ПОСТАНОВЛЕНИЕ <НОМЕР>
31 октября 2016 года г. Иркутск Мировой судья судебного участка № 17 Свердловского района города Иркутска ЯкушенкоВ.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, <ДАТА> г. рождения, уроженки г. <АДРЕС> области, фактически проживающей по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 341/3-34, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом об административном правонарушении 38 ВТ <НОМЕР> от <ДАТА3> <ФИО1> вменяется нарушение <ДАТА3> в 22 час. 20 мин. по ул. <АДРЕС>, 10 пос. <АДРЕС> Черемховского р-на. п. 2.7 Правил дорожного движения РФ,- управление транспортным средством в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Участвующая в судебном заседании <ФИО1> просила суд прекратить в отношении нее производство по делу об административном правонарушении, поскольку при возбуждении производства по делу об административном правонарушении было нарушено ее право на защиту. Как следует из видеозаписи, приложенной к материалам дела, инспектор ДПС разъяснил ей положения ст. 51 Конституции РФ перед составлением Протокола об отстранении от управления транспортным средством, а ее права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были ей разъяснены только после составления настоящего Протокола, что, в силу п. 18 Постановления Пленума ВС РФ <НОМЕР> от <ДАТА4>, является существенным нарушением и влечет невозможность использования доказательств, полученных с нарушением установленного Законом порядка.
<ФИО1> представила суду отдельные письменные объяснения, изложенные в форме ходатайства, которые поддержала при рассмотрении дела и которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав <ФИО1>, изучив и оценив представленные по административному делу доказательства, Протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, обозрев при рассмотрении дела в присутствии <ФИО1> видеозапись, имеющуюся на компакт-диске, приложенном должностным лицом к материалам административного дела в качестве доказательства, приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях <ФИО1> состава административного правонарушения, на основании следующего.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом.
Как следует из требований статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей и иными данными, предусмотренными настоящей статьей.
Частью 3 настоящей статьи предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно статье 26.11 настоящего Закона, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с п. 2.7 ПДД РФ, водителю транспортного средства запрещается управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию к ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Протоколом об административном правонарушении 38 ВТ <НОМЕР> от <ДАТА3> <ФИО1> вменяется нарушение <ДАТА3> в 22 час. 20 мин. по ул. <АДРЕС>, 10 пос. <АДРЕС> Черемховского р-на. п. 2.7 Правил дорожного движения РФ,- управление транспортным средством в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,- также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В соответствии с ч. 6 ст. 25.7 КоАП РФ, в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, при проведении инспектором ДПС процессуальных действий в отношении водителя при возбуждении производства по делу об административном правонарушении с использованием видеозаписи, участие двух понятых является необязательным, а видеозапись является доказательством по делу.
Судом из материалов дела установлено, что инспектором ДПС процессуальные действия в отношении <ФИО1> при возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ проведены в отсутствие понятых с применением видеозаписи, о чем, в соответствии с ч. 6 ст. 25.7 КоАП РФ, инспектором ДПС в процессуальные документы: Протокол об отстранении <ФИО1> от управления транспортным средством, Акт освидетельствования <ФИО1> на состояние алкогольного опьянения произведены соответствующие записи о ведении видеозаписи вышеуказанных процессуальных действий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Статьей 25.1 КоАП РФ регламентирован объем прав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом данное лицо имеет право знать и пользоваться данными правами с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении, то есть, относительно к настоящему делу, перед проведением первого процессуального действия обеспечительного характера- отстранения от управления транспортным средством.
К административному делу в качестве одного из доказательств вины <ФИО1> в совершении вменяемого административного правонарушения приложен компакт-диск с видеозаписью, из содержания которой судом установлено, что инспектор ДПС разъяснил <ФИО1> положения ст. 51 Конституции РФ перед составлением Протокола об отстранении от управления транспортным средством, при этом права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были разъяснены <ФИО1> только после составления настоящего Протокола.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА5> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями), при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку <ФИО1> перед отстранением от управления транспортным средством не были разъяснены ее права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, по мнению суда, при возбуждении в отношении <ФИО1> производства по делу об административном правонарушении, нарушено ее право на защиту, поэтому производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 28.2, ст.ст. 29.10, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Свердловский районный суд г. Иркутска со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска. Мировой судья Якушенко В.Н.