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ (пункт 3.4 Устава).
Заместителем начальника управления - начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области 27.11.2019 в отношении АО «Котласский ЭМЗ» вынесено предписание №37/3/1-4 об устранении нарушений, в том числе нарушения: не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитные сооружения гражданской обороны и их технические системы (нарушены правила, предъявляемые к защитным сооружениям гражданской обороны (убежища №314-30, 15-30, 318-30), а именно не обеспечена сохранность гидроизоляции сооружений, не обеспечена сохранность инженерно-технического и специального оборудования, не осуществляется проверка состояния систем фильтрации, технического состояния фильтров-поглотителей и сооружений в целом, не осуществляются плановые ТО и текущий ремонт сооружений. Срок устранения нарушений до 30.11.2021.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, установив при этом, что оно выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства. Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Предписание, вынесенное в адрес АО «Котласский ЭМЗ», законно и обоснованно, вынесено уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, не признано в судебном порядке незаконным и не отменено, предписание получено АО «Котласский ЭМЗ» 27.11.2019.
На основании решения от 21.10.2021 проведена выездная проверка, согласно акту проверки предписание в полном объеме не исполнено.
Защитник общества в судебном заседании не отрицала, что п.3 предписания обществом не исполнен.
Указанные обстоятельства подтверждаются также протоколом осмотра, согласно которому не обеспечена гидроизоляция ЗС ГО (помещения затоплены); протоколом опроса от 07.12.2021; протоколом об административном правонарушении от 08.12.2021, который соответствует требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем содержатся сведения о составившем его должностном лице и подпись этого лица, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, сведения о месте, времени и событии административного правонарушения, юридическая квалификация административного правонарушения в соответствии с признаками противоправного деяния, описанного в протоколе.
Предписание об устранении нарушений по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Указанные доказательства согласуются между собой, соответствуя фактическим обстоятельствам дела, поэтому мировой судья принимает их за основу и руководствуется ими при вынесении постановления.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения общества от ответственности.
Вопреки доводам защитника, административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не образуют идеальной совокупности, в связи с чем основания для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ отсутствуют.
Действия акционерного общества «Котласский электромеханический завод» подлежат квалификации по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ - как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность виновного лица, не установлено.
В соответствии с ст. 3.1 ч. 1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, меры, предпринятые для устранения нарушений, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, имущественное положение, мировой судья полагает возможным назначить виновному лицу наказание в виде административного штрафа, что обеспечит реализацию задач административной ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, оснований для освобождения акционерного общества «Котласский электромеханический завод» от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушения обществом допущены в области гражданской обороны, что могло повлечь серьезные последствия.
Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ мировой судья не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
акционерное общество «Котласский электромеханический завод» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Реквизиты по уплате административного штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (АГЕНТСТВО МИРОВЫХ СУДЕЙ АО), банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСК БАНКА РОССИИ//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК Банка получателя: 011117401, счет № 03100643000000012400, ИНН 2901110845, КПП 290101001, ОКТМО 11710000, КБК 43511601193010005140, УИН 0210237100000000023937895.
В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которого предусматривает наказание штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья А.А. Лукина