Дело № 2-20/2021
УИД 29MS0015-01-2020-007197-18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
2 марта 2021 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области Евграфова М.В.,
при секретаре Щепцовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» к Авилкиной Л.А.1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги и встречному исковому заявлению Авилкиной Л.А.1 к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» (далее по тексту - ООО «ОК и ТС») обратилось к мировому судьей с иском о взыскании с Авилкиной Л.А.1 задолженности за коммунальные услуги за период с 1 января 2020 года по 31 октября 2020 года в размере 14 694 рубля 32 копейки, пени в сумме 11 рублей 31 копейка, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей и почтовых расходов сумме 100 рублей.
В обоснование требований указано, что Авилкина Л.А.1 является собственником жилого помещения по адресу: <АДРЕС>. Обязанность по ежемесячной оплате коммунальных услуг ответчик не выполняет. Сумма задолженности за период 1 января 2020 года по 31 октября 2020 года составила 14 694 рубля 32 копейки.Кроме того, ответчику начислены пени за период с 11 февраля 2020 года по 05 апреля 2020 года в размере 11 рублей 31 копейка. Поскольку ответчик добровольно не исполняет обязательства по оплате коммунальных услуг, просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг и пени.
Определением мирового судьи производство по делу в части взыскания пени прекращено, в связи с отказом истца от части данных требований.
Ответчик Авилкина Л.А.1 предоставила встречное исковое заявление об обязании ответчика аннулировать задолженность и пени в размере 14 694 рубля 32 копейки, аннулировать задолженность в размере 20 320 рублей 40 копеек, вернуть ей переплату и взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В обосновании иска Авилкина Л.А.1 указала, что является ветераном труда и имеет 50 % компенсацию на ЖКУ. Истец ООО «ОК и ТС» в своем исковом заявлении и в расчете задолженности 50 % компенсации не указал. С января по октябрь 2020 задолженность составила 16 229 рублей 48 копеек. В январе месяце 2021 года она составила 20 320 рублей 40 копеек. За то, что она ежемесячно оплачивала задолженность истец в расчете ставит нули. 50 % компенсация с января по октябрь 2020 года составляет 16229,4 : 2 = 8114 рублей 74 копейки. Ей оплачено по квитанциям 10 302 рубля 11 копеек. Переплата составила 10302,11 - 8114,74 = 2 187 рублей 37 копеек.
В судебном заседании представители истца (ответчика по встречному исковому заявлению) <ФИО2> и <ФИО3>, действующие на основании доверенностей, первоначальные требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что по указанному выше адресу имеет постоянную прописку 1 человек Авилкина Л.А.1, получатель льготы - ветеран труда. Расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление коммунальных услуг, исходя из установленной социальной нормы площади жилья, действующих ставок, тарифов и нормативов потребления. В соответствии с законом № 262-33-ОЗ от 10.11.2004 льгота предоставляется в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилья и в пределах установленных министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области нормативов потребления коммунальных услуг. Начисление льготы <ФИО1>осуществляется в соответствии с изложенными выше нормами. Просят в удовлетворении встречных исковых требованиях отказать.
Ответчик Авилкина Л.А.1 (истец по встречному исковому заявлению) требования истца ООО «ОКиТС» не признала, указав, что ей оплата произведена в полном объеме с учетом предоставляемой ей льготы как ветерану труда в размер 50 % от начисленных платежей. Встречное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным во встречном иске.
Представитель третьего лица ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» <АДРЕС> действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что выплата льготы как ветерану труда Авилкиной Л.А.1 производится в соответствии с областным законом № 262-33-ОЗ от 10.11.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан», Порядком предоставления мер социальной поддержки по плате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 № 61-пп. Льгота предоставляется в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилья и в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Расчеты производят организации жилищно-коммунального хозяйства. На основании их расчетов ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» осуществляет указанную меру социальной поддержки, при этом проверяет правильность произведенных расчетов. В данном случае нарушений в качестве расчетов предоставления льгот Авилкиной Л.А.1, как ветерану труда, со стороны ООО «ОК и ТС» не установлено.
Третье лицо Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направило. В предъявленном отзыве просят рассмотреть дело без их участия, указав, что при расчете компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами ветеранам труда должна применяться социальная норма площади жилья, а по отоплению также в пределах норматива потребления коммунальной услуги.
В силу ст. 167 ГПК РФ мировой судья определил рассматривать дело при данной явке.
Выслушав явившихся лиц, изучив исковое заявление, материалы гражданского дела, мировой судья приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела, мировым судьей установлено, что Авилкина Л.А.1 является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу<АДРЕС>, кв. 69.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и сторонами не оспаривается.
ООО «ОК и ТС» в жилом доме, расположенной по адресу: <АДРЕС>, предоставляет коммунальные услуги по отоплению и на основании протокола № 5 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 6 октября 2018 года осуществляет расчет платы, выставляет платежные документы и получает плату непосредственно от потребителей за потребленные ими коммунальные ресурсы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Оплата за коммунальные услуги является самостоятельным видом имущественной ответственности собственника жилого помещения в многоквартирном доме, исходя из требований статьи п.п. 3 п. 2 ст. 154 ЖК РФ.
Статьей 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Из расчета задолженности, ведомости сальдо за период с января 2020 г. по октябрь 2020 года коммунальных услуг по адресу: <АДРЕС>, следует, что за период с января 2020 года по октябрь 2020 года (взыскиваемый период) начислено коммунальных платежей за отопление в размере 16 229 рублей 48 копеек (3192,6 рублей (январь 2020 года) + 3466,81 рублей (февраль 2020 года) + 2537,93 рублей (март 2020 года) + 2900,58 рублей (апрель 2020 года) + 1433,38 рублей (май 2020 года) + 452,86 рублей (сентябрь 2020 года) + 2245,32 рублей (октябрь 2020 года)).
В то же время за указанный период оплачено платежей за коммунальные услуги, согласно квитанциям на оплату, предоставленным ответчиком, 10 302 рубля 11 копеек (949,51 рублей (08.02.2020 по квитанции за январь 2020 года) + 949,51 рублей (12.03.2020 по квитанции за февраль 2020 года) + 2537,93 рублей (21.04.2020 по квитанции за март 2020 года) + 1450,29 рублей (12.05.2020 по квитанции за апрель 2020 года) + 716,69 рублей (09.06.2020 по квитанции за май 2020 года) + 1000 рублей (07.07.2020) + 452,86 рублей (15.10.2020 по квитанции за сентябрь 2020 года) + 2245,32 рублей (24.11.2020 по квитанции на октябрь 2020 года).
Из абзаца 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Оплаченные Авилкиной Л.А.5 суммы в общем размере 10 302 рубля 11 копеек мировой судья признает в качестве оплаты задолженности за рассматриваемый период.
Представленные в материалы дела квитанции, оплаченные ответчиком, свидетельствуют о производстве платежей за спорный период, однако не в полном объеме. Доказательств погашения образовавшейся задолженности в полном объеме не представлено.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Доказательств того, что в спорный период времени истцом не предоставлялись услуги либо предоставлялись услуги ненадлежащего качества, материалы дела не содержат и ответчиком Авилкиной Л.А.1 мировому судье, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено.
На основании изложенного мировой судья полагает обоснованными требования истца в части взыскания с ответчика задолженности за коммунальные услуги по отоплению за период с 1 января 2020 года по 31 октября 2020 года.
Вместе с тем представленный истцом расчет в основу взыскиваемой суммы мировой судья не принимает, руководствуясь следующим расчетом.
Как указано выше за период с 1 января 2020 года по 31 октября 2020 года по адресу: <АДРЕС>, начислено платежей за коммунальную услугу по отоплению в размере 16 229 рублей 48 копеек. Также установлено, что за рассматриваемый период ответчиком оплачено истцу за предоставление коммунальных услуг 10 302 рубля 11 копеек. Таким образом, задолженность ответчика перед истцом по оплате услуг по отоплению составляет 5 927 рублей 37 копеек (16 229 рублей 48 копеек - 10 302 рубля 11 копеек).
Сведений об уплате задолженности в указанном размере Авилкина Л.А.1 мировому судье не предоставила и материалы дела таких сведений не содержат.
На основании изложенного, мировой судья взыскивает с Авилкиной Л.А.1 задолженность в пользу истца в размере 5 927 рублей 37 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказывает.
Поскольку требования истца ООО «ОК и ТС» удовлетворены на 40,34 %, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика Авилкиной Л.А.1 подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 237 рублей ((14694,32 х 4 %) х 40,34 %) и почтовых расходов в размере 40 рублей 34 копейки (100 х 40,34 %).
Рассматривая встречные исковые требования, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также приравненных к ним граждан, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах»).
По смыслу приведенных конституционных положений, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области 10 ноября 2004 года принял Закон № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан», преамбулой которого установлено, что настоящий закон устанавливает меры социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан.
Статьей 3 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 года № 51-12-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда Архангельской области устанавливаются Законом Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан», являются расходными обязательствами Архангельской области и финансируются за счет средств областного бюджета.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что региональный законодатель, определяя меры социальной поддержки, в том числе для ветеранов труда Архангельской области, вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам труда Архангельской области с учетом возможностей бюджета субъекта, а также определять порядок и условия предоставления таких мер, в том числе возраст, по достижении которого указанная категория граждан вправе претендовать на их получение.
Из материалов дела усматривается, что истец по встречному исковому заявлению Авилкина Л.А.1, являющаяся ветераном труда, зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <АДРЕС>. В данной квартире она зарегистрирована одна. Общая площадь жилого помещения составляет 50,3 квадратных метра. В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 1 ст. 1 закона Архангельской области N 262-33-ОЗ действие настоящего закона распространяется на отдельные категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области, в частности, на лиц, являющихся ветеранами труда и имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» «О страховых пенсиях», а также ветеранов военной службы при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях».
Как указано в пункте 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 28 мая 2008 года № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года № 61-пп, расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая твердое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего закона, предоставляются по их выбору по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи; компенсация расходов в размере 50 процентов платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в пункте 8 статьи 3 Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» в целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1, подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, применяется социальная норма площади жилья в размере 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и 33 квадратных метров общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
Из изложенного следует, что меры социальной поддержки ветеранам труда Архангельской области предоставляются с применением социальной нормы площади жилья, а предоставляемая льгота не должна превышать установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Учитывая указанные положения закона, ООО «ОК и ТС» правомерно производится расчет компенсации расходов на оплату за коммунальную услугу по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метра при проживании одного человека и не превышающий установленный норматив потребления указанной коммунальной услуги.
Таким образом, мировой судья приходит к выводу, что порядок начисления Авилкиной Л.А.1 компенсации расходов по оплате за отопление является правильным и полностью соответствует действующему законодательству, в связи с чем, встречные исковые требования Авилкиной Л.А.1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
р е ш и л:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» к Авилкиной Л.А.1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги удовлетворить частично.
Взыскать с Авилкиной Л.А.1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с января 2020 по октябрь 2020 года включительно в размере 5 927 рублей 37 копеек, возврат государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 237 рублей и почтовые расходы пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 40 рублей 34 копейки. Всего взыскать 6 204 рубля 71 копейка.
В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» к Авилкиной Л.А.1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги и судебных расходов отказать.
В удовлетворении исковых требований Авилкиной Л.А.1 к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области через мирового судью судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области в течение месяца со дня его вынесения, а в случае подачи заявления о составлении мотивированного решения суда - в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе подать заявление о составлении мотивированного решения суда в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
Мировой судья М.В. Евграфова
Мотивированное решение составлено 4 марта 2021 года.