Решение по делу № 5-191/2021 от 30.04.2021

Дело № 5-132-191/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Урюпинск 30 апреля 2021 года Мировой судья судебного участка №132 Урюпинского судебного района Волгоградской области Улуснова М.М., (403112, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул.Штеменко, д.47/3) с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Шаповаловой Л.Н.,

 рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповаловой Людмилы Николаевны, <ДАТА2>, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>,  гражданки РФ, имеющей высшее образование, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>, состоящей в зарегистрированном браке, иждивенцев не имеющей, инвалидности нет,  ранее  не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Мировому судье судебного участка №132 Урюпинского судебного района Волгоградской области из Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области поступил административный материал в отношении должностного лица - директора МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповаловой Л.Н. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.   

Как усматривается из протокола об административном правонарушении № 993 от 08 апреля 2021 года, в рамках осуществления переданных полномочий РФ по государственному контролю (надзору) в сфере образования согласно ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании приказа Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 20.02.2021 №143-у «О проведении плановой выездной проверки МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», в период с 22.03.2021 г. по 08.04.2021 г. проведена указанная проверка.

При проведении проверки установлено, что в МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» (здание дошкольных групп) отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст.79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в нарушение  п.п.«а» п.3 Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002 г.№ 757-ОД в здании дошкольных групп МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» отсутствует возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него вышеуказанных лиц (пандус, расширенный дверной проем и т.д.).

Привлекаемое должностное лицо - директор МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповалова Л.Н. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала, в содеянном раскаялась, пояснила, что пандус в здании дошкольных групп отсутствует ввиду того, что он не был учтен при проектировании здания, при этом необходимости в его установке до настоящего времени не было; сейчас ею предприняты все необходимые меры для устранения выявленного нарушения, и к началу нового учебного года пандус будет установлен.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии со  статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ N 181-ФЗ) закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Из положений статьи 15 ФЗ N 181-ФЗ следует, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 ФЗ N 273-ФЗ).

Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется в организациях, которыми создаются специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (части 1 и 2).

Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 той же статьи).

Как следует из п.п. «а» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

Согласно ст.3 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» от 21.11.2002 г.№ 757-ОД, к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся и объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Согласно ст.3.1 указанного Закона, органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам и т.д.

В судебном заседании мировым судьей установлено, что в рамках осуществления переданных полномочий РФ по государственному контролю (надзору) в сфере образования согласно ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании приказа Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 20.02.2021 №143-у «О проведении плановой выездной проверки МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», в период с 22.03.2021 г. по 08.04.2021 года проведена указанная проверка (л.д.6-10).

В соответствии с актом проверки от 08.04.2021, при проведении плановой выездной проверки МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» в период с 22.03.2021 г. по 08.04.2021 г. установлено, в том числе, что в нарушение п.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» в здании, где расположены дошкольные группы, отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (отсутствуют пандусы)  - л.д.11-14;

Как усматривается из материалов дела, МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 839 от 09.12.2015, выданную Комитетом образования и науки Волгоградской области. Согласно данной лицензии МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.

Согласно Приложению №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности № 839 от 09.12.2015 МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» осуществляет дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование (л.д.16).

В соответствии с Уставом МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», утвержденным постановлением администрации Урюпинского муниципального района от 28.10.2015 №555, п. 1.4, п.1.5, МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» в соответствии с типами образовательных организаций, установленными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» , относится к общеобразовательным организациям. В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иным законодательством Российской Федерации об образовании, законодательством Волгоградской области, муниципальными правовыми актами Урюпинского муниципального района Волгоградской области, настоящим Уставом.

 Согласно выписке ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-21-29714729 от 26.01.2021, МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» является действующим юридическим лицом, директором которого является Шаповалова Л.Н. (л.д.20-35).

Согласно копии распоряжения администрации Урюпинского района Волгоградской области от 16.08.2001 г. № 750-Р, Шаповалова Л.Н. назначена директором Петровской муниципальной общеобразовательной средней школы с 16.08.2001 г. (л.д.17).

Согласно  договору № 2014/13 от 30 октября 2014 года, заключенному между МО «Урюпинский муниципальный район Волгоградской области и МБОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», за МБОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» закреплено имущество, переданное в оперативное управление, согласно приложению 1. Из приложения 1 следует, что передается бесхозяйное здание по адресу: пер.Школьный, д.226 хут.Петровский Урюпинского района Волгоградской области, общей площадью 305,2 кв.м. Согласно распоряжению отдела по управлению муниципальным имуществом № 19-р от 14.04.2015 г. изменено наименование переданного имущества с «бесхозяйное здание» на «здание детского сада».

Согласно свидетельству  о государственной регистрации права №34-АБ № 857165 от 21.10.2015 года, здание детского сада, общей площадью 305,2 кв.м., находится в оперативном управлении МБОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области».

Из представленного фотоматериала видно, что входы в здание МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» (дошкольные группы) не оборудованы пандусами (л.д.18-19).

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности суд находит соответствующими требованиям КоАП РФ.

Таким образом, изложенное свидетельствует о доказанности факта уклонения директором МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповаловой Л.Н. от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем ее действия правильно квалифицированы по ст.9.13 КоАП РФ.

В связи с указанными обстоятельствами Шаповалова Л.Н. несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении ей административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает  характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Шаповаловой Л.Н. являются признание вины, совершение административного правонарушения впервые.

При таких обстоятельствах судья считает необходимым назначить Шаповаловой Л.Н. наказание, предусмотренное санкцией вменяемой статьи, в виде административного штрафа в минимальном размере, поскольку такой вид наказания в полной мере сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

        Директора МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповалову Людмилу Николаевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Штраф перечислять: наименование получателя платежа - УФК по Волгоградской области (Комитет Юстиции Волгоградской области, 04292000030), ИНН 3445053806; КПП 346001001; ОКТМО 18725000; номер счета получателя платежа 03100643000000012900 в отделение Волгоград Банка России// УФК по Волгоградской области г. Волгоград; № кор./сч. банка получателя платежа 40102810445370000021, БИК 011806101, КБК 80311601093019000140, УИН 0355266600008100001332917, наименование платежа - административный штраф по постановлению № 5-132-191/2021 от 30.04.2021. Адрес получателя платежа: Волгоградская область г. Волгоград, ул. Рабоче- Крестьянская, д. 16.

         Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5  КоАП РФ.

        Документ, свидетельствующий       об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье,  вынесшему постановление.

        При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении  шестидесяти  дней со срока, указанного в части 1ст. 32.2  КоАП РФ, судья,  вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 

        Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Мировой судья                                                                                                      М.М.Улуснова