дело № 5-1048/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
04 мая 2018 года город Елизово, Камчатского края ул. 40 лет Октября, д.7 «а», каб.115
Мировой судья судебного участка № 21 Елизовского судебного района Камчатского края Обрезкова Марина Валентиновна, исполняя обязанности мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края, при секретаре Жуковой А.С., с участием представителя юридического лица - Миловановой Т.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива «Заозерный», юридический адрес: Камчатский край, Елизовский район, п. Николаевка, ул. Советская, д. 33 «а», фактический адрес: Камчатский край г. Петропавловск-Камчатский, ул. Новая, д. 1 «а», ИНН 4101085400, КПП 410501001, ОГРН 1034100641079, дата регистрации юридического лица - 05.01.2003,
у с т а н о в и л:
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Заозерный» (далее по тексту - СХПК «Заозерный»), зарегистрированный по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Николаевка, ул. Советская, д. 33 «а», при проведении внеплановой выездной проверки, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 30.01.2018 (далее по тексту - Инспекция) в период с 20 февраля по 01 марта 2018 года не обеспечил участия представителя юридического лица в проведении проверки и не предоставил документы необходимые для ее проведения. В результате чего, СХПК «Заозерный» до окончания проверки 01.03.2018 воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверок, что повлекло невозможность ее завершения.
СХПК «Заозерный», о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представитель юридического лица СХПК «Заозерный» Милованова Т.В. действующая на основании доверенности от 20.02.2018, вину в совершении административного правонарушения не признала по основанием, указанным в письменном ходатайстве, представленном в суд и просила прекратить в отношении СХПК «Заозерный» дело об административном правонарушении в виду отсутствия в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Пояснила, что деятельность должностного лица Инспекции является незаконной, поскольку государственный инспектор труда пыталась провести проверку СХПК «Заозерный» на основании распоряжения, составленного с нарушением норм действующего законодательства, где не был указан юридический адрес СХПК «Заозерный». Кроме того, в силу п. 5 ст.10 ФЗ № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч.2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц. В адрес Инспекции был направлен запрос о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, ответ до настоящего времени не получен. Председатель, либо представитель СХПК «Заозерный» не были ознакомлены с административным регламентом проведения мероприятий по контролю и порядку его проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности. Кроме того, плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ. В соответствии с п. 4 ст.11 ФЗ № 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, орган государственного контроля (надзора), направляют в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В соответствии с п. 5 ст.11 ФЗ № 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), указанные в запросе документы. В соответствии с п. 10 ст.11 ФЗ № 294-ФЗ должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), установит признаки нарушения обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки. В соответствии с п. 11 ст.11 ФЗ № 294-ФЗ при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) не вправе требовать у юридического лица, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора). Таким образом, с учетом вышеизложенного считает, что СХПК «Заозерный» не воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению внеплановой выездной проверки, а лишь требовал от должностного лица государственного инспектора труда Павленко И.А. исполнения своих обязанностей. Государственный инспектор труда в Камчатском крае Павленко И.Л. необоснованно составила протокол об административном правонарушении от 14.03.2018 года в отношении СХПК «Заозерный» по ст. 19.4.1 ч.2 КоАП РФ, так как в действиях СХПК «Заозерный» отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании от 03.05.2018 представителем юридического лица Миловановой Т.В. представлено дополнительное письменное ходатайство, согласно которому, Нигмендьянова И.В. никогда не работала в СХПК «Заозерный». Таким образом, должностное лицо Инспекции не установив данные заявителя, чьи права якобы нарушены, незаконно вынесло распоряжение о проведении проверки юридического лица. Кроме того, не верно установлено время совершения правонарушения 02.03.2018, поскольку срок проверки продлен до 23.03.2018. Таким образом в период с 30.01.2018 по 23.03.2018 Инспекцией в отношении СХПК «Заозерный» проведена проверка, по результатам которой 14.03.2018 в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, при этом акт по результатам проверки предоставлен для ознакомления СХПК «Заозерный» не был, чем грубо нарушены права юридического лица.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ административным правонарушением признается воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
В соответствии с ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 ФЗ № 294 «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - ФЗ № 294) предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В соответствии с частью 2 статьи 25 ФЗ № 294 «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Инспекции от 30.01.2018 назначена внеплановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных трудовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении СХПК «Заозерный» на основании обращения работника СХПК «Заозерный» Нигмедьяновой И.В. о нарушении ее трудовых прав. Срок проведения проверки 20 рабочих дней, с 01.02.2018 по 01.03.2018 года. Распоряжение о проведении в отношении юридического лица внеплановой выездной проверки получено представителем СХПК «Заозерный» Миловановой Т.В. (л.д. 8-11).
Согласно акту от 01 марта 2018 года о невозможности проведения контрольных надзорных мероприятий в отношении юридического лица СХПК «Заозерный», должностным лицом Инспекции 07.02.2018 осуществлялся выезд с целью проведения проверки по фактическому адресу нахождения юридического лица: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Новая, д. 1 «а», однако СХПК «Заозерный» не обеспечило при проведении проверки присутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного должностного лица по данному адресу. 21.02.2018 провести контрольные надзорные мероприятия, в ходе внеплановой выездной проверки по адресу п. Николаевка, ул. Советская, д. 33 «а» не представилось возможным, в связи с не предоставлением должностному лицу Инспекции документов указанных в п. 13 распоряжения от 30.01.2018 года.
Распоряжением (приказом) Инспекции от 21.02.2018 в распоряжение от 30.01.2018 № 41/12-102-18-И внесены изменения в части указания юридического адреса СХПК «Заозерный» п. Николаевка, ул. Советская, д. 33 «а», данное распоряжение направлено юридическому лицу почтовым отправлением (л.д. 13-15).
Как усматривается из п. 9 распоряжения от 30.01.2018 одним из правовых оснований проведения проверки является абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ устанавливающий, что предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Согласно ст. 360 ТК РФ предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.
Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Согласно письма от 31.01.2018 Инспекция известила Прокуратуру Камчатского края, что по основаниям абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, а именно поступлением обращения Нигмендьяновой И.В. в котором содержится информация о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных трудовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе, требований оплаты труда, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, проводится внеплановая выездная проверка в отношении СХПК «Заозерный» с направлением распоряжения от 30.01.2018 иобращения Нигмендяновой И.В (л.д. 12).
Кроме того, необходимость согласования с прокуратурой проведения выездных внеплановых проверок предусмотрена п. 5 ст. 10 ФЗ № 294 и только по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 этой же статьи. Таким образом, данная внеплановая проверка не требовала согласования с прокуратурой.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем для работников СХПК «Заозерный» является зарегистрированное в качестве юридического лица СХПК «Заозерный», однако обладая на момент совершения административного правонарушения всеми организационно-распорядительными функциями не предпринял должных мер для своевременного представления должностному лицу необходимых документов для осуществления контрольно-надзорных мероприятий по проведению внеплановой проверки.
Указание в Распоряжении о проведении выездной проверки фактического адреса нахождения СХПК «Заозерный», а не юридического адреса, указанного в выписке Единого государственного реестра юридических лиц, не может свидетельствовать о незаконности Распоряжения Инспекции.
Довод представителя юридического лица Миловановой о том, что Инспекция сначала должна была назначить документарную проверку, является необоснованным, поскольку с учетом положений ст. 360 ТК РФ, основанием для назначения проверки послужило обращение Нигмендьяновой о нарушении ее трудовых прав и других работников СХПК «Заозерный», что подпадает под положения абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, в связи с чем, Инспекцией обосновано вынесено распоряжение о проведении именно выездной проверки.
Указание на то, что Нигмендьянова не является работником СХПК «Заозерный» не может свидетельствовать о том, что распоряжение о проведении проверки является незаконным, поскольку проверка назначена была именно для проверки информации, содержащей в обращении заявителя, поступивший на официальный сайт Инспекции. С этой целью, Инспекцией и запрашивались у юридического лица необходимые документы. Вместе с тем, СХПК «Заозерный» достоверно зная, о назначенной в отношении него проверки и необходимости предоставления документов, свою обязанность не выполнило, чем воспрепятствовало проведению проверки и уклонилось от ее проведения. Данные обстоятельства подтверждаются в многочисленных жалобах представителя юридического лица.
Довод представителя юридического лица, что Инспекцией неверно определена дата рассматриваемого правонарушения - 02.03.2018, поскольку срок проведения проверки Инспекцией продлен до 23.03.2018, является несостоятельным, поскольку изначально дата окончания проверки определена 01.03.2018. В связи с чем, датой совершения рассматриваемого правонарушения является именно 02.03.2018.
В связи с чем, доводы, изложенные в письменных ходатайствах представителя юридического лица, основаны на неверном толковании норм права.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что СХПК «Заозерный» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 35-39).
Оценив в совокупности, исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, о том, что вина юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива «Заозерный» в совершении административного правонарушения доказана и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ - воспрепятствование законной деятельности должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора по проведению проверок, повлекшее невозможность проведения проверки.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
Сведений о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, материалы дела не содержат.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о возможности назначения минимального наказания, предусмотренного санкцией данной статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л:
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Заозерный» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Разъяснить юридическому лицу, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Информация о получателе административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Гострудинспекция в Камчатском крае л/сч 04381360750) ИНН 4101031450, КПП 410101001, р/с 40101810100000010001 в отделение Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский, БИК 043002001, КБК15011619000016000140, ОКТМО 30701000
Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти суток со срока указанного, в части 1 ст. 32.2. КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно ст. 31.5. КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим пё1остановление, на срок до трех месяцев.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить юридическому лицу, в срок, предусмотренный для его оплаты мировому судье вынесшему постановление.
Копию настоящего постановления направить юридическому лицу и в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для сведения.
Постановление может быть обжаловано в Елизовский районный суд Камчатского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 03мая 2018 года.
Мировой судья М.В. Обрезкова