Дело № 4-412/2015-4
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Северодвинск 3 августа 2015 года
Мировой судья судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области Егоров А.А.,
рассмотрев в помещении суда по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Пионерская, д. 12, каб. 18, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении:
Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный трест», <ОБЕЗЛИЧИНО>,
УСТАНОВИЛ:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный трест»(далее - СМУП «ЖКТ», предприятие) обвиняется в том, что оно, располагаясь по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, <АДРЕС>, не выполнило в нарушение п. 2 пп. 1 п. 8 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлении Администрации Архангельской области от 7 июня 2007 года № 110-па, (далее - Положение об инспекции), п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ), ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок до <ДАТА5> законное предписание государственного жилищного инспектора Архангельской области от <ДАТА6> <НОМЕР>, осуществляющего региональный жилищный надзор, о перерасчете потребителям квартир <АДРЕС> в г. Северодвинске Архангельской области платы за содержание и ремонт жилья, начисленной за <ДАТА>-2014 годы, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
СМУП «ЖКТ», своевременно извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило на судебное заседание своего представителя <ФИО1>, которая факт неисполнения предписания в установленный срок не оспаривала, вместе с тем указала на отсутствие в действиях предприятия состава административного правонарушения, поскольку предписание государственного жилищного инспектора Архангельской области от <ДАТА6> <НОМЕР> не основано на законе, а изменение оспариваемого размера платы произведено на основании ч. 7 ст. 156, ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 4.1.1 договора управления многоквартирным домом от <ДАТА7> <НОМЕР> в виду того, что собственники помещений многоквартирного дома не инициировали общее собрание и не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Выслушав объяснения представителя СМУП «ЖКТ» <ФИО1>, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, мировой судья полагает, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях общества свое подтверждение при рассмотрении дела не нашло в виду следующего.
Согласно п. 2 Положения об инспекции государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пп. 1 п. 8 Положения об инспекции она осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения: осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе путем организации и проведения проверок, за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности - к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жильцов <АДРЕС> в г. Северодвинске Архангельской области и распоряжения от <ДАТА9> <НОМЕР> Государственной жилищной инспекций Архангельской области (далее - инспекция) проведена внеплановая документарная проверка в отношении СМУП «ЖКТ».
В ходе проверки инспекцией установлено, что для собственников помещений указанного дома размер платы за содержание и ремонт общего имущества в соответствии с решением общего собрания от <ДАТА7> составляет <ОБЕЗЛИЧИНО> (<ОБЕЗЛИЧИНО>). Иной размер платы за содержание и ремонт собственниками помещений на общем собрании не устанавливался.
Вместе с тем, СМУП «ЖКТ» без принятия собственниками помещений иного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, определяло и начисляло размер платы за содержание и ремонт жилья из следующего расчета: с <ДАТА> года - <ОБЕЗЛИЧИНО>., с <ДАТА> года - <ОБЕЗЛИЧИНО>. (в том числе <ОБЕЗЛИЧИНО>), с <ДАТА> - <ОБЕЗЛИЧИНО>. (в том числе <ОБЕЗЛИЧИНО>), с <ДАТА> года - <ОБЕЗЛИЧИНО>. (в том числе <ОБЕЗЛИЧИНО>).
Установление в одностороннем порядке размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома не соответствует нормам Правил, регулирующих порядок ценообразования размера платы.
Согласно акту проверки от <ДАТА10> <НОМЕР> со стороны СМУП «ЖКТ» допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителей, проживающих в квартирах <АДРЕС> в г. Северодвинске Архангельской области за содержание и ремонт жилья за <ДАТА>-2014 годы на общую сумму <ОБЕЗЛИЧИНО>.
По результатам проверки предприятию инспекцией выдано предписание от <ДАТА6> <НОМЕР>, которым предписано произвести перерасчет потребителям квартир <АДРЕС> в г. Северодвинске Архангельской области платы за содержание и ремонт жилья», начисленной за <ДАТА>-2014 годы: <ОБЕЗЛИЧИНО>.; представить в срок до <ДАТА5> отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий подтверждающих платежных документов.
В силу ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, (далее - Правила содержания общего имущества) установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 29 Правил содержания общего имущества).
Согласно п. 4.1.1 договора управления многоквартирным домом от <ДАТА7> <НОМЕР>, заключенному между СМУП «ЖКТ» и собственниками жилых помещений в <АДРЕС> в г. Северодвинске Архангельской области, цена договора управления определяется ежегодно на общем собрании собственников помещений, устанавливается в размере стоимости работ (услуг) по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества. Изменение цен на работы (услуги) осуществляется путем применения к установленным ценам индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не инициировали общее собрание и не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещении, управляющая организация применяет для расчетов платы за содержание и ремонт размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей муниципальных жилых помещений на текущий период. Управляющая организация уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение в ином размере.
При указанных обстоятельствах предприятие устанавливало плату за содержание жилого помещения в соответствии с пунктом 4.1.1 договора управления, соблюдая все условия изменения платы, в том числе периодичность изменения - не чаще одного раза в год.
Условие о цене договора управления следует рассматривать как индексацию цены на услуги по содержанию и управлению жилым фондом, обусловленную ростом тарифов, необходимостью индексации заработной платы. Также следует учитывать тот факт, что договор управления многоквартирным домом заключается на длительный срок, в течение которого рост тарифов неизбежен, а п. 35 Правил содержания общего имущества установлено, что плата за содержание и ремонт должна быть соразмерна согласованному в договоре перечню, объему и качеству услуг и работ.
В рассматриваемом случае собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании предоставили управляющей компании право не чаще одного раза в год в одностороннем порядке пересматривать размер платы за содержание и ремонт, ограничив ее размером, установленным органом местного самоуправления для нанимателей жилого фонда.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании <ДАТА7> приняли решение о порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанный порядок не противоречит положениям ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой если собственники не приняли решение об установлении размера платы, такой размер устанавливается органом местного самоуправления, и ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений.
Исходя из изложенного, поскольку в ходе рассмотрения дела не выявлено фактов изменения размера платы чаще одного раза в год и превышения ее размера относительно размера платы, утвержденного органом местного самоуправления для нанимателей муниципальных жилых помещений на текущий период, начисление управляющей компанией собственникам помещений <АДРЕС> в г. Северодвинске Архангельской области платы за содержание и ремонт жилья, начисленной за <ДАТА>-2014 годы, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав потребителей.
Таким образом, предписание от <ДАТА6> <НОМЕР>, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, вместе с тем его требования не основаны на нормах действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Одними из основных элементов состава административного правонарушения является объективная сторона административного правонарушения, которая в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено отсутствие в деянии СМУП «ЖКТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку предписание государственного жилищного инспектора Архангельской области от <ДАТА6> <НОМЕР> не основано на нормах действующего законодательства.
Доказательства невиновности СМУП «ЖКТ» - документы, имеющиеся в административном материале, в порядке ст. 26.11 КоАП РФ полно и всесторонне исследованы судом, все они являются допустимыми доказательствами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении СМУП «ЖКТ» прекратить в связи с отсутствие в его деянии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный трест» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекратить.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в Северодвинский городской суд Архангельской области через мирового судью судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Мировой судья А.А. Егоров