Дело № 5-52/2020-4
29MS0055-01-2020-000054-24
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Северодвинск 5 марта 2020 года
Мировой судья судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области Егоров А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Пионерская, д. 12, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении:
северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство», <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекавшегося,
у с т а н о в и л:
северодвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - СМУП «ЖКХ», предприятие, организация), расположенное по адресу: Архангельская область, <АДРЕС>, не выполнило в нарушение в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) не позднее 5 декабря 2019 года законное предписание уполномоченного должностного лица отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от 4 сентября 2019 года <НОМЕР>, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений требований п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), п. 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), п. 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 (далее - Минимальный перечень), в части наличия неисправности отдельных мест отделочного слоя стен и потолков с 1 по 16 этаж (растрескивание и отслоение, отдельными местами полное отсутствие, окрасочного слоя) и обеспечения надлежащего технического состояния перегородок, выполненных из стеклоблоков, в незадымляемой лестничной клетке блоков Ж, И, К дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области.
Таким образом, СМУП «ЖКХ» 6 декабря 2019 года совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
СМУП «ЖКХ», своевременно извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило на судебное заседание своего защитника Кричевскую А.В., которая обстоятельства вменяемого противоправного деяния не оспаривала, вместе с тем указала на то, что управляющей организацией выполнены дополнительные работы по устранению допущенных нарушений, представив соответствующие доказательства.
Выслушав объяснения защитника предприятия, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, мировой судья полагает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Подпунктами «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что СМУП «ЖКХ» зарегистрировано 12 декабря 2002 года в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, располагается по адресу: Архангельская область, <АДРЕС>.
Государственной жилищной инспекцией Архангельской области обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 9 апреля 2015 года <НОМЕР>.
Согласно договору управления от 1 ноября 2015 года СМУП «ЖКХ» является управляющей организацией многоквартирным домом 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области.
На основании приказа начальника Контрольного управления Администрации Северодвинска от 2 сентября 2019 года <НОМЕР> организовано проведение внеплановой выездной проверки соблюдения СМУП «ЖКХ» лицензионных требований.
Из акта проверки от 4 сентября 2019 года <НОМЕР> следует, что в незадымляемой лестничной клетке блоков Ж, И, К дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области имеются неисправности отдельных мест отделочного слоя стен и потолков с 1 по 16 этаж (растрескивание и отслоение, отдельными местами полное отсутствие, окрасочного слоя) и не обеспечено надлежащее техническое состояние перегородок, выполненных из стеклоблоков.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии.
Согласно п. 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации содержание лестничных клеток может включать в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования).
К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, относится проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (п. 11 Минимального перечня).
На основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, главы XXII областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее - областной закон от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ), постановления Правительства Архангельской области от 16 августа 2011 года № 288-пп «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в муниципальных образованиях Архангельской области», постановления Правительства Архангельской области от 11 декабря 2018 года № 581-пп «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Административного регламента осуществления лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования «Северодвинск», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 24 января 2019 года № 20-па, отдел муниципального жилищного контроля Администрации Северодвинска осуществляет лицензионный контроль (лицензионный контроль, государственная функция, государственный контроль) в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования «Северодвинск» в части проведения проверок по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 130 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
На основании акта проверки уполномоченным должностным лицом отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска в отношении организации вынесено предписание от 4 сентября 2019 года <НОМЕР> об устранении не позднее 5 декабря 2019 года нарушений требований действующего законодательства в части неисправности отдельных мест отделочного слоя стен и потолков с 1 по 16 этаж (растрескивание и отслоение, отдельными местами полное отсутствие, окрасочного слоя) и обеспечения надлежащего технического состояния перегородок, выполненных из стеклоблоков, в незадымляемой лестничной клетке блоков Ж, И, К дома 120 по ул. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области.
При указанных обстоятельствах данное предписание основано на нормах действующего законодательства, то есть являются законным.
В соответствии с приказом и.о. начальника отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации от 13 декабря 2019 года <НОМЕР> проведена внеплановая выездная проверка исполнения СМУП «ЖКХ» предписания от 4 сентября 2019 года <НОМЕР>.
Из акта проверки от 30 декабря 2019 года <НОМЕР> следует, что предписание от 4 сентября 2019 года <НОМЕР> в установленный срок в указанной части не исполнено.
Нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при проведении указанных проверок в отношении СМУП «ЖКХ» не имеется.
В силу ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Сведений о том, что у организации отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, мировому судье не представлено.
Доказательства виновности СМУП «ЖКХ» - документы, имеющиеся в материалах дела, в порядке ст. 26.11 КоАП РФ полно и всесторонне исследованы мировым судьей, все они являются допустимыми.
Исследовав представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что СМУП «ЖКХ» не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений законодательства, в связи с чем его деяние по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ квалифицировано правильно.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность организации, мировой судья расценивает признание вины, принятие мер по устранению допущенных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность СМУП «ЖКХ», мировым судьей не установлено.
При этом в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года, следует, что 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При решении вопроса о малозначительности совершенного СМУП «ЖКХ» административного правонарушения мировой судья принимает во внимание совокупность смягчающих административную ответственность обстоятельств, принятие мер по устранению допущенных нарушений, в том числе после составления протокола об административном правонарушении, а также устранение иных нарушений в установленный срок, в связи с чем приходит к выводу, что деяние организации, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, но при этом существенно не нарушило охраняемых общественных правоотношений, то есть является малозначительным.
В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах мировой судья считает необходимым освободить СМУП «ЖКХ» от административной ответственности, предусмотренной ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, а производство по делу прекратить.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вещественные доказательства четыре CD-R-диска с фотоматериалами, оформленными в ходе выездных проверок и устранения выявленных нарушений, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в связи с объявлением в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ устного замечания прекратить.
Вещественные доказательства четыре CD-R-диска с фотоматериалами, оформленными в ходе выездных проверок и устранения выявленных нарушений, - оставить в деле в течение всего срока его хранения.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в Северодвинском городском суде Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Резолютивная часть постановления оглашена 2 марта 2020 года.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Мировой судья А.А. Егоров
<ОБЕЗЛИЧЕНО>