Дело № 5-40/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.п. Угольные Копи 17 марта 2020 года
Мировой судья судебного участка Анадырского района Чукотского автономного округа Иванова А.С.,
с участием защитника ОАО «Шахта «Угольная» Величко О.М., действующего на основании доверенности от 11 июля 2019 года <НОМЕР>, удостоверенной нотариусом нотариального округа Анадырского района Чукотского автономного округа <ФИО1>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Шахта «Угольная», ОГРН <НОМЕР>, ИНН/КПП <НОМЕР>, юридический адрес: 689501, Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт Угольные Копи, ул. Угольная, д.1, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л :
05 февраля 2020 года в судебный участок мирового судьи Анадырского района Чукотского автономного округа поступил протокол от 03 февраля 2020 года № 1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, составленный должностным лицом - начальником отдела горного надзора по Чукотскому автономному округу Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <ФИО2> в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Шахта «Угольная» (далее - ОАО «Шахта «Угольная», Шахта), и другие материалы дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ОАО «Шахта «Угольная» не выполнило в установленный срок (до 30 декабря 2019 года) законное предписание Дальневосточного управления Ростехнадзора, чем совершило противоправное виновное бездействие, за которое частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Должностное лицо, составившее протокол - начальник отдела горного надзора по Чукотскому автономному округу Дальневосточного управления Ростехнадзора <ФИО2> в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в своё отсутствие, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Защитник ОАО «Шахта «Угольная» Величко О.М. в судебном заседании согласился с нарушениями, изложенными в Предписании Дальневосточного управления Ростехнадзора, внесённом в адрес Шахты, одновременно пояснив, что Шахтой предприняты все зависящие от неё меры по их устранению. Так, защитник пояснил, что юридическим лицом составлена проектная документация, прошедшая обязательную экспертизу, и которой (документацией) предусмотрено поэтапное внедрение перевооружения опасного производственного объекта - ОАО «Шахта «Угольная» до 2022 года. Сообщил, что Шахта является убыточным предприятием (убыток в 2018 году составил 34 977 000 рублей) и не имеет финансовой возможности выполнить предусмотренные Предписанием мероприятия в установленные сроки. Руководство Шахты многократно обращалось к Губернатору Чукотского автономного округа, к руководителю Департамента промышленной политики округа с просьбой оказать финансовую поддержку в целях выполнения требований, изложенных в Предписании, но результатов не добилось. Мероприятия по расширению зоны действия подсистемы позиционирования «Радиус» в подземных горных выработках шахты оцениваются в сумму 5 712 414, 66 рублей, которая у шахты отсутствует. Просил учесть, что ОАО «Шахта «Угольная» выполнило 17 пунктов Предписания из 19. Возможности исполнить Предписание в полном объёме в установленные должностными лицами сроки у Шахты не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Величко О.М. суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с пунктом 524 Плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МТУ Ростехнадзора на 2019 год и распоряжением заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора <ФИО4> от 15 января 2019 года № Р-А78-3 в период с 18 февраля 2019 года по 01 марта 2019 года проведена плановая выездная проверка ОАО «Шахта «Угольная» в целях проверки соблюдения указанным юридическим лицом требований промышленной безопасности.
В ходе проведённой проверки должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора выявлен ряд нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере промышленной безопасности (19 пунктов), в том числе, нарушения:
- статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), пункта 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2013 года № 550 (далее - Правила), в нарушение которого системы и средства, обеспечивающие организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессамив нормальных и аварийных условиях на шахте «Угольная» не объединены в МФСБ (многофункциональная система безопасности). Состав МФСБ не определён проектной документацией;
- статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 22 и 31 Правил, в нарушение которых применяемая на шахте система подземного аварийного оповещения, персонального вызова, поиска застигнутых аварией в шахте и позиционирования «Радиус-2» на момент проверки обеспечивает только аварийное оповещение, персональный вызов и учёт входящих и выходящих из шахты. При этом позиционирование (определение местоположения, поиск и обнаружение) людей в горных выработках не обеспечено. Система подземного аварийного оповещения не включена в МФСБ.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ОАО «Шахта «Угольная» внесено Предписание от 01 марта 2019 года <НОМЕР>, в котором указано на необходимость устранения нарушений (19 пунктов) с указанием сроков применительно к каждому из выявленных нарушений законодательства, в том числе, нарушений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, а также пунктов 22 и 31 Правил, изложенных в пунктах 8 и 11 Предписания со сроком их устранения до 30 декабря 2019 года.
На основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора <ФИО4> от 10 января 2020 года <НОМЕР>, в период с 14 по 20 января 2020 года проведена внеплановая документарная проверка ОАО «Шахта «Угольная» в целях проверки исполнения данным юридическим лицом Предписания от 01 марта 2019 года <НОМЕР>, результаты которой (проверки) оформлены Актом
от 20 января 2020 года <НОМЕР>.
Как следует из Акта проверки, в установленный Предписанием срок - до 30 декабря 2019 года - юридическим лицом пункт 8 Предписания выполнен частично, пункт 11 - не выполнен, а именно:
- во исполнение пункта 8 Предписания юридическим лицом разработана проектная документация «Техническое перевооружение ОАО «Шахта «Угольная». В разделе 8.7.1 проектной документации «Автоматизация. Создание систем и средств, входящих в МФСБ шахты» отражён комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Проектной документацией предусмотрено объединение систем и средств данного комплекса в многофункциональную систему безопасности (МФСБ). Технически данный раздел не реализован, что расценено должностными лицами, проводившими проверку, как частичное выполнение пункта 8 Предписания;
- пункт 11 Предписания не выполнен. Как следует из объяснений и.о. директора ОАО «Шахта «Угольная» (исх. <НОМЕР> от 30 декабря 2019 года), выполнение пункта 11 Предписания требует значительных финансовых затрат, в связи с чем исполнить его в установленные Предписанием сроки не представилось возможным. Также из объяснений следует, что юридическое лицо 25 июня 2019 года обращалось к первому заместителю Губернатора Чукотского автономного округа - начальнику Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа с просьбой о выделении средств на приобретение комплекса систем и средств, обеспечивающих организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, но финансирование на указанные цели выделено не было. Поскольку доказательств обращения ОАО «Шахта «Угольная» к первому заместителю Губернатора Чукотского автономного округа, а также доказательств принятия мер для устранения нарушения, указанного в пункте 11 Предписания, юридическим лицом в период проведения проверки (с 14 по 20 января 2020 года) представлено не было, должностные лица, проводившие проверку, пришли к выводу о том, что пункт 11 Предписания в установленный срок не выполнен.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления начальником отдела горного надзора по Чукотскому автономному округу Дальневосточного управления Ростехнадзора <ФИО2> в отношении ОАО «Шахта «Угольная» 03 февраля 2020 года протокола об административном правонарушении.
Часть 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Проверяя законность Предписания от 01 марта 2019 года <НОМЕР>, внесённого начальником отдела горного надзора по Чукотскому автономному округу Дальневосточного управления Ростехнадзора <ФИО2> в адрес ОАО «Шахта «Угольная», суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года <НОМЕР> «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» реализация полномочий, предусмотренных данным Положением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В силу пункта 11 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 и 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно статье 9 Федерального закона <НОМЕР> организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Согласно пункту 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2013 года <НОМЕР>, в горных выработках шахты, надшахтных зданиях и сооружениях должен быть оборудован комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Системы и средства данного комплекса должны быть объединены в МФСБ. МФСБ должна обеспечивать: мониторинг и предупреждение условий возникновения опасности геодинамического, аэрологического и техногенного характера; оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам; применение систем противоаварийной защиты людей, оборудования и сооружений. Информация о текущем местоположении персонала должна выводиться в диспетчерский пункт шахты с периодом обновления не более пяти секунд. Диспетчер должен иметь возможность вызывать персонал с использованием системы определения местоположения персонала, при этом система должна оповещать диспетчера о приеме работником сигнала вызова. Система поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией, должна иметь возможность обеспечивать определение местоположения во время ведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии и горноспасательных работ в течение не менее тридцати шести часов от начала возникновения аварии через слой породы толщиной не менее 20 м с разрешением не менее 2 м.
В силу пункта 31 Правил работники шахты и подрядных организаций, занятые на работах в горных выработках шахты, должны быть обеспечены постоянно закрепленными за ними самоспасателями, головными светильниками и техническими устройствами определения местоположения, аварийного оповещения, поиска и обнаружения.
Проверкой, проведённой в период с 18 февраля 2019 года по 01 марта 2019 года, установлено, что на шахте «Угольная» системы и средства, обеспечивающие организацию и осуществление безопасности ведения горных работ, контроль и управление технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях не были объединены в многофункциональную систему безопасности; проектная документация, определяющая состав МФСБ, отсутствовала. Кроме того, система подземного аварийного оповещения не соответствовала требования пунктов 22 и 31 Правил и не была включена в МФСБ, а также имели место иные нарушения в области промышленной безопасности.
С учётом того, что в ходе проверки должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора выявлены нарушения законодательства в той сфере, которая в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года <НОМЕР> является предметом их надзора (область промышленной безопасности), а сами выявленные нарушения подтверждаются материалами дела, законность внесённого Предписания <НОМЕР> сомнений не вызывает, и суд признаёт возложение на ОАО «Шахта «Угольная» перечисленных в указанном Предписании обязанностей по устранению выявленных нарушений правомерным.
Как следует из Предписания, нарушения, изложенные в его пунктах 8 и 11, подлежали устранению в срок, не позднее 30 декабря 2019 года.
Оценивая срок, предоставленный ОАО «Шахта «Угольная» для устранения выявленных нарушений с учётом существа возложенных на него обязанностей, а также принятые юридическим лицом меры по устранению данных нарушений, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием, в том числе, сроков их устранения.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 названного закона при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что шахтой во исполнение Предписания от 01 марта 2019 года <НОМЕР> было устранено 17 из 19 выявленных нарушений. Кроме того, нарушение, изложенное в пункте 8 Предписания, устранено частично.
Оценивая доводы защитника ОАО «Шахта «Угольная» Величко О.М. о том, что Шахтой все меры, которые было возможно осуществить в сроки, установленные административным органом для устранения нарушений, приняты, суд находит их заслуживающими внимания.
Так, Шахтой разработана проектная документация «Техническое перевооружение ОАО «Шахта «Угольная», в пункте 8.7.1 которой предусмотрен график внедрения аппаратуры контроля и управления, объединённой в систему МФСБ ОАО «Шахта «Угольная», установлен срок внедрения 2022 год, а также перечень мероприятий, которые необходимо произвести в указанных целях: приобретение подсистемы «РадиусСкан» системы «Радиус-2», приобретение и монтаж в Шахте оптико-волоконной сети, приёмного устройства «Радиус-1 ПРМ8» и «RFID-меток».
Указанная проектная документация прошла экспертизу промышленной безопасности, что подтверждается заключением <НОМЕР>.
13 августа 2019 года Шахтой получено уведомление Дальневосточного управления Ростехнадзора (исх. <НОМЕР>), согласно которому заключение экспертизы промышленной безопасности внесено в реестр заключений экспертизы с присвоением регистрационного номера <НОМЕР>.
Таким образом, Дальневосточное управление Ростехнадзора располагало сведениями о сроках внедрения в ОАО «Шахта «Угольная» аппаратуры контроля и управления, объединённой в систему МФСБ.
Как следует из письма, направленного 25 июня 2019 года ОАО «Шахта «Угольная» начальнику Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа <ФИО5>, администрация Шахты просила оказать государственную поддержку на приобретение и поставку материалов и оборудования, необходимых для работы Шахты в 2019 году, в том числе, во исполнение Предписания от 01 марта 2019 года <НОМЕР>, в размере 5 712 415 рублей (исх. <НОМЕР> от 25 июня 2019 года), обосновав указанную сумму коммерческим предложением, представленным Научно-внедренческим инженерным центром «Радиус».
Кроме того, 16 июля 2019 года Шахтой в адрес начальника Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа направлялось письмо (исх. <НОМЕР>), в котором начальник Департамента был поставлен в известность о результатах проверки, проведённой должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора. В данном письме изложена просьба ОАО «Шахта «Угольная» к руководителю Департамента, с тем, чтобы он обратился в Дальневосточное управление Ростехнадзора с ходатайством о продлении сроков исполнения предписания до 2022 года (срок, установленный в проектной документации).
Письма аналогичного содержания с обоснованием необходимости государственной поддержки направлялись Шахтой данному адресату 09 августа и 11 ноября 2019 года, а также 29 января 2020 года.
Поскольку указанные обращения Шахты были оставлены без ответа, 30 декабря 2019 года ОАО «Шахта «Угольная» обратилось в Дальневосточное управление Ростехнадзора с ходатайством о продлении сроков выполнения требований, изложенных в Предписании, в связи с поэтапным переходом и внедрением МФСБ согласно срокам, установленным в проекте перевооружения ОАО «Шахта «Угольная».
В подтверждение отсутствия финансовых средств для своевременного исполнения Предписания защитником ОАО «Шахта «Угольная» Величко О.М. представлен отчёт о финансовых результатах деятельности Шахты за период с января по декабрь 2018 года, подписанный руководителем Шахты 14 мая 2019 года, согласно которому убыток юридического лица составил 34 977 000 рублей. Отчёт о финансовой деятельности юридического лица за 2019 год в настоящий момент не утверждён, проводится аудит. Прогнозируемый убыток составляет свыше 60 000 000 рублей.
Информация о тяжёлом финансовом положении Шахты подтверждается письмами, содержащими просьбу о выделении средств государственной поддержки, направленных Шахтой в адрес Губернатора Чукотского автономного округа и начальника Департамента промышленной политики округа 19 июня, 18 июля, 26 августа, 4 сентября и 15 ноября 2019 года.
Подводя итог изложенному, суд приходит к выводу, что срок, предоставленный должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора в Предписании, является недостаточным для устранения выявленных нарушений, поскольку требует более длительных временных и финансовых затрат, которые у ОАО «Шахта «Угольная» отсутствуют. Действия, осуществлённые Шахтой в сроки, установленные административным органом для устранения нарушений (17 пунктов из 19), суд признаёт максимально возможными.
Также суд учитывает, что информация о финансовом состоянии ОАО «Шахта «Угольная» была доведена до сведения должностных лиц административного органа, но в нарушение пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не получила надлежащей оценки.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом не установлено, что у юридического лица ОАО «Шахта «Угольная» имелась возможность устранить выявленные и указанные в пунктах 8 и 11 Предписания нарушения в установленные этим Предписанием сроки сверх предпринятых Шахтой в данных целях мер, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в действиях данного юридического лица вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, и, как следствие, состава административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Шахта «Угольная» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа через судебный участок мирового судьи Анадырского района в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судебный участок мирового судьи Анадырского района
г.п. Угольные Копи, ул. Школьная, д. 13
Мировой судья А.С. Иванова