О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращение протокола об административном правонарушении
р.п. Чунский 16 мая 2019 года
Мировой судья 114 судебного участка Чунского района Иркутской области Черепанова С.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, представленные ОМВД России по Чунскому району, в отношении гр. Попова Егора Валерьевича по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ОМВД России по Чунскому району представлен мировому судье протокол об административном правонарушении в отношении гр. Попова Егора Валерьевича, по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ - нанесение побоев.
Изучив материалы представленного дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к выводу о невозможности его рассмотрения в судебном заседании, по следующим основаниям: протокол об административном правонарушении от 05 мая 2019 года составлен с нарушениями требований ст. 28.2 КоАП РФ. В пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2. КоАП РФ, и иных сведений, в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Так действия Попова Егора Валерьевича УУП ОМВД России по Чунскому району квалифицированы по ст. 6.1.1 КоАП РФ. Фабула ст. 6.1.1 КоАП РФ, предусматривает ответственность лица за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Следует учитывать, что побои, характеризующиеся многократным нанесением ударов (не менее трех), не образуют особого вида повреждений: в одних случаях они выступают в качестве способа действия и причинения вреда (например, легкого вреда здоровью, истязания, хулиганства и т.д.), в других - самостоятельных преступных актов поведения, наказуемых по ст. 115 УК РФ. Если от побоев возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести (ст. ст. 111, 112 УК и др.). В свою очередь при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол, не изложены обстоятельства, позволяющие определить способ нанесения побоев, либо иных насильственных действий, причинивших физическую боль, не указано как именно руками и ногами (правой/левой, ладонью, рукой, сжатой в кулак, коленом и прочее) и куда именно (в какую часть лица и тела потерпевшего) нанесены повреждения. Также из протокола неясно какие последствия наступили от совершенного деяния: «…причинив телесные повреждения в виде кровоподтеков и ссадин на лице и теле, относятся к категории повреждений не причинивших вред здоровью, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ». Несмотря на имеющееся в представленных материалах заключение эксперта <НОМЕР> от <ДАТА4>, согласно которого у потерпевшего обнаружен ряд телесных повреждений, в протоколе телесные повреждения не конкретизированы.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении подробно не указано место совершения правонарушения (в каком месте озера, с какой его стороны, на каком расстоянии от недвижимого объекта р.п.Лесогорска и пр.).
Объяснения, полученные должностным лицом, составившим протокол, от потерпевшего <ФИО1>, достигшему возраста 16 лет, и его законного представителя <ФИО2> не могут быть признаны доказательствами по делу, так как объяснения указанных лиц отобраны с нарушением нормам законодательства об административных правонарушениях, а именно потерпевший и его законный представитель не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, при этом законному представителю потерпевшего не разъяснены положения ст.25.3 КоАП РФ. Свидетелям <ФИО3> и <ФИО4>, не достигшим возраста 16 лет, не разъяснена необходимость правдиво излагать обстоятельства правонарушения, свидетелями которого они являются. Все перечислены объяснения выполнены нечитаемым почерком.
В свою очередь экспертиза назначена и проведена в рамках проверки в порядке ст.143-144 УПК РФ, при этом материалы доследственной проверки и сведения о принятом решении по ее результатам (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) в материалах отсутствуют.
Перечисленные упущения должностного лица, составившего протокол, являются существенным нарушением норм административного законодательства.
При отсутствии в протоколе об административном правонарушении подробного описания самого события административного правонарушения судья объективно лишен возможности установить, имеется ли в действиях лица, в отношении которого такой протокол составлен, состав вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в частности, разрешается вопрос о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Допущенные существенные нарушения по делу об административном правонарушении в связи с неправильным составлением протокола, неполнотой представленных материалов не могут быть восполнены при рассмотрении дела у мирового судьи, поскольку материалы дела содержат неустранимые в судебном заседании нарушения административного законодательства, в связи с чем у суда отсутствует возможность применения санкции ст. 6.1.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению в ОМВД России по Чунскому району, в связи с неправильным составлением протокола об административном правонарушении, неполнотой представленных материалов для устранения соответствующих недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.28.8 и ст. 29.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Материалы дела об административном правонарушении, представленные ОМВД России по Чунскому району по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении гр. Попова Егора Валерьевича возвратить в орган, должностному лицу, составившему протокол, для устранения указанных недостатков, в срок не более трех суток со дня получении от судьи.
Мировой судья Черепанова С.Е.
Копия верна
Мировой судья____________________________________