Дело № 2-340/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2013 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре А.В. Ромашевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумкина В.С. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок,
установил:
Сумкин В.С. обратился в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что хх.хх.хх г. он обратился в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении его многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Республики Карелия от 30.11.2011 N 1 560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия». До настоящего времени его заявление не рассмотрено, ответчик постоянно требует предоставить новые документы.
В очередной раз по требованию ответчика, уточняя свои требования и представляя необходимые документы истец просил предоставить его многодетной семье земельный участок площадью ... га, расположенный по адресу ..., кадастровый номер №, целевое назначение - для индивидуального жилищного строительства.
На указанное обращение ответа истец не получил, участок его семье не был предоставлен. Истец считает бездействие ответчика противоречащим положениям ст.28 Земельного кодекса РФ, Закону PK N 1560-ЗРК.
Истец просил признать бездействие Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, выразившееся в непринятии решения по его заявлению, незаконным; обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить его многодетной семье (в составе: ...) бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью ... га, расположенный по адресу ..., кадастровый номер № в срок не более 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет иска, просил признать незаконным, нарушающим права и законные интересы многодетной семьи истца решение администрации района об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в ... с кадастровым номером № и обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия предоставить его многодетной семье (в составе: ...) в собственность бесплатно в порядке очередности поступления заявлений земельный участок общей площадью ... га, для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Казаков С.А., поддержал заявленные требования, считал доказанным нарушение прав истца, выраженное в бездействии администрации района на протяжении длительного времени в непринятии решения по его заявлению.
Представитель ответчика по доверенности Ульянова А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считала, что права ответчика администрацией не нарушены, его заявление было подано со всеми необходимыми документами хх.хх.хх г., за семьей истца хх.хх.хх г. было признано право на предоставление участка бесплатно как многодетной семье.
Третье лицо Андриянов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд заслушав, лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 10 ст. 3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Согласно п. 1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 г. №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».
Частью 1 ст. 2 указанного Закона Республики Карелия предусмотрено, что бесплатное предоставление в собственность земельных участков многодетным семьям осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия и соответствуют критериям многодетной семьи, установленным пунктом 2 части 2 статьи 1 настоящего Закона.
Земельные участки на основании настоящего Закона предоставляются многодетным семьям однократно в общую долевую собственность всем членам многодетной семьи в равных долях.
Из содержания указанной нормы следует, что уполномоченный на предоставление земельных участков орган при принятии соответствующего решения должен руководствоваться критериями, существующими на день подачи заявления о предоставлении земельного участка, то есть день, когда лицо, имеющее соответствующее право, выразило свою волю на его использование, а не на день вынесения решения, таким образом, семья должна соответствовать понятию многодетной и иметь в своем составе троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления.
Земельный участок предоставляется в собственность многодетной семье на основании заявления, поданного одним из родителей (супругов), являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган. К заявлению о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление) прилагаются: 1) документы, удостоверяющие личности членов многодетной семьи (паспорта, свидетельства о рождении детей); 2) документы, подтверждающие усыновление (удочерение) (при наличии усыновленных (удочеренных) детей); 3) документы, подтверждающие состав многодетной семьи и проживание членов многодетной семьи на территории Республики Карелия (свидетельство о заключении брака (при наличии), для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства); 4) документы, подтверждающие обучение совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 5) документы, подтверждающие прохождение совершеннолетними детьми в возрасте до 23 лет военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (справка из войсковой части).
Все документы предоставляются с одновременным предоставлением их копий. Копии документов заверяются лицом, принимающим документы. Подлинники документов возвращаются заявителю.
Решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 настоящего Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления.
Уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале учета заявлений с присвоением порядкового номера в день получения заявления.
Из указанных положений Закона не следует возможность истребования дополнительных документов у заявителя.
В судебном заседании установлено, что заявление Сумкина В.С. о предоставлении его многодетной семье земельного участка поступило в администрацию района хх.хх.хх г.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям от хх.хх.хх г. семье Сумкина В.С. рекомендовано предоставить заверенные копии паспортов на его имя и на имя его супруги.
Выписка из указанного протокола была направлена Сумкину В.С. хх.хх.хх г.
Копии паспортов Сумкиным В.С. были предоставлены в администрацию района хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. к ранее поданному заявлению Сумкин В.С. дополнительно представил копию свидетельства о рождении четвертого ребенка, хх.хх.хх г. рождения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям от хх.хх.хх г. семье Сумкина В.С. рекомендовано предоставить справку о регистрации по месту жительства и постоянном проживании всех членов семьи на территории Республики Карелия.
Указанная справка была предоставлена Сумкиным В.С. хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. Сумкин В.С. подал дополнительно к ранее поданному заявлению заявление о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером №, с приложением схемы с указанием места расположения участка.
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям от хх.хх.хх г. семья Сумкина В.С. и К. состоящая из ... человек была признана соответствующей требованиям ст. 2 ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия». Также было решено: отделу архитектуры и управления земельными ресурсами подготовить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в ... ориентировочной площадью ... кв.м., согласно приложенной схеме.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям от хх.хх.хх г. комиссия решила включить семью Сумкина В.С. и К. в список многодетных семей для предоставления земельных участков, включенных в перечень и предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.
Таким образом, на момент принятия заявления истца администрацией района, семья Сумкина В.С. отвечала критериям многодетной семьи, его заявление было принято администрацией, к заявлению прилагались необходимые документы.
Однако администрацией района данное заявление рассмотрено не было, решение по нему не принималось. Только хх.хх.хх г. заявителю было направлено уведомление о необходимости представить копии паспортов.
По мнению суда, обстоятельство того, что заявителем изначально не были представлены копии паспортов, не должно являться основанием считать, что заявитель хх.хх.хх г. подал заявление в ненадлежащем виде и эта дата не является датой подачи заявления.
Как указывает ответчик, в полном объеме документы истцом были поданы хх.хх.хх г., соответственно, с этой даты заявление Сумкина В.С. считается поступившим в администрацию района.
По мнению суда, учитывая, что заявление Сумкина В.С. было принято хх.хх.хх г. без копий паспортов, при этом только хх.хх.хх г. было принято решение о том, что заявителю следует представить копии паспортов, направленное хх.хх.хх г. заявителю, в данном случае имеется вина администрации в том, что заявителю своевременно не сообщили о необходимости представить копии документов.
Обстоятельство того, что в семье Сумкина В.С. родился четвертый ребенок, не являлось препятствием для своевременного рассмотрения заявления Сумкина В.С., у администрации не было необходимости запрашивать дополнительные документы.
По мнению суда, датой подачи истцом заявления является хх.хх.хх г., и администрация района должна была принять своевременно решение по данному заявлению исходя из тех обстоятельств, которые имелись на дату подачи заявления.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года № 29-П «О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним» (действовавшим на дату подачи заявления) земельные участки многодетным семьям предоставляются в порядке очередности поступления заявлений.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства того, что заявление Сумкина В.С. длительное время не было рассмотрено по вине ответчика, исходя из интересов всех несовершеннолетних членов семьи истца, суд считает необходимым обязать администрацию района предоставить многодетной семье истца в составе из шести человек бесплатно в порядке очередности поступления заявлений земельный участок для индивидуального жилищного строительства, исходя из даты поступления заявления хх.хх.хх г.
Требования истца о признании незаконным решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в ... с кадастровым номером № суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, хх.хх.хх г. в администрацию района поступило заявление М., которой испрашивался земельный участок в границах кадастрового квартала № площадью ... кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в газете «Прионежье» № от хх.хх.хх г. было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в границах кадастрового квартала №, расположенного в ..., площадью ... кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
На указанное сообщение в администрацию района поступили еще два заявления от граждан о предоставлении участка в аренду.
После постановки земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет, администрацией района было принято постановление от хх.хх.хх г. «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в ...».
На настоящий момент с победителем аукциона заключен договор аренды земельного участка.
Таким образом, на момент обращения Сумкина В.С. с заявлением в администрацию района, в администрации имелись заявления от иных граждан, обратившихся ранее за предоставлением участка, в связи с чем согласно требованиям закона администрация была обязана провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для признания отказа администрации района в предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером № незаконным, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Сумкина В.С. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района обязанность предоставить многодетной семье Сумкина В.С. в составе Сумкина В.С., К., несовершеннолетних А., Р., П., В. в собственность бесплатно в порядке очередности поступления заявления земельный участок для индивидуального жилищного строительства исходя из даты поступления заявления хх.хх.хх г.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 14 августа 2013 года.