Решение по делу № 5-25/2020 от 22.01.2020

Дело № 5-25/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возвращении протокола об административном правонарушении

и других материалов дела

22 января 2020 года г. ПевекМировой судья судебного участка Чаунского района Чукотского автономного округа Бегун Н.В., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Вуквувге Петра Александровича,

У С Т А Н О В И Л:

20 декабря 2019 года мировому судье судебного участка Чаунского района Чукотского автономного округа из ПП (м/д г. Певек) МОМВД России «Билибинский» поступил протокол № 23120019 от 15 декабря 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Вуквувге Петра Александровича.

Как следует из названного протокола Вуквувге П.А. 15.12.2019 в 13 часов 00 минут по адресу: <АДРЕС> реализовал <ФИО1> бутылку водки «Русская валюта», ёмкостью 0,5 литра в нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции».

Изучив представленные материалы, суд находит, что материал об административном правонарушении подлежит возврату на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вследствие неправильного составления протокола и оформления других материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.

Статьей 14.17.1 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не конкретизировано какой именно вид продукции реализовал Вуквувге П.А., нет указания на отсутствие уголовно-наказуемого деяния.

Кроме того, для привлечения лица к административной ответственности по ст. 14.17.1 КоАП РФ необходимо установить, что лицо осуществило незаконную розничную продажу алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции. Понятие алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции приведено в Федеральном законе от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе киноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.

В силу п. 5 ст. 2 алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Между тем, представленные суду материалы не содержат доказательств, подтверждающих розничную продажу Вуквувге П.А. алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции, поскольку в материалах дела отсутствует заключение эксперта, подтверждающее, что реализованная Вуквувге П.А. жидкость является алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.

Таким образом, при составлении протоколов об административных правонарушениях административным органом допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

В статье 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административно правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым. Указанный недостаток протокола об административном правонарушении является существенным и препятствовал рассмотрению дела по существу.

По смыслу закона протокол, направленный в суд после устранения недостатков, послуживших основанием для его возвращения административному органу, должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, которые являются едиными для всех протоколов об административных правонарушениях, в том числе и тех, которые возвращались на стадию возбуждения дела об административном правонарушении. Следовательно, в случае возвращения протокола административному органу лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о внесении в него изменений, и ему должна быть направлена копия уточненного протокола. Поэтому в материалах дела, переданных на рассмотрение судье после доработки, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие осведомленность правонарушителя обо всех изменениях, внесенных в протокол. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и вновь должен быть возвращен административному органу.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены не полно, судья на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

С учетом таких обстоятельств, протокол об административном правонарушении с материалами дела в отношении Вуквувге П.А. подлежит возвращению в орган, должностное лицо которого составило протокол, для устранения недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья

О П Р Е Д Е Л И Л :

возвратить протокол № 23120019 от 15 декабря 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Вуквувге Петра Александровича и приложенные к нему материалы, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков перечисленных в настоящем определении.

Определение может быть опротестовано прокурором, обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права, в течение 10 суток путем подачи жалобы в Чаунский районный суд через мирового судью судебного участка Чаунского района.

Мировой судья                                                                                             Н.В. Бегун