ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
село Богатое Самарской области 19 марта 2020 года
Мировой судья судебного участка № 126 Богатовского судебного района Самарской области Донских Лилия Николаевна, с участием защитника О.В. Шабанова, при секретаре Н.А. Зайкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № 5-39/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области (ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, место нахождения: 446630, <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 46),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении серии 63 АА <НОМЕР> от <ДАТА2> Администрацией сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области в нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА3> N 1090 "О Правилах дорожного движения", и п. 8.8 "ГОСТ Р 50597-2017. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Приказом Росстандарта от <ДАТА4> N 1245-ст, не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в зимний период, поскольку на момент проверки <ДАТА2> в период с 10:30 часов до 11:10 часов на ул. <АДРЕС>, 27, с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области допущено формирование снежных валов ближе 10 м от пешеходного перехода, на ул. <АДРЕС>, 3 с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области допущено формирование снежных валов на мостовом сооружении через овраг, и на ул. <АДРЕС>, д. 1 - д. 21 допущено формирование снежных валов на бордюрном камне тротуара.
Таким образом, Администрация сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник юридического лица О.В. Шабанов вину в совершении вменяемого юридическому лицу административного правонарушения не признал, пояснил, что ввиду обильного снегопада в первую очередь расчищалась проезжая часть улиц, а уже затем снежные валы. Защитник О.В. Шабанов полагал, что должностным лицом <ФИО1> не соблюден срок проведения проверки - 6 часов после окончания снегопада, а в случае назначения административного наказания юридическому лицу просил применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации.
<ФИО1>, составивший протокол об административном правонарушении, в судебном заседании показал, что <ДАТА2> он совместно с помощником прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области Асановым, представителем Администрации сельского поселения <АДРЕС> <ФИО3> и представителем индивидуального предпринимателя <ФИО4> (подрядчика) проводил проверку состояния улично-дорожной сети с. <АДРЕС>. В результате проверки были выявлены нарушения, не связанные со своевременностью очистки от снега улиц и обочин, а именно: валы ближе 10 м от пешеходного перехода и на тротуаре, а также на мостовом сооружении, что недопустимо. <ФИО1> были составлены акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, выданы предписания об устранении выявленных недостатков, в отношении Администрации сельского поселения <АДРЕС> составлен протокол об административном правонарушении.
Заслушав объяснения защитника О.В. Шабанова, показания <ФИО1>а, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав представленные материалы дела, включая протокол об административном правонарушении серии 63 АА <НОМЕР> от <ДАТА2>, акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от <ДАТА2> <НОМЕР>, <НОМЕР> и <НОМЕР> с прилагаемыми фотоматериалами, копию дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, и другие материалы дела, суд считает, что доказательства, исследованные в судебном заседании, являются допустимыми и достаточными для вывода о наличии в совершенном юридическим лицом деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет применение меры административного наказания, предусмотренной санкцией данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Росстандарта Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля." (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу требований пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается:
- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости;
- ближе 10 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств;
- на тротуарах.
Согласно материалам дела в рамках проведения <ДАТА2> должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Борский» контрольных мероприятий за состоянием улично-дорожной сети с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области выявлены недостатки в содержании ул. <АДРЕС> и ул. <АДРЕС>, угрожающие безопасности дорожного движения, поскольку на момент проверки на ул. <АДРЕС>, 27, с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области допущено формирование снежных валов ближе 10 м от пешеходного перехода, на ул. <АДРЕС>, 3 с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области допущено формирование снежных валов на мостовом сооружении через овраг, и на ул. <АДРЕС>, д. 1 - д. 21 допущено формирование снежных валов на бордюрном камне тротуара.
Указанные нарушения отражены в актах выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 28 января 2020 г. № 9, № 10 и № 11.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Учитывая положения перечисленных выше норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия Администрацией сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области всех зависящих от нее мер для выполнения обязанности по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
С учетом положений статей 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд полагает, что Администрацией сельского поселения <АДРЕС> не были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению установленных законодательством требований в целях недопущения совершения нарушения. Доказательств невозможности исполнения требований законодательства Администрацией сельского поселения <АДРЕС> не представлено. При таких обстоятельствах суд полагает вину Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области в совершении вменяемого административного правонарушения установленной.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов.
В условиях, когда нижняя граница административного штрафа для юридического лица за совершение административного правонарушения составляет более ста тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа, назначаемого судом может быть снижен судом ниже низшего предела на основе требований Конституции Российской Федерации, в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Статья 4.1 КоАП Российской Федерации дополнена частями 3.2 и 3.3, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП Российской Федерации, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП Российской Федерации.
Являясь исполнительно-распорядительным органом сельского поселения <АДРЕС> и некоммерческой организацией, Администрация сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области наделена полномочиями, в том числе, по решению вопросов местного значения.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в силу части 1 статьи 12.34 КоАП Российской Федерации, может повлечь наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, что в данном случае является для Администрации сельского поселения <АДРЕС> весьма обременительным и избыточным.
Принимая во внимание статус юридического лица, являющегося органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств местного бюджета, его реальное имущественное и финансовое положение, с учетом общих правил назначения административного наказания, закрепленных статьей 4.1 КоАП Российской Федерации, - возможности назначения юридическим лицам административного штрафа, соразмерного всем обстоятельствам, характеризующим конкретное административное правонарушение и юридическое лицо, виновное в его совершении, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, суд считает возможным применить ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и назначить Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. В противном случае привлечение Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 200000 до 300000 рублей будет сопровождаться такими существенными обременениями, которые могут оказаться для Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области непосильными и привести к самым серьезным последствиям.
На основании изложенного, руководствуясь ч.ч. 1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1, ч. 1 ст. 12.34, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 6317021970, ░░░ 631601001, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░/░ 40101810822020012001, ░░░ 043601001, ░░░ 18811601123010000140, ░░░░░ 36612408, ░░░ 18810463200270000347.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░