<НОМЕР>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
27 октября 2017г.ст. Клявлино
Мировой судья судебного участка №141 Клявлинского судебного района Самарской области Наумова Н.И., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- Майорова А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» <АДРЕС>привлекаемого к административной ответственности по 9.13 КоАП РФ,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении, <ДАТА4>, в 11 часов 00 минут Государственным бюджетным учреждением здравоохранения <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» в лице представителя юридического лица - исполняющего обязанности главного врача- Майорова А.А., в нарушении норм действующего законодательства об обеспечении доступности инвалидов к зданию ГБУЗ СМО «Клявлинская центральная районная больница», не обеспечен вход в здание информационной мнемосхемой, тактильными направляющими полосами на основных путях движения, допущено превышение высоты порога выше 0,014м, то есть юридическое лицо не выполнило требования к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктур, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица Майоров А.А. вину в совершении административного правонарушения по ст.9.13 КоАП РФ не признал, суду пояснил, что здание Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» построено в 1972 году, последний капитальный ремонт был произведен в 2011 году. По окончании ремонтных работ здание было введено в эксплуатацию на основании акта приемки законченного строительством объекта от <ДАТА5> <НОМЕР> и разрешения на ввод в эксплуатацию <НОМЕР> выданного отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <АДРЕС>. Реконструкция основного корпуса здания Клявлинской центральной районной больницы производилась на основании положительного заключения государственной экспертизы <НОМЕР> от <ДАТА6> В рамках реконструкции здания были проведены мероприятия по обеспечению доступности доступа инвалидов: установлены пандусы на входах, тамбуры входа соответствуют требованиям доступа инвалидов, над наружными лестницами и пандусами предусмотрены козырьки входов, откорректированы размеры коридоров, входных тамбуров, дверных проемов в комнатах, санузлах для инвалидов. На основании приказов главного врача в ЦРБ,организована работа по выезду сотрудников медучреждения к физическим лицам, в частности к инвалидам на дом, при необходимости стационарного лечения обеспечено сопровождение инвалидов во всех отделениях ЦРБ ответственными лицами, входы в здание оснащены кнопками вызова персонала, имеются информационные знаки, с работниками проведен необходимый инструктаж, к дверным порогам имеются накладные платформы, которые уменьшают высоту порогов и делают возможным проезд в здание и по зданию на инвалидной коляске, то есть созданы все условия для решения любых вопросов, которые могут возникнуть по доступности указанной категории граждан в здание Клявлинской ЦРБ. По программе министерства запланировано дальнейшее оснащение мнемосхемами и тактильными табличками. С территориальным обществом инвалидов имеется акт согласования об альтернативных вариантах обеспечения доступности для маломобильных граждан.
Из копии акта проверки <НОМЕР> видно, что по адресу <АДРЕС> на входе в здание отсутствует информационная мнемосхема, на основных путях движения отсутствуют тактильные направляющие полосы, высота порога превышает 0,014м.
Из копии распоряжения министра социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области от <ДАТА7> <НОМЕР> видно, что в рамках осуществления регионального государственного контроля за соблюдением норм действующего законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур запланирована проверка в отношении ГБУЗ <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» со сроком проведения проверки 20 рабочих дней к проведению проверки приступить с <ДАТА8> окончить не позднее <ДАТА9>
Из копии уведомления от <ДАТА10> видно, что в адрес главного врача ГБУЗ <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» <ДАТА10> направлено уведомление о проведении проверки.
Из копии распоряжения от <ДАТА11> видно, что с <ДАТА12> на должность главного врачаГБУЗ <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» принята Горбунова Н.А.
Из копии распоряжения от <ДАТА13> видно, что с <ДАТА14> по <ДАТА15> главный врачГБУЗ <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» принята Горбунова Н.А. направлена на обучение с отрывом от производства. Исполнение главного врача учреждения на период обучения Горбуновой Н.А. возложены на заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию учреждения Майорова А.А.
Из копии Устава ГБУЗ <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» видно, что учреждение является юридическим лицом, обладает имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, осуществляет права владения пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, целью деятельности учреждения является обеспечение прав граждан на медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению <АДРЕС> области медицинской помощи.
Из копии заключения государственной экспертизы <НОМЕР> представленной Майоровым А.А. видно, что после исследования проектной документации, сметы на строительство и результатов инженерных изысканий экспертами дано положительное заключение на проведение реконструкции основного корпуса Клявлинской ЦРБ.
Из копии разрешения на ввод в эксплуатацию <НОМЕР> представленной Майоровым А.А. видно, что отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <АДРЕС> дает разрешение на ввод в эксплуатацию основного корпуса Клявлинской ЦРБ после капитального строительства.
Из копии акта <НОМЕР> приемки законченного строительством объекта от <ДАТА16> представленной Майоровым А.А. видно, что после реконструкции основного корпуса Клявлинской ЦРБ здание было принято в эксплуатацию.
Из копии заключения <НОМЕР> выданной <ДАТА17> государственной инспекцией строительного надзора видно, что объект капитального строительства основной корпус Клявлинской ЦРБ после реконструкции соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации.
Из копии выписки из приказа N 59а от <ДАТА18> "Об оказании медицинских услуг маломобильным группам населения на дому" видно, что в Клявлинской ЦРБ организовано предоставление необходимых услуг маломобильным группам населения преимущественно на дому, при необходимости стационарного лечения обеспечено сопровождение инвалидов, во всех отделениях ЦРБ ответственными лицами.
Из копии выписки из приказа <НОМЕР> от <ДАТА18> видно, что с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к получению услуг, назначены ответственные лица за сопровождение инвалидов на всех объектах ЦРБ, оборудованы на прилегающих к объекту территориях места для парковки автотранспортных средств инвалидов, размещены помещения, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий.
Выслушав представителя ГБУЗ <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница» - Майорова А.А., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с ст. 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Данное правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст. 2 Закона Самарской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области" от 27.01.2009 г. к объектам социальной инфраструктуры относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения). В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 27.01.2009 г., объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться с нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями, и оборудованием, в том числе пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках. Согласно ст. 6 Закона Самарской области от 27.01.2009 г. оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств информации и связи специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется как в период нового строительства, так и при проведении их реконструкции и капитального ремонта, если планировка этих объектов позволяет осуществить эти работы. В силу Главы 5 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012)", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ N 605 от 27.12.2011 года,в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
Пункт 5.2.4 СП 59.13330.2012 устанавливает, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную "клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого проема более -1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Двери на путях эвакуации должны иметь окраску, контрастную со стеной. Дверные проемы в помещения, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,014 м.
Положения Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием, как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <ДАТА8>, главным специалистом территориального отдела Северо-Восточного округа Министерства социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области, на основании распоряжения министра социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области N 178-р от <ДАТА23>, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований доступности маломобильных граждан ГБУЗ СО «Клявлинская центральная районная больница», расположенного по адресу <АДРЕС>, по результатам которой выявлены нарушения положений Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012)", утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ N 605 от 27.12.2011 года выразившиеся в:
- отсутствии информационной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы на основных путях движения (нарушение п. 7.1.8 СП 59.13330.2012);
- не соответствии нормам порогов в здании (высота более 0,014 м) (нарушение п. 5.2.4 СП 59.13330.2012);
Указанные нарушения отражены в акте проверки N 4 от 20 сентября 2017 года и послужили основанием для составления 20.09.2017 года главным специалистом территориального отдела Северо-Восточного округа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской областив отношении ГБУЗ СО «Клявлинская центральная районная больница» протокола N 7 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей и иными документами.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Установив все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, дав юридическую оценку действиям юридического лица, суд приходит к выводу о его невиновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, в связи со следующим.
Статья 9.13. КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Требования к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлены в Своде Правил (СП) 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (вступившем в действие с 01.01.2013), в котором реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно абзацу 4 ст. 15 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" в случаях, если существующиеобъекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно копии приказа министерства здравоохранения <АДРЕС> области от <ДАТА30> <НОМЕР> , имеющейся в деле, утвержден порядок обеспечения условий для инвалидов объектов здравоохранения, в п. 1.8 которого указано, что собственники объектов, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают согласованные с одним из территориальных общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг, либо когда это возможно обеспечить, предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
В силу п. 1.2 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Судом установлено, что должностными лицами юридического лица Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <АДРЕС> области «Клявлинская центральная районная больница», в соответствии с требования ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по согласованию с территориальной общественной организацией инвалидов, на основании приказов,организована работа по выезду сотрудников медучреждения к физическим лицам, в частности к инвалидам, на дом, при необходимости стационарного лечения, обеспечено сопровождение инвалидов во всех отделениях ЦРБ ответственными лицами, входы в здание оснащены кнопками вызова персонала, имеется информационные знаки, с работниками проведен необходимый инструктаж, к дверным порогам здания имеются накладные платформы, которые уменьшают высоту порогов и делают возможным проезд в здание и по зданию на инвалидной коляске.
В подтверждение указанных обстоятельств в материалах дела имеются копии соответствующих приказов, фотоматериал.
Кроме того, из копии паспорта доступности и анкеты обследования <НОМЕР> от <ДАТА31>, имеющихся в деле, межведомственной рабочей группой, созданной в соответствии с положением от <ДАТА32> <НОМЕР> «О межведомственной комиссии по организации обследования на предмет доступности для инвалидов и других групп населения объектов социальной инфраструктуры муниципального района <АДРЕС> был утвержден паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан в частности объекта основного корпуса ГБУЗ СО «Клявлинская ЦРБ» итоговым заключением которого явилась оценка состоянии доступности для здания- доступно частично всем. Объект соответствует нормативным требованиям основных функциональных зон- обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан. При наличии технических и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по обустройству территории санитарно-гигиенических помещений, обеспечение системы информации и телекоммуникации на объекте. В рамках исполнения областной программы «Доступная среда в Самарской области » на 2016-2020год запланирована дальнейшая адаптация основных структур элементов объекта, в том числе по устройству приспособлений для инвалидов по слуху (визуальные средства информации), по зрению (рельефные направляющие, тактильные указатели путей движения), что подтверждается копией заявки главного врача ГБУЗ СО «Клявлинская ЦРБ», адресованной министру здравоохранения Самарской области. Судья считает, что главным специалистом территориального отдела Северо-Восточного округа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарскойобласти сделан формальный вывод об уклонении ГБУЗ СО «Клявлинская ЦРБ» от исполнения требований закона, без учета выполненных мероприятий и принятых мер.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, однозначно утверждать о виновности юридического лица ГБУЗ СО «Клявлинская ЦРБ» в уклонении от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур не представляется возможным, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что ГБУЗ СО «Клявлинская ЦРБ» должностными лицами которого были предприняты возможные, при имеющихся условиях меры направленные на соблюдение законодательства, регулирующего обеспечения прав инвалидов. При таких обстоятельствах, оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела мировой судья приходит к выводу, что в действиях юридического лица ГБУЗ СО «Клявлинская ЦРБ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, 29.9, и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство об административном правонарушении в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Клявлинская центральная районная больница» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановление может быть обжаловано в Клявлинский районный суд Самарской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья