Дело №5-80/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возврате протокола об административном правонарушении
11 февраля 2021 года с.Курах<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан <ФИО1>, рассмотрев в порядке подготовки протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал,
УСТАНОВИЛ:
Мировому судье судебного участка №68 Курахского района Республики Дагестан поступил протокол серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены другие материалы дела.
Согласно ст.29.4 п.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из протокола об административном правонарушении серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> усматривается, что в нем не указано место совершения административного правонарушения (улица, номер дома, помещение и т.д.).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
К материалам дела приобщен протокол осмотра помещений, в котором не указана дата и время составления, а также отсутствуют подписи должностного лица составившего протокол и участвующего лица <ФИО2> в том числе о разъяснении ее прав и порядка производства осмотра.
Часть 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, физическое лицо, несет персональную ответственность при непосредственной реализации им алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, от которой он освобождается при наличии трудовых отношений: - с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции; - с организацией, не имеющей такой лицензии; - с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; - с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что <ФИО2> не состоит в трудовых отношениях с организацией.
Кроме того, для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ необходимо установить, что лицо осуществило незаконную розничную продажу алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции.
Понятие алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции приведено в Федеральном законе от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Между тем, представленные суду материалы не содержат доказательств, подтверждающих розничную продажу <ФИО2> алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции, поскольку в материалах дела отсутствует заключение эксперта, подтверждающее, что реализованная <ФИО3>спиртосодержащая продукция является алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Данная норма закона направлена на соблюдение процессуальных прав, в том числе, и права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в отношении <ФИО2> от <ДАТА8> этим требованиям закона не отвечает, поскольку, квалификация правонарушения не соответствует описанию события правонарушения.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от <ДАТА9> <ФИО2> <ДАТА9> в 09 часов 00 минут незаконно реализовала алкогольную продукцию пиво различного вида в период времени, когда его реализация запрещена, тем самым нарушила закон РД от 29.04.2013 г. № 27.
Однако санкция ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ предусматривает наказание за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В представленном материале отсутствует указание, процессуальное решение, что указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанные недостатки протокола об административном правонарушении не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела судом.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствует возможность рассмотрения дела по существу и вынесения законного и обоснованного решения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возвращения протокола серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, и приложенный к нему материал, в ОМВД России по <АДРЕС> району Республики <АДРЕС>, для устранения недостатков, выявленных судом.
Возвращая протокол об административном правонарушении и приложенный к нему материал, суд считает необходимым обратить внимание должностного лица, составившего протокол, на следующее.
Протокол об административном правонарушении, в силу ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 указанной статьи, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).
Таким образом, до внесения в протокол об административном правонарушении каких-либо изменений, лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, должно быть извещено об этом с указанием даты, места и времени внесения изменений, а также необходимости его присутствия. Внесенные изменения должны быть скреплены подписями должностного лица и правонарушителя, а копия протокола с внесенными изменениями - вручена ему. В случае неявки правонарушителя, изменения вносятся в его отсутствие, а копия протокола с внесенными изменениями направляется ему в течении трех дней (Сведения об извещении правонарушителя о необходимости явки для внесения изменений в протокол, а также о направлении ему копии протокола с внесенными изменениями, предоставляются в суд).
На основании изложенного, руководствуясь ст.25.1 и ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал, УУП ОМВД России по Дербентскому району <ФИО4> для устранения недостатков, выявленных судом.
Мировой судья <ФИО1>