Решение по делу № 5-118/2021 от 22.03.2021

УИД №31MS0008-01-2021-000401-82                                                Дело №5-118/2021

Постановление

Мировой судья судебного участка № 5 Белгородского района Белгородской области Костина О.Н. (г. Белгород, ул. Степная,4),

рассмотрев 22 марта 2021 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

Шевченко Александра Александровича, родившегося <ДАТА2> в <АДРЕС>, гражданина <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, проживающего по  адресу: <АДРЕС>, состоящего в браке, имеющего на иждивении <ОБЕЗЛИЧЕНО>,  ранее не привлекавшегося к ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушение таможенных правил),

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.2 ч.1 КоАП РФ,

- с участием лица, привлекаемого к административной ответственности,-Шевченко А.А.,

установил:

9 сентября 2020 года около 16 часов 00 минут на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Нехотеевка» Белгородской таможни Шевченко А.А., следующий с территории Украины на территорию России в качестве водителя автомобиля «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>,  при прохождении таможенного контроля не задекларировал подлежащие обязательному таможенному декларированию перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС патроны для охотничьего оружия.

В ходе проведения мероприятий по таможенному контролю в багажном отделении автомобиля «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР> в красном картонном тубусе из под чипсов были обнаружены : 1) пять патронов для охотничьего ружья 20 калибра с зеленой гильзой; 2) один патрон для охотничьего ружья 20 калибра с желтой гильзой; 3) один патрон для охотничьего ружья 20 калибра с голубой гильзой; 4) один патрон для охотничьего ружья 20 калибра с черной гильзой и надписью на гильзе «Baikal»; 5) два патрона для охотничьего ружья 12 калибра с черной гильзой; Общее количество патронов - 10 шт., принадлежащие Шевченко А.А.., сведения о которых не были задекларированы Шевченко А.А. при  перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

В судебном заседании Шевченко А.А. вину признал, в содеянном раскаялся.

Представитель Белгородской таможни, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известил.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение лица, участвующего в рассмотрении дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о доказанности вины Шевченко А.А. в совершении инкриминируемого ему деяния.

Согласно ч.8 ст.17 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему осуществляются в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза.

В соответствии с п.п.45 п.1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно п.п.3 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В соответствии с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Таможенное декларирование в письменной форме допускается, в том числе в отношении товаров для личного пользования.

Согласно ст. 105 ТК ЕАЭС  при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.

В соответствии с п. 4. ст. 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

В силу п.п.2 п.1 ст.260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат, в том числе, товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.

Согласно п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со ст. 263 ТК ЕАЭС, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров (п. 6 ст. 260 ТК ЕАЭС).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон №150), огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему является оружием самообороны и относится к гражданскому оружию. К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.  

В соответствии со ст. 5 Закона №150 порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 17 Закона № 150-ФЗ ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами - поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации - юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации единичных экземпляров спортивного, охотничьего оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия самообороны и пневматического оружия производятся с разрешения органов внутренних дел с учетом требований настоящего Федерального закона. Не подлежат ввозу на территорию Российской Федерации огнестрельное оружие ограниченного поражения иностранного производства, его основные части, а также патроны травматического действия, изготовленные за пределами территории Российской Федерации.  

 В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р МВД России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, а именно служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, перечень которого приведен в разделе 2.22 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 11.08.2020) «О мерах нетарифного регулирования» в который входят патроны к пистолетам и револьверам спортивным, служебным, огнестрельному бесствольному оружию.

Исходя из положений п.30 Постановления Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 (ред. от 26.07.2018) ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия сотрудниками иностранных военизированных организаций и спецслужб, прибывающими в Российскую Федерацию по приглашению или по служебной необходимости, производятся по разрешению руководителя соответствующей российской государственной военизированной организации. В разрешении указываются фамилия, имя, отчество сотрудников иностранных военизированных организаций, тип (марка), номер и калибр оружия, количество боеприпасов к каждой ввозимой единице оружия. Разрешение подписывается руководителем соответствующей государственной военизированной организации либо лицом, его замещающим. Разрешение и его копия предъявляются представителем принимающей стороны в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Разрешение и его копия после их сверки заверяются сотрудником таможенного органа путем проставления номерной печати, копия остается в деле таможенного органа, осуществившего выпуск ввозимого оружия в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При вывозе оружия оригинал разрешения, заверенный таможенным органом при ввозе оружия в Российскую Федерацию, предъявляется в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, и остается в его деле.

Факт совершения Шевченко А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ и его вина в совершении правонарушения, подтверждена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12.02.2021 г. (л.д.1-7); копией протокола изъятия вещей и документов от 12.02.2021 г., из которого усматривается, что под видеозапись у Шевченко А.А. на ТП МАПП Нехотеевка 12.02.2021 г. изъяты 10 гильз патронов для гладкоствольного оружия (л.д.58-61); актом приема передачи товара в КХВД <НОМЕР> от 12.02.2021 г. (л.д. 62); копий акта таможенного досмотра автомобиля «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, в багажном отделении которого в присутствии Шевченко А.А. и двух понятых в красном тубусе из под чипсов были обнаружены патроны охотничьи 10 штук с применением фотосъемки (л.д.16-25); копией протокола задержания от 9.09.2020 г. (л.д.21), копией решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы <НОМЕР> от 9.09.2020 г. (л.д. 27-28), копией заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Белгородской области от  29.09.2020 <НОМЕР> (л.д. 46-49), объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Шевченко А.А. от 9.09.2020 г. (л.д. 35), и иными материалами дела.

В своих объяснениях от 9.09.2020  г. гражданин Шевченко А.А. пояснил, что он 9.09.2020 года около 16 часов 00 минут Московского времени прибыл на многосторонний автомобильный пункт пропуска Нехотеевка Белгородской таможни в качестве водителя автомобиля «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, с целью проследовать с территории Украины на территорию России. При прохождении таможенного контроля пассажирскую таможенную декларацию он не заполнял и не подавал. В ходе проведения таможенного досмотра его автомобиля «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, в присутствии понятых сотрудниками таможни в багажном отделении автомобиля в красном тубусе из под чипсов были обнаружены патроны охотничьи 10 штук. Патроны приобретались и помещались ранее в автомобиль им. Декларирование патронов им не производилось. Обнаруженные предметы были изъяты и упакованы в полиэтиленовый пакет <НОМЕР> в его присутствии и приглашенных понятых.

Обнаруженные патроны были задержаны в рамках положений главы 51 ТК ЕАЭС, назначено проведение таможенной экспертизы по решению <НОМЕР>. Изъятые патроны были направлены в ЭКЦ УМВД России по Белгородской области, сопроводительным письмом Белгородской таможни для проведения экспертизы.

Согласно заключению эксперта ЭКЦ УМВД России по Белгородской области от 29.09.2020 <НОМЕР> представленные на экспертизу объекты являются: 3 штуки охотничьими патронами 12 калибра и относятся к категории боеприпасов для гладкоствольных охотничьих ружей 12 калибра; 7 штук охотничьими патронами 20 калибра и относятся к категории боеприпасов для гладкоствольных охотничьих ружей 20 калибра; 8 патронов снаряжены самодельным способом, 2 патрона снаряжены промышленным способом. Исследуемые патроны к стрельбе пригодны. Все 10 патронов, представленных на экспертизу были израсходованы в ходе проведения исследований. Объекты (10 гильз) упакованы и опечатаны с оттиском печати «Для пакетов <НОМЕР> ЭКЦ УМВД России по Белгородской области» и переданы на таможенный пост МАПП Нехотеевка Белгородской таможни.

Экспертиза проведена уполномоченным должностным лицом, имеющим высшее образование, квалификацию эксперта и значительный стаж экспертной деятельности. Эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы основаны на непосредственном исследовании товара, и оснований не доверять ему у суда не имеется.

В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13.07.2010 № 15-П при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость товара.

В соответствии со служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости Белгородской таможни от 18.09.2020 <НОМЕР> таможенная стоимость предмета административного правонарушения «патрон для охотничьего ружья 20 калибра с зеленой гильзой» - 5 шт., «патрон для охотничьего ружья 20 калибра с желтой гильзой» - 1 шт.», «патрон для охотничьего ружья 12 калибра с голубой гильзой» - 1 шт., «патрон для охотничьего ружья 20 калибра с черной гильзой и надписью на гильзе «Baikal»» - 1 шт., «патрон для охотничьего ружья 12 калибра с черной гильзой» - 2 шт. на 09.09.2020 г. составляет 272 руб. 60 коп.

05.10.2020 был зарегистрирован рапорт КУСП <НОМЕР> и материалы были направлены в отдел дознания Белгородской таможни для проведения проверки  и принятии решения в соответствии с УПК РФ

17.10.2020 г. старшим оперуполномоченным ОУР ОМВД России по Белгородскому району капитаном полиции <ФИО1> после рассмотрения материалов проверки КУСП <НОМЕР> от 08.10.2020 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении гражданина Шевченко А.А. по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ,  за отсутствием в его действиях признаков состава преступления.

Обнаруженный в ходе таможенного досмотра товар, явившийся предметом административного правонарушения, был изъят в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ и помещен в камеру хранения вещественных доказательств ТП МАПП Нехотеевка согласно акту приема-передачи вещественных доказательств на хранение <НОМЕР> от 12.02.2021 г.

При таких обстоятельствах, в действиях Шевченко А.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, а именно: недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, характеризуется как бездействие - недекларирование товаров, подлежащих декларированию.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Санкция ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, установив вину Шевченко А.А. в совершенном правонарушении, суд считает необходимым подвергнуть его к административной ответственности.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, обстоятельств, исключающих производство по  делу об административном правонарушении, не имеется.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии с положениями ст. 4.2 КоАП РФ, являются признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Наличие на иждивении <ОБЕЗЛИЧЕНО> у мужчины, совершившего административное правонарушение, прямо не предусмотрено ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, как обстоятельство, смягчающие административную ответственность, оснований для признания данного обстоятельства смягчающим у судьи не имеется.

Правонарушение совершено по неосторожности. Шевченко А.А. предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен и мог их предвидеть.

Учитывая вышеизложенное, характер совершенного Шевченко А.А. административного правонарушения, степень его вины, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, исходя из принципа разумности и справедливости, обстоятельств правонарушения, считаю необходимым признать Шевченко А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, и в соответствии со ст. 32.4 КоАП РФ назначить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, находящихся на ответственном хранении в камере хранения ТП МАПП Нехотеевка согласно акту <НОМЕР> от 12.02.2021 г.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать Шевченко Александра Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде конфискации товаров, а именно: гильз патронов для гладкоствольного оружия в количестве 10 штук, явившихся предметом административного правонарушения, хранящихся согласно акту <НОМЕР> от 12.02.2021 года приема - передачи вещественных доказательств в камере хранения ТП МАПП Нехотеевка Белгородской таможни.

Предмет административного правонарушения - стреляные гильзы в количестве 10 штук от патронов охотничьих ружей, по вступлению постановления в законную силу на основании ст. 32.4 КоАП РФ подлежат уничтожению.  

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Белгородский районный суд Белгородской области через мирового судью судебного участка №5 Белгородского района либо непосредственно в Белгородский районный суд.

                                  

<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья                                                                                                     О.Н. Костина