дело № 2-5410/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 11 ноября 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Волковой Т.Д.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бушковой Ирины Владимировны к государственному бюджетному учреждению культуры «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бушкова И.В. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению культуры «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» (далее – ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева»), в котором с учетом увеличения исковых требований в ходе рассмотрения дела просит признать незаконным и отменить приказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование иска указала, что работает в ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» в должности научного сотрудника. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № она была привлечена к дисциплинарной ответственности, ей был объявлен выговор. Вместе с тем дисциплинарного проступка, которое ей вменено в вину, она не совершала. В связи с чем оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности не имелось. Необоснованным привлечением к дисциплинарной ответственности ей причинен моральный вред, который подлежит компенсированию ответчиком.
В судебном заседании Бушкова И.В., ее представитель по устному ходатайству Колина Л.С. иск поддержали. Пояснили, что основанием к наложению на истца оспариваемого дисциплинарного взыскания послужила ее докладная записка от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик истолковал данную докладную записку истца как злоумышленное сообщение истцом ложных сведений о несоблюдении рабочим по обслуживанию здания музея Кавардаковым А.С. трудовой дисциплины (об отсутствии его на рабочем месте). Вместе с тем такую цель истец, подавая вышеуказанную докладную записку, не преследовала: в последней Бушкова И.В. сообщила работодателю о причинах, по которым она не может выполнить к сроку порученную ей работу по организации выставки «Первозданная Россия» (по причине отсутствия на ее рабочем месте рабочего по обслуживанию здания, отсутствия в ее трудовых обязанностях обязанности по выполнению таких технических работ как забивание гвоздей). Объяснительную истец составляла по тем вопросам, которые поставил перед ней работодатель в письменном требовании представить объяснения. В связи с привлечением к дисциплинарной ответственности истец, будучи председателем профкома, испытала глубокие нравственные страдания.
В судебном заседании представитель ответчика адвокат Насонов С.А., Зверева С.В. против удовлетворения иска возражали. Настаивали на том, что Бушкова И.В., подав ДД.ММ.ГГГГ спорную докладную записку, преследовала единственную цель – уличить рабочего по обслуживанию здания музея Кавардакова А.С. в несоблюдении трудовой дисциплины. Между тем Бушкова И.В. полномочий на осуществление контроля за соблюдением работниками учреждения трудовой дисциплины не имеет. Сведения об отсутствии рабочего по обслуживанию здания на работе, приведенные ею в докладной записке, являются ложными. Сообщив ложные сведения в отношении коллеги, истец нарушила положения подпункта «в» пункта 7 заключенного с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктов 5.1.6, 5.1.12 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников государственных учреждении, подведомственных Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утвержденного приказом от 11 июня 2015 года № 139, а также подпунктов «и», «к» пункта 3.2 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-3215/2019, выслушав истца, ее представителя, представителей ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.
В силу части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом, исходя из той же части статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Судом по материалам настоящего гражданского дела и по материалам гражданского дела № 2-3215/2019 установлено, что Бушкова И.В. работает в ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» в должности <данные изъяты>
Согласно подпункту «в» пункта 7 заключенного с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № Бушкова И.В. обязана соблюдать трудовую дисциплину, правила делового этикета, кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева».
В силу подпунктов «и», «к» пункта 3.2 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева», утвержденного приказом ответчика от 18 апреля 2019 года № 32, работники учреждения, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязаны соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность, внимательность и доброжелательность в обращении с вышестоящими руководителями, должностными лицами, гражданами, коллегами и подчиненными.
Аналогичное положение содержится в пункте 5.1.6 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утвержденного приказом названного Министерства от 11 июня 2015 года № 139. Также пунктом 5.1.12 названного Кодекса установлено, что работник учреждения обязан придерживаться следующего правила поведения при исполнении своих должностных обязанностей: выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность.
Согласно пояснениям сторон в июне 2019 года руководством ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» Бушковой И.В. была поручена организация выставки «Первозданная Россия».
ДД.ММ.ГГГГ Бушковой И.В. на имя директора учреждения Зверевой С.В. была составлена докладная записка следующего содержания: «Выставку «Первозданная Россия» ко 2 июля оформить не представляется возможным в связи с отсутствием на работе рабочего по обслуживанию здания. У сотрудников отдела природы в должностных обязанностях отсутствует пункт занятие технической работой, например, забивание гвоздей».
По факту получения данной докладной записки уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ директор ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» Зверева С.В. затребовала у Бушковой И.В. письменные объяснения по следующим обстоятельствам: «Согласно докладной записке от 20 июня 2019 года Кавардаков А.С. отсутствовал в тот день на рабочем месте. Фактически он проводил ремонтные работы трубопровода в здании Музея истории и археологии по адресу: <данные изъяты> что подтверждается объяснительными записками и записью в журнале прихода сотрудника, а также сотрудниками указанного музея; согласно докладной записке от ДД.ММ.ГГГГ Кавардаков А.С. не оказывает помощь в организации выставки «Первозданная Россия», вместе с тем Вы не обращались в отдел АХЧ по вопросу подготовки данной выставки, что также следует из объяснительных».
ДД.ММ.ГГГГ Бушковой И.В. была составлена письменная объяснительная по вопросам, обозначенным в вышеуказанном уведомлении.
Приказом директора ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» от ДД.ММ.ГГГГ № Бушкова И.В. привлечена к дисциплинарной ответственности по факту повторного нарушения подпункта «в» пункта 7 заключенного с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктов 5.1.6, 5.1.12 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников государственных учреждении, подведомственных Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, а также подпунктов «и», «к» пункта 3.2 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, ей объявлен выговор. Как следует из названного приказа, основанием к его вынесению послужило то обстоятельство, что в докладной записке от ДД.ММ.ГГГГ старшим научным сотрудником отдела природы Бушковой И.В. руководителю учреждения была предоставлена информация об отсутствии на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ рабочего по обслуживанию здания Кавардакова А.С. Однако из результатов проведенного служебного расследования и объяснительных рабочего по обслуживанию здания Кавардакова А.С. и его непосредственного руководителя заместителя директора по АХЧ Ежова К.В. следует, что данная информация является недостоверной.
Согласно пояснениям Бушковой И.В., с названным приказом она была ознакомлена работодателем в день его вынесения.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства привлечения истца к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу об удовлетворении ее требования о признании оспариваемого приказа ответчика незаконным и его отмене.
При этом суд исходит из отсутствия в спорных действиях Бушковой И.В. события вмененного ей в вину дисциплинарного проступка: Бушкова И.В., составив ДД.ММ.ГГГГ на имя директора ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» докладную записку, не нарушила вышеприведенных положений подпункта «в» пункта 7 заключенного с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктов 5.1.6, ДД.ММ.ГГГГ Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников государственных учреждении, подведомственных Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, а также подпунктов «и», «к» пункта 3.2 Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников ГБУК Республики Марий Эл «Национальный музей имени Тимофея Евсеева», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. Из буквального содержания спорной докладной записки не следует, что Бушкова И.В. преследовала цель сообщить работодателю ложные сведения о несоблюдении рабочим по обслуживанию здания музея Кавардаковым А.С. трудовой дисциплины. Содержание названной докладной записки сводится к изложению истцом причин, по которым она не может выполнить к сроку порученную ей работу по организации выставки «Первозданная Россия», что не может быть квалифицировано как проявление истцом некорректного, противоречащего нормам служебной и профессиональной этики, а также правилам делового поведения отношения как к руководителю учреждения, так и к коллегам (в данном случае к рабочему по обслуживанию здания Кавардакову А.С.).
Доводы представителей ответчика об обратном со ссылкой на обстоятельство того, что последующие письменные объяснения Бушковой И.В. по спорному факту, доводы истца в иске сводятся к утверждению о достоверности сообщенных ею сведений об отсутствии Кавардакова А.С. на рабочем месте, не состоятельны. Объяснительную истец составляла по тем вопросам, которые поставил перед ней работодатель в письменном требовании представить объяснения. Выбранная истцом правовая позиция и представленные доказательства, в том числе, свидетельские показания Ежова К.В., Ивановой З.П., Губановой И.Г., направлены на защиту от необоснованного обвинения в сообщении ею ложных сведений. В условиях того, что спорная докладная записка изначально имела характер письменного сообщения работника работодателю об обстоятельствах, влекущих для него невозможность исполнить свои трудовые обязанности, а не сообщения о неисполнении трудовых обязанностей остальными работниками, названная объяснительная и правовая позиция истца не могут свидетельствовать об ином содержании и предназначении спорной докладной записки (на которых настаивает ответчик). Представленная ответчиком в материалы дела справка-заключение специалиста-лингвиста об обратном также не свидетельствует.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Бушковой И.В. предъявлена ко взысканию с ответчика компенсация морального вреда в размере 10000 рублей. Бушкова И.В. и ее представитель пояснили, что моральный вред выразился в нравственных страданиях истца от неправомерного привлечения к дисциплинарной ответственности.
С учетом обстоятельств привлечения истца к дисциплинарной ответственности суд приходит к выводу о доказанности факта претерпевания ею нравственных страданий и обоснованности ее требования об их денежном компенсировании.
С учетом фактических обстоятельств нарушения ответчиком трудовых прав истца, характера и степени причиненных истцу страданий, позиции ответчика относительно заявленных требований, суд приходит к выводу, что требованиям разумности и справедливости в рассматриваемом случае будет отвечать компенсация в размере 1500 рублей.
Поскольку истец как работник в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска, эти судебные расходы согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика. С учетом правил статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в рассматриваемом случае составляет 600 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бушковой Ирины Владимировны к государственному бюджетному учреждению культуры «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Бушковой Ирины Владимировны к дисциплинарной ответственности.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» в пользу Бушковой Ирины Владимировны компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей имени Тимофея Евсеева» в доход бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Д.Волкова
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2019 года.