3 февраля 2014 года г. Данков<АДРЕС>
Мировой судья Данковского судебного участка № 2 Липецкойобласти Шатохина Г.А.
рассмотрев материалы о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении
закрытого акционерного общества «Народное предприятие «Ремонтно-строительная компания», юридический адрес <АДРЕС>
с участием представителя ЗАО НП «РСК» Сергеевой О.М., представителя государственной жилищной инспекции Липецкой области Кожевникова С.В.
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - закрытое акционерное общество «Народное предприятие «Ремонтно-строительная компания», расположенное по адресу: Липецкая область, г. Данков, ул. Л. Толстого, д. 34\1, в установленные сроки не выполнило законное предписание от 16.10.2012 года должностного лица уполномоченного осуществлять государственный жилищный надзор, а именно в срок до 29.11.2013 не выполнило ремонт подъездов в домах №12,10,8,6,16 по ул. Интернациональная в г. Данкове, в домах №№19,17,15,13 по ул. Грибоедова г. Данкова в соответствии с п. 3.2.8. и 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, т.е. совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.В судебном заседании представитель ЗАО НП «Ремонтно-строительная компания» Сергеева О.М. с протоколом об административном правонарушении от 13.12.2013 года не согласилась, пояснив, что общество является не управляющей, а обслуживающей компанией, выполняет ремонтные работы в домах на основании договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а работы по окраске и оштукатуриванию стен подъездов домов не включены в перечень работ услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. А потому объем ответственности организации не может быть больше чем объем обязательств по договору. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Госстроем РФ носят рекомендательный характер, а потому не обязательны к исполнению. Считает, что поскольку поводом для проведения проверки жилищной инспекцией послужило обращение жителей дома №12 по ул. Интернациональная, то предписание о ремонте подъездов иных домов вышло за рамки обращения и является незаконным. Кроме того, в весенне-осенний периоды 2013 года в домах по ул. Грибоедова и Интернациональная проводились работы по переводу квартир на индивидуальное газовое отопление. В связи, с чем выполнение работ по ремонту подъездов в установленные сроки считали нецелесообразным и включили данные работыв перечень работ и услуг на 2014 год.
Представитель госжилинспекции по Липецкой области Кожевников С.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании показал, что 16.10.2012 года проводилась внеплановая выездная проверка по вопросу ненадлежащего содержания многоквартирных домов по улицам Грибоедова, Интернациональная в г. Данкове. Основанием послужило обращение жителя дома №12 по ул. Интернациональная. В ходе проверки было установлено, что в многоквартирных домах №№12,10,8,6,16 по ул. Интернациональная и №№19,17,15,13 по ул. Грибоедова в подъездах имеется отслоение окрасочного и штукатурного слоев на стенах, загрязнен побелочный слой, что свидетельствовало о нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, и невыполнении ЗАО НП «РСК» своих обязанностей по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В связи с чем ЗАО НП «РСК» было выдано предписание о проведении ремонтов подъездов в указанных домах со сроком исполнения до 29.11.2013. Однако при проверке 10.12.2013 года установлено, что предписание не выполнено в полном объеме. ЗАО НП «РСК»вторично было выдано аналогичное предписание и был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, нахожу, что факт невыполнения ЗАО НП «РСК» законного предписания органа, осуществляющего государственный жилищный надзор, имел место, что подтверждается следующими доказательствами: копией предписания № 1593 от 16.10.2012, копией акта проверки от 10.12.2013 года, копией акта проверки от 16.10.2012 года, протоколом об административном правонарушении № 407 от 13.12.2013 года, копией распоряжения от 03.12.2013 №6613, копией предписания № 2609 от 10.12.2013,копиями протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по ул. Интернациональная и Грибоедова г. Данкова от 30.09.2012 года, копиями договоров на оказание услуг и выполнения работ по обслуживанию и ремонту общего имущества домов №12, 10, 8, 6,16 по ул. Интернациональная, домов № 13, 15 по ул. Грибоедова, справкой ЗАО НП «РСК» об оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества домов №17 и №19 по ул. Грибоедова на бездоговорной основе, копиями перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах с размером платы 10,02руб\кв.м и 10,68 руб \кв.м., копией свидетельства о постановке на учёт, копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, копией решения №2 участникаООО «Ремонтно-строительной компании» от 24.10.2012 года о реорганизации в форме преобразования в ЗАО НП «РСК».
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 года N 372-р, Жилищная инспекция является исполнительным органом государственной власти Липецкой области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктами "а" и "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о следующих фактах:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой проверки явилось обращение жильца многоквартирного дома <НОМЕР> по ул. Интернациональная в. г. Данкове по вопросу ненадлежащего содержания дома обслуживающей организацией.
Исходя из положений пунктов 1.1 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 статьи 164, абзаца первого пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в случае непосредственного управления многоквартирным домом, взаимоотношения между гражданами - собственниками помещений в многоквартирном доме и привлеченными обслуживающими организациями регламентируются также законодательством о защите прав потребителей.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО НП РСК является обслуживающей организацией, осуществляющей выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов по ул. Грибоедова и Интернациональная г. Данкова.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 1.2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
В силу пункта 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В пункте 10 указанных Правил закреплены обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии, аналогичные положениям пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 42 названных Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, исходя из буквального и системного толкования вышеуказанных норм жилищного законодательства, одной из наиболее важных обязанностей, организации, заключившей договор с собственниками, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также сохранности их имущества.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Актом проверки N 1201 от 16.10.2012 года подтверждается отслоение окрасочного и штукатурного слоев, а также следы загрязнения побелки на стенах в подъездах домов №12,10,8,6,16 по ул. Интернациональная в г. Данкове, в домах №№19,17,15,13 по ул. Грибоедова г. Данкова находящихся на обслуживании у ЗАО НП РСК.
Указанные обстоятельства, изложенные в акте проверки от 16.10.2012 года, представителем ЗАО НП РСК не оспаривались.
А потому, учитывая, что подъезды входят в состав общего имущества многоквартирного дома, полагаю, что ЗАО НП РСК как организация, заключившая договор с собственниками вышеуказанных многоквартирных на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, было обязано произвести текущий ремонт данного имущества.
При этом, с учетом пункта 1.2 статьи 164, пункта 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, а также пунктов 10, 16, 42 Правил, отсутствие у ЗАО НП РСК статуса управляющей организации не отменяет его обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в надлежащем состоянии, обеспечивающем благоприятные и безопасные условия проживания граждан - собственников помещений, а также осуществлению их текущих ремонтов.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила Госстроя России N 170).
В соответствии с пунктом 1.1 Правила Госстроя России N 170 данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, положения указанных Правил Госстроя России N 170 распространяют свое действие, в том числе на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, к которым относится и ЗАО НП РСК.
В связи с чем, довод представителя ЗАО НП РСК Сергеевой О.М. об отсутствии обязательности для общества исполнения положений указанных Правил является несостоятельным, так как основан на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 3.2.2 Правил Госстроя России N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Окраску стен допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8 Правил Госстроя России N 170).
В силу пункта 11 к Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290, относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, довод представителя ЗАО НП РСК Сергеевой О.М. относительно необходимости принятия собственниками многоквартирных домов отдельного решения о проведении ремонта подъезда, выделения на эти цели дополнительных денежных средств и отсутствия у заявителя оснований для проведения ремонтных работ, признается несостоятельным. Как доказательство обратного является перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома с тарифом 10,68руб, в который ЗАО НП РСК включило пункт по ремонту подъездов без проведения собраний собственников помещений. Кроме того, представителем ЗАО НП РСК Сергеевой О.М. не отрицалось, что для исполнения предписания обществом не было инициировано обращение к собственникам помещений о принятии решения по вопросам ремонта подъездов, либо дополнительногофинансирования данных работ. Доводы Сергеевой О.М. о том, что собственниками помещений было принято решение о переносе работ по ремонту подъездов на 2014 год, являются голословными и не подтверждены материалами дела.
В силу частей 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме на срок не менее чем один год, и определяется с учетом предложений управляющей организации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является основной обязанностью обслуживающей организации - ЗАО НП РСК, исходя из необходимости обеспечения сохранности имущества собственников помещений многоквартирного дома, соблюдения их прав и законных интересов полагаю, что у Общества имелась возможность по осуществлению надлежащего содержания общего имущества - лестничных площадок и лестниц, в том числе путем постепенного восстановления отделки стен, а также внесения предложений собственникам об изменении размера платы.
Признавая ЗАО НП РСК виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, исхожу из того, что юридическое лицо к установленному сроку - к 29.11.2013 - не выполнило предписание госжилинспекции от 16.10.2012 по устранению нарушений требований по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Предписание основано на законе, выдано уполномоченным лицом и в установленном законом порядке не было оспорено ЗАО НП РСК, а потому подлежало исполнению в установленные сроки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что предписание вынесено 16.10.2012 года, его копия в тот же день вручена представителю ЗАО НП РСК Юзбекову Р.С., что подтверждается его подписью. Однако каких-либо мер, по своевременному устранению выявленных нарушений юридическим лицом не предпринято. Имеющиеся в деле материалы не содержат сведений о том, что обществообращалось в госжилинспекцию по Липецкой области с ходатайством о продлении сроков выполнения предписания в связи с их недостаточностью. Доказательств отсутствия возможности для выполнения предписания в срок с <ДАТА8> по <ДАТА3> не имеется. Проведение в многоквартирных домах по ул. <АДРЕС> и <АДРЕС> в 2013 году работ по переводу квартир на индивидуальное отопление не свидетельствует об отсутствии возможности у обслуживающей организации по ремонту подъездов.
При назначении наказания учитываю характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наступивших последствий, имущественное и финансовое положение юридического лица и полагаю возможным назначить наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 2.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Народное предприятие «Ремонтно-строительная компания» ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, юридический адрес Липецкая область, г. Данков, ул. Л.Толстого 34\1 привлечь к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Указанную сумму следует оплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Л.О. (Госжилинспекция Липецкой области)
По коду 01511690040040000140
ИНН 4826036760 р/с 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области БИК 044206001 ОКАТО 42401000000 КПП 482601001
Наименование платежа: штраф за административное правонарушение
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Данковский городской суд.
Мировой судья Г.А. Шатохина
Мотивированное постановление изготовлено 06 февраля 2014 года.