Дело № 5-398/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
02 октября 2020 года г. Певек
Мировой судья судебного участка Чаунского района Чукотского автономного округа Бегун Н.В., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Миронова Арсения Михайловича,
У С Т А Н О В И Л:
01 октября 2020 года мировому судье судебного участка Чаунского района Чукотского автономного округа поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с двумя протоколами (№ 23120519 от 29 сентября 2020 и № 23120519 от 07 сентября 2020) обадминистративном правонарушении и приложенные к ним материалы, в отношении Миронова.
Изучив дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно частями 3 и 5 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Между тем, в протоколе № 231220519 от 29 сентября 2020, ссылаясь на пункт 33.1 Правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 347, в части касающейся использования сетного орудия вылова водных биоресуцрсов при любительском рыболовстве в запретных районах для добычи (вылова) водных биоресурсов и на пункт 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а именно в части касающейся запрета рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов биоресурсов, действия Миронова А.М. квалифицированы должностным лицом, составившим протокол по части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - нарушение правил, регламентирующих рыболовство. Кроме того, в данном протоколе об административном правонарушении отсутствуют объяснения лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В протоколе № 231220519 от 07 сентября 2020, ссылаясь на пункт 2 Правил учета сетных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и ведения реестра сетных орудий добычи (вылова) вводных биологических ресурсов и Правил обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2019 года № 1482, в части касающейся постановки на учет в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству сетного орудия, использования для любительского рыболовства и на часть 2 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно в части использования сетного орудия для любительского рыболовства на состоящего на учете в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству, без обязательной поштучной маркировки сетного орудия, действия Миронова А.М. квалифицированы должностным лицом, составившим протокол по части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - нарушение правил, регламентирующих рыболовство.
Согласно пунктам 3-5 статьи 29.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Диспозиция части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по которой квалифицированы действия Миронова, предусматривает административную ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 № 27 (ред. от 31.10.2017) «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» даны разъяснения о том, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, либо по части 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения), не являющихся внутренними морскими водами.
Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, если будет установлен и подтвержден указанными в части 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Ф доказательствами тот факт, что такими лицами нарушены правила, регламентирующие рыболовство, однако водные биоресурсы либо изготовленная из них продукция на момент обнаружения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом отсутствовали.
Таким образом, норма статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является бланкетной, то есть отсылочной. Для квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требуется установить нарушение лицом определённых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ правил, регламентирующих рыболовство.
Согласно положениям Закона, необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.
Согласно положениям Закона, необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.
Невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечёт административную ответственность на основании части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, части 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся:
добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов) без путёвки для осуществления любительского и спортивного рыболовства);
нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определённых в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением;
несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 26 Закона № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения видов и количества разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.
Учитывая вышеизложенные нарушения, суд лишен возможности устранить эти недостатки при рассмотрении дела, т.к. в соответствии с принципами беспристрастности судей, состязательности и равноправия сторон суд не вправе формулировать обвинение в совершении конкретного административного правонарушения. Это является обязанностью должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
В силу требований пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе и вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 29.4 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Дело об административном правонарушении с протоколами об административных правонарушениях № 23120519 от 07 сентября 2020 года и от 29 сентября 2020 года, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Миронова Арсения Михайловича и приложенные к нему материалы - возвратить должностному лицу, составившему протокол, для устранения нарушений, указанных в настоящем определении.
Определение может быть опротестовано прокурором, обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права, в течение 10 суток путем подачи жалобы в Чаунский районный суд через мирового судью судебного участка Чаунского района.
Мировой судья Н.В. Бегун
Судебный участок мирового судьи Чаунского района
г.Певек, ул. Обручева, д.17