Решение по делу № 5-282/2014 от 09.07.2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

09 июля 2014 года                                                                                                            г.о. Тольятти

Мировой судья судебного участка № 103 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области Скоромыкин С.А., рассмотрев административное дело №5-282/2014 по   ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Покрышкина <ФИО1>, <ДАТА2>», проживающего по адресу: Самарская область г. Тольятти, ул. Ленина, 64-85,

установил:

В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 28.03.2014 г. по 24.04.2014 г. ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» расположенного по адресу: <АДРЕС>, осуществляющего деятельность по резке, обработке и отделки камня для памятников, и в процессе деятельности которого осуществляется обращение (образование и накопление) с отходами производства и потребления, а именно:

- мусором от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (ФККО 9120040001004), класс опасности 4;

- отходами (мусор) от уборки территорий (ФККО 9120000000000), класс опасности 4;

- отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (ФККО 1871030001005), класс опасности 5;

- отходами потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) (ФККО 9120000000000), класс опасности 4,

было выявлено наличие нарушений требований ч.3 ст. 14, ч.3 ст. 18 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89 -ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» и в частности: в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствуют паспорта на отходы I - IV класса опасности, согласованные в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 1.12.2002г. № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов», что является нарушением ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не представлена в соответствующий территориальный орган Росприроднадзороа в установленный срок до 15.01.2013 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 г. в соответствии с приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30, что является нарушением ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не ведется учет в области обращения с отходами в порядке, установленном приказом Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011г. № 721, что является нарушением ч.1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как следует из протокола об административном правонарушении, факт обращения акт обращения (образования и накопления) ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с отходами производства и потребления подтверждается тем, что Общество накапливает отходы производства и потребления в металлическом контейнере, принадлежащем ГСК <НОМЕР> на открытой площадке по адресу <АДРЕС>;

на основании заключенного договора с ГСК  <НОМЕР> на предоставление коммунальных услуг от 02.02.2012 г. в соответствии с которым,  вывоз мусора и отходов осуществляет ГСК <НОМЕР>;

договором <НОМЕР> аренды нежилых помещений от 02.02.2012 г. между ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и Покрышкиным Ю.Г., в соответствии с которым вывоз отходов и их размещение оплачивается арендатором (ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>») отдельно;

договором между ГСК <НОМЕР> и Покрышкиным Ю.Г. от 02.02.2012 г. на размещение и вывоз отходов;

квитанциями по оплате Покрышкиным Ю.Г. счетов за вывоз отходов;

фотоматериалами.

Ведущий специалист <ФИО2> в суде показал, что на основании распоряжения руководства была проведена плановая выездная проверка ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Общество осуществляет хозяйственную деятельность, в ходе которой образуются отходы производства потребления I - IV класса опасности. Если организация передает отходы в собственность другому юридическому лицу для вывоза, то у Общества должен быть паспорт на данные виды отходов, согласно ФЗ - <НОМЕР> п.3 ст. 4. также они должны вести журнал учета в области обращения с отходами. В Обществе не ведется паспортизация отходов IV класса опасности, к которым он отнес мусор бытовой, образующийся от уборки территории, от бытовых помещений Общества, отходы от упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные. Он также привлек ГСК к ответственности за отсутствие паспортов отходов, непредставление в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора отчетности по отходам и отсутствие учета в области обращения с отходами, так как в ГСК много арендаторов, отходы которых они вывозят. Из разъяснения Управления Росприроднадзора следует, что паспортизацией отходов, которые передаются организацией, в которой образуются данные отходы, должны заниматься и в данной организации, и в той, которая получает отходы в собственность. ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов производства и потребления не осуществляет, однако ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет образование и накопление отходов производства.

Представитель Покрышкина Ю.Г.. - Покрышкина Е.С. в суде показала, что по договору аренды нежилых помещений ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» арендует у Покрышкина Ю.Г. нежилое помещение, находящееся на первом этаже д. 4Б по ул. <АДРЕС> в г. Тольятти, расположенном в ГСК <НОМЕР>. ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» занимается изготовлением памятников. Согласно договору аренды, арендодателю - Покрышкину Ю.Г. принадлежат все отходы, образующиеся в результате административно- хозяйственной деятельности ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». В свою очередь между Покрышкиным Ю.Г. и ГСК <НОМЕР> заключен договор на обеспечение складирования и вывоза отходов, которые Покрышкин Ю.Г. передает ГСК <НОМЕР> с правом собственности, за что Покрышкин Ю.Г. оплачивает выставляемые ГСК <НОМЕР> счета, что подтверждается квитанциями, представленными в материалы дела.

            ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» передало право собственности на отходы арендодателю - Покрышкину Ю.Г. в связи с тем, что для небольшого предприятия очень накладно заниматься деятельностью, связанной с отходами. в связи с изложенным считает, что директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Покрышкин Ю.Г. не является субъектом правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ.

            Специалист <ФИО3> в суде показала, что она является директором научно-технического центра «Промэкс - аудит», занимается проблемами отходов, ведет данное направление в крупных торгово-розничных предприятиях, таких как «Магнит», «Миндаль» и является специалистом по экологическому аудиту, являясь аудитором-экологом национальной экологической аудиторской палаты. Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имело право отчуждать отходы нелицензированной организации, передавая их в собственность. На отходы V класса опасности паспортизации не требуется, такой деятельностью не должно заниматься ни ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», ни то лицо, которому Общество передало отходы в собственность. ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не вело первичный учет образовавшихся отходов (необходимый для формирования отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов), поскольку не являлась собственником таковых, т.к. все отходы с момента их образования принадлежали арендодателю (физическому лицу) - Покрышкину Ю.Г.

            С 2012 г. по 2014 г. договор передачи отходов в собственность был заключен ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с физическим лицом - Покрышкиным Ю.Г., что не противоречит действующему законодательству и нормативно-правовым актам Министерства природных ресурсов РФ.

            Таким образом, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не занималось накоплением и размещением отходов, тем более сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов производства и потребления

Суд, выслушав представителя отдела экологического надзора, представителей Покрышкина Ю.Г., заключение специалиста, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет административную ответственность, в том числе должностных.

            Покрышкину Ю.Г. вменяется в вину несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при образовании и накоплении отходов производства и потребления.

   Согласно ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» занимается сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением либо иным обращением с отходами производства и потребления. в соответствии с договором аренды нежилого помещения между физическим лицом Покрышкным Ю.Г. и оо «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» все отходы образующиеся в результате административно-хозяйственной деятельности ОО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» являются собственностью Арендодателя - Покрышкина Ю.Г. Согласно договору между Покрышкиным Ю.Г. и ГСК <НОМЕР> накопление отходов поступающих от Покрышкина Ю.Г. как физического лица, осуществляет ГСК <НОМЕР> в специально отведенных для этого местах. Из изложенного следует, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не занимается деятельностью связанной с накоплением отходов.

В свою очередь ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает ответственность за действия (бездействия) завязанные с образовании отходов производства и потребления.

            Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения, что директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»- Покрышкин Ю.Г. допустил нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, являющихся основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ      

            Суд исследовал вопрос привлечения надлежащего субъекта правонарушения.

            Исходя из показаний представителя Покрышкина Ю.Г. и исследованных судом документов: договора аренды нежилых помещений между Покрышкиным Ю.Г. и ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»,  договора о предоставлении коммунальных услуг между ГСК <НОМЕР> и ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», договора на размещение и вывоз отходов между ГСК <НОМЕР> и Покрышкиным Ю.Г., суд приходит к выводу, что директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» - Покрышкин Ю.Г. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

            Согласно ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

            В соответствии с ч.3 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

            Согласно ч1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

            В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", которая корреспондируется со ст. 209 ГК РФ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

            Суд считает, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», заключив с физическим лицом Покрышкиным Ю.Г. договор аренды нежилого помещения в соответствии с которым передало право собственности на образующиеся у него отходы другому лицу, на которое по смыслу закона и переходят обязанности, предусмотренные ФЗ "Об отходах производства и потребления" связанные с  обращением с отходами.

            Тот факт, что собственником отходов являлся Покрышкин Ю.Г., подтверждают и представленные в суд счета по оплате за мусор между Покрышкиным Ю.Г. и ГСК <НОМЕР>, выставляемые последним в соответствии с договором между Покрышкиным Ю.Г. и ГСК <НОМЕР>, который в конечном итоге и занимался обращением с полученными в собственность от Покрышкина Ю.Г. отходами.

            Таким образом, принимая во внимание, что ФЗ "Об отходах производства и потребления" не предусматривает обязанность физического лица вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, суд считает, что вести учет и предоставлять отчетность об образовании, использованию, обезвреживанию и размещению отходов должно производить то юридическое лицо, которому отходы были переданы в собственность на основании договора и которое, таким образом, взяло на себя бремя содержания отходов, в том числе и ответственность за несоблюдение экологических требований в сфере обращения с отходами.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10, п.2 ч.1 24.5 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

            Производство по делу об административном правонарушении в отношении Покрышкина <ФИО1> по ст. 8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в течение 10 суток, со дня получения копии постановления,  через мирового судью судебного участка № 103 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области

Мировой судья                                                                      С.А. Скоромыкин.