Дело № 4-122/2021
УИН 29MS0072-01-2021-000365-49
Постановление
по делу об административном правонарушении
г. Нарьян-Мар 26 марта 2021 г.
Мировой судья Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 Слонов А.Ф. (исполняющий обязанности мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 3),
с участием прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры НАО Корельской А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу Кирхар <ОБЕЗЛИЧЕНО>
установил:
Кирхар <ФИО> как должностному лицу - руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу, вменяется несоблюдение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, при следующих обстоятельствах:
Пунктом 2 поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр-1665 Роспотребнадзору поручено в целях обеспечения качественного питания обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, проводить внеплановые проверки соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов.
В соответствии с приказом 723 от 16.10.2020, руководителям территориальных органов Роспотребнадзора поручено организовать проведение внеплановых проверок в отношении соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов. Проверки провести на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и с учетом п.п. «в» п. 1, п.п. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации приказом Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723 «О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора поручено организовать проведение внеплановых проверок в отношении соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов.
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр-1665 и приказа Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723, руководителем Управления Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу издано распоряжение от 03.11.2020 № 22 о проведении с 06.11.2020 по 03.12.2020 внеплановой выездной проверки в отношении ИП <ФИО2> (ОГРНИП 304110516100051, ИНН 110500113594). Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены руководитель Управления Кирхар <ФИО> заместитель руководителя Управления <ФИО3>, главный специалист - эксперт Управления <ФИО4>
По результатам проведенной проверки 03.12.2020 составлен акт проверки № 23, подписанный Кирхар <ФИО> <ФИО5> <ФИО4> согласно которому в деятельности ИП <ФИО2> выявлены нарушения требований Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иных обязательных требований. В целях устранения нарушений заместителем руководителя Управления 03.12.2020 ИП <ФИО2> выдано предписание об устранении выявленных нарушений. По фактам допущенных нарушений постановлениями от 25.12.2020 № 56, 57, 58 ИП <ФИО2> назначено административное наказание в виде штрафов в размере 500 руб., 1000 руб. и 30000 руб. соответственно.
Вместе с тем, установлено, что ни пункт 2 поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр- 1665, ни приказ Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723 «О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов» не предусматривает при проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора).
Таким образом, проведение должностными лицами Управления в соответствии с распоряжением от 03.11.2020 № 22 в отношении <ФИО2> внеплановой проверки в форме выездной проверки, осуществлено при отсутствии основания для ее проведения и противоречит подпункту «б» пункта 7 постановления № 438.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кирхар <ФИО> не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств не направила.
В силу ст. 25.1 КоАП РФ личное участие в суде является правом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Указанное лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.
Отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
При указанных обстоятельствах мировой судья полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие Кирхар <ФИО>
Прокурор в судебном заседании постановление поддержал, полагает, что вина руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу Кирхар <ФИО6> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, доказана.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав участников процесса, мировой судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В судебном заседании установлено:
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как установлено частью 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - постановление № 438).
Подпунктом «в» пункта 1 постановления № 438 установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно пункту 6 постановления № 438 проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.
В соответствии с п. 7 постановления 438, выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления;
б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления;
в) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора) осуществляется при проведении проверок, указанных в подпункте "з" пункта 1 настоящего постановления.
Пунктом 2 поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр-1665 Роспотребнадзору поручено в целях обеспечения качественного питания обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, проводить внеплановые проверки соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации приказом Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723 «О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора поручено организовать проведение внеплановых проверок в отношении соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов.
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр-1665 и приказа Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723, руководителем Управления Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу издано распоряжение от 03.11.2020 № 22 о проведении с 06.11.2020 по 03.12.2020 внеплановой выездной проверки в отношении ИП <ФИО2> (ОГРНИП 304110516100051, ИНН 110500113594). Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены руководитель Управления Кирхар <ФИО> заместитель руководителя Управления <ФИО3>, главный специалист - эксперт Управления <ФИО4>
По результатам проведенной проверки 03.12.2020 составлен акт проверки № 23, подписанный Кирхар <ФИО> <ФИО5> <ФИО4> согласно которому в деятельности ИП <ФИО2> выявлены нарушения требований Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иных обязательных требований. В целях устранения нарушений заместителем руководителя Управления 03.12.2020 ИП <ФИО2> выдано предписание об устранении выявленных нарушений. По фактам допущенных нарушений постановлениями от 25.12.2020 № 56, 57, 58 ИП <ФИО2> назначено административное наказание в виде штрафов в размере 500 руб., 1000 руб. и 30000 руб. соответственно.
Указывая на наличие признака административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 февраля 2021 года указано, что ни пункт 2 поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр- 1665, ни приказ Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723 «О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов» не предусматривает при проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора). Таким образом, проведение должностными лицами Управления в соответствии с распоряжением от 03.11.2020 № 22 в отношении ИП <ФИО2> внеплановой проверки в форме выездной проверки, осуществлено при отсутствии основания для ее проведения и противоречит подпункту «б» пункта 7 постановления № 438.
С указанным доводом мировой судья согласиться не может, поскольку как указано выше основанием для назначения и проведения внеплановой проверки в отношении ИП <ФИО2> послужил приказ Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723 «О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов», изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр-1665. Какследует из представленных в материалах дела объяснений Кирхар <ФИО> проведение внеплановой проверки, как выездной, было связано с необходимостью отбора проб пищевой продукции в целях оценки её соответствия предъявляемым нормативными правовыми актами требованиям. Указанные доводы так же подтверждаются и актом проверки № 23, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе связанные с качеством пищевой продукции, поставляемой в образовательные организации округа.
Поскольку проведение подобного рода проверок без выезда должностных лиц органов контроля (надзора) на проверяемые объекты не представляется возможным, учитывая Поручение Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № Пр-1665, изданный на его основании приказ Роспотребнадзора от 16.10.2020 № 723 «О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов», мировой судья приходит к выводу, что проверка в отношении ИП <ФИО2> назначена и проведена правомерно при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.
Таким образом, мировой судья не усматривает в данном случаи признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ мировой судья по результатам рассмотрения выносит постановление о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 19.6.1, ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу Кирхар <ФИО6>, привлекаемой по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Нарьян-Марский городской суд в течение десяти суток с момента получения копии данного постановления, с подачей жалобы через мирового судью
Мировой судья А.Ф. Слонов