Решение по делу № 2а-2-57/2020 ~ М-2-61/2020 от 15.04.2020

Дело № 2а-2-57/2020

УИД 13RS0022-02-2020-000068-67    

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

с. Атюрьево 12 мая 2020 г.

Торбеевский районный суд Республики Мордовия постоянное судебное присутствие в с. Атюрьево Атюрьевского района Республики Мордовия в составе судьи Байчуриной Н.К.

при секретаре судебного заседания Девятаевой М.Н.,

с участием в деле:

административного истца прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия,

административного ответчика администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества,

установил:

прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества, указав, что прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия, в том числе об увековечивании памяти погибших при защите Отечества.

Проверкой установлено, что на территории Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия расположены объекты культурного наследия, а именно: «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга.

Согласно действующему законодательству, к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Согласно сообщению ответчика, право собственности на указанные объекты не оформлено, таким образом они не имеют собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, то есть являются бесхозяйными. В связи с этим просит признать незаконным бездействие администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в части неисполнения обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –объектов, увековечивающих память воинов, погибших в период Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенных на территории Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, возложить на ответчика обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет указанных объектов недвижимости в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, для последующей регистрации права собственности на «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга.

В судебное заседание представитель административного истца – помощник прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Коновалов А.Н. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие предъявленные прокурором Атюрьевского района Республики Мордовия требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Административный ответчик представитель администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Суду представлено заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия ее представителя, предъявленные исковые требования признает в полном объеме.

С учетом изложенного, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу требований пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко- культурного значения.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (с изм. от 01 апреля 2020 г.), именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ (ред. от 2 декабря 2019 г.) "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, расположенных на территории муниципального образования, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

При этом, сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного наследия.

В силу статьи 7 данного закона, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 33 поименованного закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Пунктами 1, 2 статьи 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (часть 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия законодательства об объектах культурного наследия, в том числе об увековечивании памяти погибших при защите Отечества.

Данной проверкой установлено, что на территории Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия расположены объекты культурного наследия регионального значения, а именно: «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга.

Постановлением Совета министров Мордовской АССР № 596 от 16.09.1970 года «Об улучшении постановки дела охраны, эксплуатации и учета памятников истории и культуры Мордовской АССР» памятники, а именно: «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга, включен в список объектов культурного наследия регионального значения.

Памятники: «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга, находящиеся на территории Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, в реестрах муниципальной, собственности, государственного и федерального имущества, не числятся, (л.д. 8,30,32).

Сведения о собственниках в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на памятники: «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга отсутствуют, на учет, как бесхозяйное имущество указанные памятники не поставлены (л.д.45,46 ).

В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российского Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и Регламентируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Приказ № 931).

Таким образом, поскольку объекты культурного наследия – памятники погибшим в Великой Отечественной войне расположены на территории Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, право собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрировано, и они не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 178 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности поставить на учет бесхозяйного имущества, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов памятники: «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково; «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга.

Обязать администрацию Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия поставить на учет в качестве бесхозяйных объектов:

- «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, с. Стрельниково;

- «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Атюрьевский район, д. Пичеполонга.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда через Торбеевский районный суд Республики Мордовия или постоянное судебное присутствие в с. Атюрьево Атюрьевского района Республики Мордовия.

Судья Торбеевского районного суда

Республики Мордовия Н.К. Байчурина

2а-2-57/2020 ~ М-2-61/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Атюрьевского района РМ
Ответчики
Администрация Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ
Суд
Торбеевский районный суд
Судья
Байчурина Надия Камильевна
15.04.2020[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.04.2020[Адм.] Передача материалов судье
17.04.2020[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.04.2020[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020[Адм.] Судебное заседание
12.05.2020[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее