Дело: № 5-107/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 апреля 2020 года г.Оха, Сахалинская область
Мировой судья судебного участка № 11 Сахалинской области (Охинский район) Субботина Н.Ш., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица:
Муниципального унитарного предприятия «Охинское коммунальное хозяйство» муниципального образования городского округа «Охинский» (далее МУП «ОКХ»), расположенного по адресу: г.Оха, ул.Советская, д.19/1, ИНН 6506010830, ОГРН 1156517000386,
У С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо МУП «ОКХ» не обеспечило исполнение предписания № 21-02/2019 от 26 июля 2019 года об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды, в срок до 01 февраля 2020 года, выданного государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Охинскому району Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, тем самым, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Представитель юридического лица ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения о не согласии с протоколом об административном правонарушении, в которых указал, что предписание не содержало указание на нормы закона, которые были нарушены юридическим лицом. Кроме этого, выводы, изложенные в акте проверки не согласуются с предписанием контролирующего органа, вина юридического лица не установлена. Выявленные в ходе внепланово проверки нарушения, не зависят от действий МУП «ОКХ».
Изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с Уставом МУП «ОКХ», утвержденным комитетом по управлению муниципальным имуществом и экономике МО ГО «Охинский» от 07.08.2017 МУП «ОКХ» № 113-П, предприятие образовано для оказания услуг по содержанию, эксплуатации сетей, необходимых для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сооружений, обеспечения их бесперебойной работы.
Согласно распоряжению от 09.10.2015 № 576 на праве хозяйственного ведения за МУП «ОКХ» закреплены производственные здания, помещения и сооружения, предназначенные для оказания коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения), эксплуатации инженерных сетей, и объектов водоканализационного хозяйства в целях обеспечения жизнедеятельности населения г. Охи.
Для питьевого обеспечения населения и организаций села Лагури, МУП «ОКХ» осуществляет забор воды из реки Лагуринка путем эксплуатации 2 центробежных насосов мощностью 45 м3/ час и 38 м 3/час (технические паспорта отсутствуют), водозаборный узел представлен двумя всасывающими трубопроводами диаметром - 150 мм., оборудованные рыбозащитными сетками размером ячей 3x3 мм., учет объема воды осуществляется по показаниям турбинного счетчика, установленного в станции, проводится гипохлорирование. Территория водонасосной станции ограждена металлическим забором на расстоянии 17 м.37 см. от уреза реки Лагуринки, данное ограждение установлено в границах водоохранной зоны реки Лагуринка впадающая в залив Помрь Охотского моря и являющейся водоемом первой рыбохозяйственной категории и является местом нереста рыб, а именно тихоокеанских лососей - горбуши без согласования с Сахалино- Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству РФ.
Для очистки сточных вод города Оха МУП «ОКХ» эксплуатируется городская канализационная насосная станция (ГКНС), для приема сточных вод используются наружные канализационные сети (водоотведение) протяженностью 71,53 км, поступающие в приемный железо-бетонный резервуар, на входе которого установлена сорозадерживающая решетка, проводится гипохлорирование мусора, очистные сооружения отсутствуют. Далее двумя насосами мощностью 400 м3/час (технические паспорта в наличии), каждый, сточные воды перекачиваются трубопроводом и самотеком сбрасываются в Охотское море, являющееся водным объектом рыбохозяйственного значения. Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизм в Охотское море, являющееся местом миграции водных биологических ресурсов, предприятием не разработан и в установленном порядке не согласован с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству РФ. Кроме того отсутствует решение о предоставлении данного участка Охотского моря для сброса сточных вод.
Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Сахалинской области отказано МУП «ОКХ» в выдаче разрешительных документов на водопользования, в связи с отсутствием очистных сооружений сбрасываемых сточных вод и приборов учета объемов сбрасываемых сточных вод. Контрольно-измерительная аппаратура учета сброса сточных вод у МУП «ОКХ» отсутствует.
Согласно предписанию от 26.07.2019 г. № 21-02/2019 МУП «ОКХ» обязано было в срок до 01.02.2020 г.: Согласовать осуществление хозяйственной деятельности по сбросу сточных вод в водные объекты Охинского района с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - Сахалино-Курильским территориальным управлением, - срок исполнения до 01.02.2020 г.; Согласовать с Сахалино-Курильским территориальным управлением строительство, реконструкцию в границах водоохранной зоны реки Лагуринка - срок исполнения до 01.02.2020 г.; Представить в Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Охинскому району информацию о проведенных мероприятиях по исполнению предписания и документы, подтверждающие выполнение предписания - срок исполнения до 01.02.2020 г.
Однако, МУП «ОКХ» в установленный срок предписание об устранении выявленных нарушений от 26.07.2019 № 21-02/2019, не исполнило, что установлено в ходе внеплановой проверки 26.02.2020 года.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ч. 15 ст. 65 ФЗ РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод.
Кроме этого, в соответствии со ст. 22 ФЗ РФ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.
При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством. (ст. 39, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно п.п. «б» п.3 Постановления Правительства Российской Федерации п. от 30.04.2013 г. № 384 «О согласовании хозяйственной иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среды их обитания», Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству РФ осуществляет согласование хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среды их обитания. Данные согласования по сбросу сточных вод в водные объекты Охотского моря МУП «ОКХ» не получало.
Постановлением Правительства РФ № 380 от 29.04.2013 г. Утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
В соответствии с п.п. «д» п.2 данного Положения, одной из мер по сохранению водных биоресурсов является установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений. п.п. «е» п. 2 данного Положения определено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, должны выполняться условия и ограничения планируемой деятельности, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, в том числе условий забора воды.
Объективная сторона части 1 статьи 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора. Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.
Субъектами административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ являются граждане, должностные и юридические лица.
МУП «ОКХ» в связи с неисполнением предписания контролирующего органа допущены нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоне водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В нарушение обязательных требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, установленных ч. 1, ч. 2 ст. 50 ФЗ РФ от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 12 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 г. № 1045, п. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 997 от 13.08.1996 г.
Поскольку деятельность по забору воды из р. Лагуринка осуществляется МУП «ОКХ» без согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением.
Доводы юридического лица о необоснованности нормами закона предписания Сахалино-Курильского территориального управления являются надуманными, построенные на неправильном толковании закона. Как эксплуатирующая организация МУП «ОКХ» не предприняло всех зависящих мер для исполнения предписания. Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, суд не усматривает.
Исследованные материалы судья признает допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку они получены в соответствии с требованиями закона и согласуются с другими доказательствами по делу, исследованными в судебном заседании.
При указанных обстоятельствах, суд находит вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, доказанной.
Суд квалифицирует действия МУП «ОКХ» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих и исключающих производство по настоящему делу, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.19.5, п.1 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие «Охинское коммунальное хозяйство» МО городской округ «Охинский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, который подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу на счет Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области), № 40101810900000010000 в отделении Южно-Сахалинск г.Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН 6501146065, КПП 650101001, код ОКТМО 64736000, код бюджетной классификации 04711601193010005140, УИН 0355304500000000000052916, наименование платежа - штраф по постановлению суда.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в судебный участок по адресу: г.Оха, ул.Советская, 31/1, каб.6.
Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Охинский городской суд через мирового судью в течение 10 суток со дня получения копии
постановления после его вынесения в окончательной форме (резолютивная часть постановления вынесена 21.04.2020 г.).
Мировой судья Субботина Н.Ш.
Копия верна: мировой судья Субботина Н.Ш.