Дело № 5-331/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
6 июля 2016 года п.г.т. Смирных
Мировой судья судебного участка № 14 Смирныховского района Сахалинской области Чемис Е.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении предусмотренном ст. 11.24 КоАП РФ в отношении Широбокова <ФИО1>, индивидуального предпринимателя, проживающего по адресу: <АДРЕС>,
у с т а н о в и л:
12.05.2016 года в отношении индивидуального предпринимателя Широбокова Д.С., прокурором Смирныховского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 11.24 КоАП РФ.
Прокуратурой Смирныховского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в части обеспечения их прав на доступное пользование автомобильным транспортом. В ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель Широбоков Д.А., основным видом деятельности которого является транспортное обслуживание населения, посредством пассажирских перевозок автобусом марки «ПАЗ-32054», государственный регистрационный номер <НОМЕР> RUS, осуществляет пассажирские перевозки по маршрутам п.г.т. Смирных - с. Буюклы, п.г.т. Смирных - с. Победино посредством 1 единицы транспортных средств.
Проведенной проверкой установлено, что автобус марки «ПАЗ-32054» государственный регистрационный номер <НОМЕР> RUS, на котором осуществляются пассажирские перевозки не оборудован специальными устройствами, обеспечивающими доступ к транспорту инвалидов, использующих кресла-коляски и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования», ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», а именно не имеет специальной двери, технического подъемного устройства для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадок, сидений, устройств фиксации и крепежа, специальных поручней и другого оборудования, обеспечивающего размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. Кроме того отсутствует багажное отделение для хранения кресел-колясок и тележек, специальные средства звуковой и световой сигнализации, иные ориентирующие устройства.
Помощник прокурора Смирныховского района Каневский Я.М. при рассмотрении дела, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в постановлении от 12.05.2016 года, просит индивидуального предпринимателя Широбокова Д.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.24 КоАП РФ, назначив ему наказание в размере, предусмотренном санкцией названного административного состава.
Широбоков Д.С. с постановлением о привлечении его к административной ответственности не согласился, пояснил, что у него с администрацией Смирныховского района заключен договор аренды автобуса ПАЗ 32054, согласно которому администрация должна передать транспортное средство в рабочем состоянии, пригодном для его эксплуатации в производственных целях согласно назначению транспортного средства. Отметил, что не имеет права вносить изменения в конструкцию транспортного средства. Договор аренды заключен на одно транспортное средство.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников)
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Административная ответственность по ст. 11.24 КоАП РФ наступает в случае нарушения руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающего включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок обеспечения транспортной доступности инвалидам, то есть предоставление указанной категории населения возможности использования транспортных средств для проезда.
Объективная сторона заключается в невключении в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств общего пользования, на которых уже установлены специальные устройства и приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов к этим средствам.
Таким образом, исходя из содержания данной статьи, ею охватывается лишь сам факт не включения в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств общего пользования, на которых уже установлены специальные устройства и приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов к данным средствам.
Кроме того, настоящей статьей определен специальный субъект правонарушения, которыми являются руководитель организации или иное должностное лицо на которых, действующими инструкциями, правилами или в связи с занимаемым ими служебным положением, возложена ответственность за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 03.08.2015 года между Администрацией МО ГО «Смирныховский» и индивидуальным предпринимателем Широбоковым Дмитрием Сергеевичем заключен договор на выполнение регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам <НОМЕР>.
На основании договора аренды <НОМЕР> года заключенному между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Смирныховский» и индивидуальным предпринимателем Широбоковым Д.С. о предоставлении арендатору сроком на 11 месяцев транспортного средства марки «ПАЗ 32053» гос. номер <НОМЕР> RUS для осуществления лицензированным перевозчиком пассажирских перевозок по маршруту п.г.т. Смирных - с. Буюклы, п.г.т. Смирных - с. Победино.
Согласно сведений, предоставленных ОГИБДД ОМВД России по ГО «Смирныховский» Широбоков Д.С., транспортных средств общего пользования, оборудованных специальными устройствами и приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов к этим средствам не имеет.
Согласно сообщению ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», транспортные средства общего пользования на территории Смирныховского района нуждаются в оборудовании специальными устройствами и приспособлениями для инвалидов.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Доказательства того, что в распоряжении индивидуального предпринимателя Широбокова Д.С. имеются транспортные средства общего пользования, на которых уже установлены специальные устройства и приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов к этим средствам, и он умышленно или по неосторожности не включал их в систему транспортного обслуживания населения при осуществлении пассажирских перевозках, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, судья не находит в действии (бездействии) Широбокова Д.С. состав инкриминируемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.24 КоАП РФ,
В соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению при отсутствии в деянии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.4, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Широбокова <ФИО1>, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья подпись Е.В. Чемис
Копия верна Е.В. Чемис