Решение по делу № 5-70/2020 от 13.03.2020

№ 5-70/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении протокола об административном правонарушении

            13 марта 2020 года                                                                                         с. Бурла

Мировой судья судебного участка Бурлинского района Алтайского края Полетайкина А.В., в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица Попова Евгения Вячеславовича,

УСТАНОВИЛ:

Мировому судье поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица Попова Евгения Вячеславовича».

Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что Попову Е.В. вменено  невыполнение в срок до 15.01.2020. законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор от 25.03.2019 г. № 75/1/37 об устранении нарушения законодательства в области пожарной безопасности.

Однако, материалы дела об административном правонарушении не содержат распоряжения о проведении проверки на основании которой составлен акт первоначальной проверки № 74 от 25.03.2019 г.

Кроме того копия самого предписание № 75/1/37 в материалах дела содержится не в полном объеме. Отсутствует информация о дате выдачи предписания, отсутствуют информация о должностном лице, выдавшем предписания (в том числе его подпись и т.д.), сведения о получении данного предписания Поповым Е.В. либо иным лицом - представителем ОАО «РЖД».

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Однако имеющие в деле об административном правонарушении ксерокопии документов не заверены, что лишает суд возможности принять данные документы при рассмотрении дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения.

Сам протокол об административном правонарушении не содержит подписи должностного лица составившего его. Также отсутствует и подпись должностного лица в определении о передаче дела по подведомственности.

Также протокол об административном правонарушении составлен в отношении должностного лица, в тоже время должностные лица являются специальными субъектами административных правонарушений. Для них установлены дополнительные основания для наступления административной ответственности (совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей), а также повышенный размер административного штрафа.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В этой связи при рассмотрении дел об административных правонарушениях данной категории необходимо проверять исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей на момент совершения административного правонарушения, круг обязанностей должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, а также наличие у должностного лица возможности надлежащим образом исполнить свои служебные обязанности.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, КоАП РФ относит к должностным лицам:

- лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти, то есть наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них,

- лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать следующее.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий; к административно-хозяйственным функцияммогут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2013 года по делу № 18-АД13-11).

Руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций,несут административную ответственность как должностные лица только в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ. В случае привлечения данных лиц к административной ответственности по иным статьям КоАП РФ они не являются по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами, что следует из буквального толкования указанной нормы (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2014 года по делу № 58-АД14-6).

При составлении протокола по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются должностные лица, необходимо удостовериться в их статусе.

К документам, подтверждающим трудовые или служебные отношения, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, могут относиться выписки из единого государственного реестра юридических лиц, решения участников (единственного участника) обществ с ограниченной ответственностью об избрании определенного лица на должность директора (протоколы учредительного собрания некоммерческой организации, протоколы внеочередного общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью и пр.), приказы о назначении на должность, приказы о вступлении в должность, приказы о приеме работника на работу (о переводе на другую работу), трудовые договоры (служебные контракты), свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также приказы о возложении (распределении) обязанностей, должностные инструкции (регламенты).

Достаточность названных документов для рассмотрения дела решается в каждом конкретном случае.

Материалы дела не содержат документов позволяющих отнести Попова Евгения Вячеславовича к должностным лицам.

Положение, указанное в  ч.3 ст.  1.5 КоАП РФ прямо устанавливает, что презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и этот порядок должен ими соблюдаться.

В связи с тем, что выявленные недостатки протокола об административном правонарушении  и материалов дела препятствуют рассмотрению дела, срок привлечения к административной ответственности не истек, мировой судья полагает необходимым возвратить материалы дела об административном правонарушении для устранения выявленных недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья,       

ОПРЕДЕЛИЛ:

            Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица Попова Евгения Вячеславовича с приобщенными к нему материалами должностному лицу, его составившему для устранения недостатков.

 

Мировой судья                                                                    А.В. Полетайкина

           

5-70/2020

Категория:
Административные
Статус:
Определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела
Ответчики
Попов Е. В.
Суд
Судебный участок Бурлинского района Алтайского края
Судья
Полетайкина Анна Владимировна
Статьи

ст. 19.5 ч. 12

Дело на сайте суда
brlrn.alt.msudrf.ru
12.03.2020Подготовка к рассмотрению
13.03.2020Переоформление
13.03.2020Окончание производства
13.03.2020Сдача в архив
13.03.2020
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее