Решение по делу № 2-1941/2019 от 28.11.2019

Дело № 2-1941/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калуга                                                                                                      28 ноября 2019 года

Мировой судья судебного участка №11 Калужского судебного района Калужской области Дометеев В.Д.,

при секретаре Зенкиной Е.А.,

рассмотрев в помещении судебного участка в открытом судебном заседании дело по иску Клименковой Н.В.1 к Военному комиссариату Калужской области о взыскании компенсации расходов на оплату ритуальных услуг, а также на изготовление и установку надгробного памятника,

УСТАНОВИЛ:

Истец 08.11.2019 обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Калужской области о взыскании компенсации расходов на оплату ритуальных услуг, а также на изготовление и установку надгробного памятника, указав, что <ДАТА3> умер <ФИО2>, который обладал статусом бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Истцом были понесены расходы на оплату ритуальных услуг в сумме 26400 рублей, а также на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 35814 рублей. Просила взыскать с ответчика в свою пользу расходы на оплату ритуальных услуг в сумме 16258 рублей, расходы на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 22511 рублей, поскольку истец имеет право на возмещение указанных расходов в силу положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению истца, данная норма распространяется на лиц, имеющих статус бывших несовершеннолетних узников концлагерей, которые имеют право на льготы и меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и каких-либо ограничений, связанных с объемом таких льгот и мер социальной поддержки, указанная норма не содержит.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Представитель ответчика по доверенности Басанова О.Э. направила в суд письменные возражения против иска.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом установлено, что <ДАТА3> умер <ФИО2>, который обладал статусом бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Истцом были понесены расходы на оплату ритуальных услуг в сумме 26400 рублей, а также на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 35814 рублей. Истец обратилась в Военный комиссариат Калужской области за выплатой компенсации расходов на оплату ритуальных услуг, где ей было отказано в возмещении указанных расходов.

Установленные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти, копией удостоверения, заказом, договором, квитанциями и ответчиком не оспаривались. Сторонами не представлено доказательств, опровергающих установленные обстоятельства.

Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа).

Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 20 разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

12 января 1995 г. принят Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного Закона. Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны. В статье 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.

Вместе с тем указанные нормы Федерального закона «О ветеранах» не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников. Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона «О ветеранах». Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1, 2 данного закона).

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.

В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.

Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в связи с чем право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, а также с изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.

Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с приведенными нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Клименковой Н.В.1 к Военному комиссариату Калужской области о взыскании компенсации расходов на оплату ритуальных услуг, а также на изготовление и установку надгробного памятника отказать.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании, или в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Калужский районный суд Калужской области через мирового судью судебного участка №11 Калужского судебного района Калужской области.

Мировой судья                                                                                                              В.Д. Дометеев

Решение в окончательной форме составлено 28.11.2019

<ОБЕЗЛИЧЕНО>