Дело 5-450/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 июня 2015 года г. Ухта РК
Мировой судья Чибьюского судебного участка города Ухты Республики Коми Семяшкина В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»,
материал об административной ответственности за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), предусмотренной ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
При проведении внеплановой проверки с <ДАТА2> по <ДАТА3> в подразделениях Северного регионального управления ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», расположенного по адресу: <АДРЕС>, установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» не выполнило в срок до <ДАТА4> предписание отдела государственного контроля и надзора в РК СЗМТУ Росстандарта <НОМЕР> от <ДАТА5> (пункты <НОМЕР>), п. 2 не выполнен частично, а именно:
- поступление топлива на АЗС Усинского, Печорского, Интинского, Воркутинского, Сыктывкарского регионов сопровождается 2 паспортами: завода-изготовителя, с указанием декларации о соответствии завода-изготовителя; - ООО «ЛУКОЙЛ-СЗН» с испытаниями по 2-7 показателям в лабораториях ООО «Н» (Усинск), лаборатории контроля качества ООО «ЛУКОЙЛ-СЗН» (г. <АДРЕС>, г. <АДРЕС>, г. <АДРЕС> с указанием декларации о соответствии завода-изготовителя. В нарушение п. 4.13 ТР ТС 013/2011 продукция сопровождалась двумя паспортами. Не представлена информация о сопровождении топлива одним паспортом (п. 3);
- не представлены декларации соответствия собственных нефтебаз, АЗС, реализующих топливо мелким оптом. В нарушении статьи 6 ТР ТС 013/2011 отсутствует подтверждение соответствия продукции установленным требованиям в форме декларации о соответствии, оформляемое нефтебазами принадлежащими ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Не представлены декларации о соответствии, оформленные ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» при выпуске в обращение топлива с Усинской нефтебазы, Воркутинской нефтебазы, Интинской нефтебазы, Печорской нефтебазы (п. 4);
- в Усинском, Сыктывкарском, Воркутинском, Ухтинском подразделении не проводится анализ нефтепродуктов в объеме требования нормативного документа ТР ТС 013/2011. В нарушение п. 4.13 ст. 4 ТР ТС 013/2011, п. 4.5, 4.6 Правил технической эксплуатации нефтебаз (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года № 232) анализ нефтепродуктов в объеме требования нормативного документа ТР ТС 013/2011 не проводится. Не представлено паспортов на топливо, выпускаемое в обращение Усинским, Сыктывкарским, Воркутинским, Ухтинским подразделениями Северного регионального управления ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», оформленными на основании анализа нефтепродуктов в объеме требования нормативного документа ТР ТС 013/2011. С учетом проведения нефтебазами технологических операций (слив, смешение партий нефтепродуктов), результатом которых могут быть изменения качества поступившей продукции, реализация топлива с нефтебаз с паспортом НПЗ, содержащим фактические данные НПЗ, является нарушением порядка и введением в заблуждение потребителя (п.5);
- В паспортах качества нефтепродуктов отсутствует информация: местонахождение-страна изготовителяв паспортах ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ООО «Т», ИЛ СП ОАО «К». В паспортах от ООО «ТЗК-РТ», ИЛ СП ОАО «К», лаборатории качества нефтепродуктов «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» указаны результаты фактических испытаний в лабораториях по 2-5 показателям и значениям паспортов завода-изготовителя. В паспортах качества ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» указывается страна-изготовитель. К паспортам завода-изготовителя претензий по фактическим значениям не предъявлялось. Претензии по вторым паспортам нефтебаз не устранены: указаны результаты фактических испытаний в лабораториях по 2-5 показателям и значениям паспортов завода-изготовителя(п.2).
Таким образом,ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» нарушило требования ст. 6, п. 4.13 ст. 4 ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (отсутствует подтверждение соответствия продукции установленным требованиям в форме декларации о соответствии, оформляемое нефтебазами принадлежащими ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»; каждая партия топлива, выпускаемая в обращение с нефтебаз принадлежащих ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», не сопровождается документом о качестве), а также требования п. 4.5, 4.6 Правил технической эксплуатации нефтебаз (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года № 232): нефтепродукт, отпускаемый с нефтебаз принадлежащих ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» не сопровождается паспортом качества на партию нефтепродуктов, заполненном в объеме требований нормативного документа и информацией об обязательном подтверждении соответствия, т.е. юридическое лицо совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель отдела государственного контроля и надзора в РК СЗМТУ Росстандарта Андреева Л.Н., действующая по доверенности, на привлечении юридического лица к административной ответственности настаивала.
Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Сериков С.В., действующий по доверенности, в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признал, суду пояснил, что наличие двух паспортов не нарушает требования законодательства, паспорт качества нефтепродуктов завода-изготовителя и аккредитованной лаборатории являются разными документами, поскольку содержат разную информацию. ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» не осуществляет выпуск топлива и обращение (первичный переход топлива от изготовителя к потребителю). Действия, связанные со сливом бензина и дизельного топлива одних марок, но из разных партий не направлены на производство новой продукции и выпуск ее в обращение, поскольку данное действие не меняет показателей продукции, так как на нефтебазе исключается возможность смешения нефтепродуктов различных марок. При таких обстоятельствах юридическое лицо не является изготовителем продукции. Общество, согласно терминологии и определений (п.2.1 ст.2), закрепленных в Техническом регламенте 013/2011, является продавцом, то есть юридическим лицом, осуществляющим оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю. Также пунктом 2.1. статьи 2 предусмотрено, что обращение топлива на рынке - это этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение. Соответственно анализ нефтепродуктов в объеме требований Технического регламента ТС 013/2011 должен производиться заводом-изготовителем и только при выпуске топлива в обращение. При этом Технический регламент ТС 013/2011 не содержит в себе требований, охватывающих этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, которые обязывают продавца нефтепродуктов проводить анализ нефтепродуктов в объеме требовании Технического регламента ТС 013/2011. Вывод административного органа о возможном смешении в одном резервуаре нефтебазы одной и той же марки топлива нефтепродукта, поступившего от разных изготовителей, и соответственно ни одна декларация о соответствии, выданная изготовителем, не может распространяться на топливо, находящегося в резервуаре нефтебазы, и, следовательно, не может, сопровождать топливо на дальнейших этапах обращения, является не доказанным. Наличие технической возможности не является фактическим подтверждением совершения вышеуказанных действий по смешению нефтепродуктов, какие - либо экспертизы, показания свидетелей, документальное подтверждение смешения нефтепродукта в материалах дела отсутствуют и административным органом не выяснялись. В предписании административного органа <НОМЕР> от <ДАТА7> указано на необходимость выполнения Обществом-продавцом анализов нефтепродуктов в объеме требования нормативного документа Технического регламента ТС 013/2011 и необходимости декларирования нефтепродуктов в соответствии с последним. Вместе с тем Технический регламент ТС 013/2011, на которое ссылается должностное лицо административного органа, не содержит норм, возлагающих на Общество обязанность оформлять декларации о соответствии нефтепродуктов и проводить анализ нефтепродуктов на этапах обращения топлива на рынке. Согласно действующим нормам общество обязано производить контроль качества нефтепродуктов с составлением необходимых документов, при этом требований о необходимости дополнительного декларирования уже паспортизированного нефтепродукта Техническим регламентом ТС № 013/2011 не предусмотрено. Таким образом, позиция административного органа, в соответствии с которой хранение топлива приравнивается к изготовлению топлива (первичному выпуску топлива в обращение), незаконна, обязанность делать паспортизацию топлива на нефтебазе в полном объеме и в соответствии с требованиями Технического Регламента является экономически нецелесообразным как для продавцов, так и для потребителей.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; изготовителем является юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС; потребителем - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд; продавцом - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС; партия топлива - это количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом).
Согласно п. 3.1. 3.2 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о: наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
В соответствии с п. 6.1 данного нормативного акта перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
Согласно ст. 6.2.2 ТР ТС 013/2011 для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе: протокол (протоколы) испытаний топлива; копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии); документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт); копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии); декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
Пунктом 4.13 ст. 4 вышеуказанного Технического регламента предусмотрено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
В соответствии с п. 4.5 Приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232 "Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4785) нефтепродукт, поступающий на нефтебазу или отпускаемый с нефтебазы, должен сопровождаться паспортом качества на партию нефтепродуктов, заполненным в объеме требований нормативного документа, и информацией об обязательной сертификации (декларации) для нефтепродуктов, если они подлежат обязательной сертификации. Пунктом 4.6 данного Приказа предусмотрено, что любое количество нефтепродукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве, рекомендуется называть изготовленной партией. На такую партию оформляется паспорт нефтебазы, в котором указываются фактические результаты испытаний этой конкретной партии, хранящейся на нефтебазе.
Согласно Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.20113 № 231, нефтепродуктообеспечение - процесс перемещения нефтепродуктов основными видами транспорта (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, речной и морской) от районов производства в районы потребления. Прием, хранение и отпуск нефтепродуктов в организациях (нефтебазы, склады горюче-смазочных материалов, стационарные и передвижные автозаправочные станции и автозаправочные комплексы) осуществляют в необходимых количествах и ассортименте нефтепродуктов с целью удовлетворения потребительского спроса. Паспорт качества нефтепродукта - документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний. (п.2) По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверяются данные паспортов с требованиями нормативного документа; при сливе нефтепродукта в резервуар на остаток нефтепродукта той же марки после двухчасового отстоя продукта отбирается объединенная проба и проводится контрольный анализ; разрешается слив нефтепродуктов, поступивших автомобильным транспортом, при наличии паспорта качества поставщика после проверки: плотности, цвета, прозрачности нефтепродукта, отсутствия воды и механических примесей. (п. 6.2) При отпуске нефтепродуктов необходимо также оформить паспорт качества и передать его для отправки (п. 6.19).
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» является оптовая реализация продукции через нефтебазы, а также обеспечение потребителей нефтепродуктами через сеть АЗС.
С учетом проведения нефтебазами технологических операций (слив, смешение партий нефтепродуктов), результатом которых могут быть изменения качества поступившей продукции, по смыслу п. 2.1 ТР ТС 013/2011 нефтебаза относится к изготовителю топлива, поскольку при реализации топлива с нефтебазы происходит первичный переход паспортизированного топлива, на которое оформляется новый паспорт, к потребителю АЗС, то есть юридическое лицо реализует топливо и является ответственным за его соответствие требованиям Технического регламента ТС, и в соответствии с п. 6.1 ТР ТС 013/2011 перед выпуском продукции в обращение должна провести подтверждение соответствия топлива требованиям в форме декларирования соответствия.
При этом сопровождение поставляемого с нефтебазы топлива сразу двумя паспортами, один из которых выдан заводом - изготовителем, а другой - нефтебазой, противоречит самому смыслу паспортизации, поскольку эти паспорта содержат различную информацию (первый о качестве партии продукта, поступившего па нефтебазу с завода-изготовителя, второй - о качестве партии продукта, отпущенного непосредственно с нефтебазы), то есть подтверждает качество конкретной партии нефтепродукта, который находится в обороте, что может ввести в заблуждение потребителя о действительных свойствах продукта и его соответствии с требованиями ТР ТС.
При вышеизложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что предписание является законным и обоснованным, выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержит в себе характеристику допущенных нарушений и требование об их устранении, мировой судья приходит к выводу, что в бездействии юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, его материальное положение, отсутствие отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств, руководствуясь ст. 19.5 ч.1 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит зачислению: ИНН/КПП 7839304330/783901001, Счет № 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу УФК МФ по Санкт-Петербургу (СЗМТУ Росстандарта, 190005 г. С.-Петербург, Московскийпр., 19, литер У л/счет: 04721781530) БИК 044030001 ОКТМО 40305000 КБК: 17211690010016000140 «Назначение платежа: административный штраф, Решение суда от «___»_________2015».
Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд РК в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью Чибьюского судебного участка г. Ухты РК.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Чибьюского судебного участка г. Ухты РК в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. В случае отсутствия сведений об оплате административного штрафа данное постановление будет направлено на принудительное исполнение в службу судебных приставов.
Мировой судья Семяшкина В.С.