Дело № 2-110/2019
64RS0046-01-2018-006413-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2018 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Милованова А.С., при секретаре судебного заседания Усовой Ю.В., с участием истца Гейнц В.Ю., представителя истца Тришкиной В.С., представителя ответчика Зориной Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации «Институт защиты прав потребителей» в интересах Гейнц М.В. и Гейнц М.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жемчужина» и Акционерному обществу «ЮниКредитБанк» о защите прав потребителя,
установил:
Саратовская региональная общественная организация «Институт защиты прав потребителей» (Далее СРОО «ИЗПП») обратилась в суд с исковым заявлением в защиту прав истцов Гейнц В.Ю. и Гейнц М.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жемчужина» и Акционерному обществу «ЮниКредитБанк» в котором, просит: взыскать с ООО «Жемчужина», а при недостаточности денежных средств с АО «ЮниКредитБанк» в пользу Гейнц В.Ю. и Гейнц М.В. неустойку в размере 314115 рублей за период с 01 августа 2017 г. по 31 октября 2018 г., компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование иска указано, что 04 декабря 2015 г. между ООО «Жемчужина» с одной стороны и Гейнц В.Ю. и Гейнц М.В. с другой стороны заключен договор № долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, район 8 дачной остановки, объектом договора является <адрес> площадью 82,25 кв.м.на 7-м этаже блок-секции А. Размер взноса истцов составил 2150000 руб. Согласно п. 1.9 Договора застройщик принял на себя обязательство передать дольщикам квартиру не позднее 31 июля 2017 г. В связи с неисполнением застройщиком своих обязательств в срок и отказом выплатить неустойку в добровольном порядке истцы были вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.
Кроме того, дополнительным соглашением № АО «ЮниКредитБанк» обязалось нести перед участниками долевого строительства ответственность за просрочку передачи объекта долевого строительства.
В судебном заседании истец и представитель истцов заявленные требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные указанным в иске, просили иск удовлетворить. При этом истец пояснил, что незадолго до судебного разбирательства посещал строительную площадку, строительство дома не окончено.
Представитель ответчика Зорина Г.А., возражала против удовлетворения заявленных истцами требований предъявленных АО «ЮниКредитБанк» заявляла, что дополнительное соглашение № на котором основаны требования истцов не заключалось между Банком и ООО «Жемчужина», кроме того, сотрудник подписавший соглашение от имени банка в АО «ЮниКредитБанк» не работал, доверенность данному лицу не выдавалась, печать и бланк на котором исполнены документы не соответствуют печати Банка и бланкам используемым банком в своей повседневной деятельности.
С согласия сторон дело рассмотрено в отсутствие лиц не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) регламентированы отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 214-ФЗ, по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу ч. 9 ст. 4 Закона № 214-ФЗ к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в части, не урегулированной этим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере. В случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 8 Закона № 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон (ч. 1).
Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (ч. 2).
После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором (ч. 3).
Застройщик не менее чем за месяц до наступления установленного договором срока передачи объекта долевого строительства или в случае, если договором предусмотрен срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства, не менее чем за четырнадцать рабочих дней до наступления срока начала передачи и принятия обязан направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче, а также предупредить участника долевого строительства о необходимости принятия объекта долевого строительства и о последствиях бездействия участника долевого строительства, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Сообщение должно быть направлено по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по указанному участником долевого строительства почтовому адресу или вручено участнику долевого строительства лично под расписку. При этом срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства не может быть установлен ранее чем за четырнадцать дней и позднее чем за один месяц до установленного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. Участник долевого строительства, получивший сообщение застройщика о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче, обязан приступить к его принятию в предусмотренный договором срок или, если такой срок не установлен, в течение семи рабочих дней со дня получения указанного сообщения (ч. 4).
Если иное не установлено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в предусмотренный частью 4 настоящей статьи срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи) застройщик по истечении двух месяцев со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (за исключением случая досрочной передачи объекта долевого строительства, указанного в части 3 настоящей статьи). При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня составления предусмотренных настоящей частью одностороннего акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Указанные меры могут применяться только в случае, если застройщик обладает сведениями о получении участником долевого строительства сообщения в соответствии с частью 4 настоящей статьи либо оператором почтовой связи заказное письмо возвращено с сообщением об отказе участника долевого строительства от его получения или в связи с отсутствием участника долевого строительства по указанному им почтовому адресу (ч. 6).
Исходя из положений ст. 10 Закона № 214-ФЗ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
Согласно ч. 1 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.
Частью 1 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Из п. 6 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» следует, что участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 04 декабря 2015 г. между ООО «Жемчужина» с одной стороны и Гейнц В.Ю. и Гейнц М.В. с другой стороны заключен договор № долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, район 8 дачной остановки, объектом договора является <адрес> площадью 82,25 кв.м.на 7-м этаже блок-секции А. Размер взноса истцов составил 2150000 руб. Согласно п. 1.9 Договора застройщик принял на себя обязательство передать дольщикам квартиру не позднее 31 июля 2017 г. До момента рассмотрения дела судом строительство не окончено.
Таким образом, истцы свои обязательства по оплате строительства квартиры выполнили в полном объеме, между тем, ответчик обязанность передать жилое помещение до указанного в договоре срока, не исполнил, в связи с чем нарушил обязательство по передаче объекта строительства в установленные договором сроки.
Ответчик доводы истцов не оспорил, доказательств исполнения принятых на себя договором от 04 декабря 2015 г. обязательств не представил.
Расчет неустойки представленный истцами проверен судом, является венным, в связи с чем с ответчика ООО «Жемчужина» в пользу каждого из истцов подлежит взысканию неустойка в размере 314115 рублей.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 28 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04 декабря 2013 года, достаточным условием для удовлетворения иска гражданина - участника долевого строительства о компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, и определяя размер компенсации морального вреда, суд с учетом принципа разумности и справедливости, объема нарушенных прав истца, характера нравственных страданий, степени вины ответчика и установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу каждого из истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона О защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Ответчиком о снижении штрафных санкций не заявлено в связи с чем с ООО «Жемчужина» в пользу каждого из истцов подлежит взысканию штраф в размере 79778 руб. 75 коп. и в размере 159557 руб. 50 коп. в пользу общественной организации.
Истцами не представлено доказательств заключения дополнительного соглашения № между АО «ЮниКредитБанк» и ООО «Жемчужина» по которому Банк обязался нести перед участниками долевого строительства ответственность за просрочку передачи объекта долевого строительства.
При этом суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что печати проставленные от имени Банка в соглашении не соответствуют образцам печати Банка, так же лицо подписавшее соглашение от имени банка не имело полномочий на совершение данных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований и зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, с учетом положений ст.ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 9782 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Саратовской региональной общественной организации «Институт защиты прав потребителей» в интересах Гейнц М.В. и Гейнц М.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жемчужина» и Акционерному обществу «ЮниКредитБанк» о защите прав потребителя – удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жемчужина» в пользу Гейнц М.В. неустойку за период с 01 августа 2017 г. по 31 октября 2018 г. в размере 314115 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 79778 руб. 75 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жемчужина» в пользу Гейнц М.В. неустойку за период с 01 августа 2017 г. по 31 октября 2018 г. в размере 314115 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 79778 руб. 75 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жемчужина» в пользу Саратовской региональной общественной организации «Институт защиты прав потребителей» штраф в размере 159557 руб. 50 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жемчужина» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 9782 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Саратовской областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: