Дело №5-387/2021 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 июля 2021 года г. Махачкала
Мировой судья судебного участка №13 Советского района г. Махачкала Султанов Р.С., Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. И.Казака, д.2 «а», с участием законного представителя ООО «РЕГИОНФАРМА» Огомагомедова <ФИО> рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
юридического лица - ООО «РЕГИОНФАРМА», <НОМЕР>, дата регистрации в качестве юридического лица -<ДАТА>., расположенного по адресу г. Махачкала, ул. <АДРЕС>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ,
У с т а н о в и л:
03 июня 2021 года начальником отдела административного производства Правового управления ФАС России в отношении юридического лица - ООО «РЕГИОНФАРМА» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ООО «РЕГИОНФАРМА», установленный ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, добровольно с 24.10.2020г. по 20.04.2021г. не уплатило административный штраф в сумме 19 462 241,68 рублей, наложенный постановлением ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г. по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, вступившего в законную силу 17.04.2020г.
Действия юридического лица - ООО «РЕГИОНФАРМА» квалифицированы по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Законному представителю ООО «РЕГИОНФАРМА» Огомагомедову <ФИО> были протокольно разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.
В судебном заседании законный представитель Огомагомедов <ФИО> пояснил, что Общество постановлением ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г. было признано виновным по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, которое было обжаловано в судебном порядке и вступило в законную силу 24.04.2020г. Считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, а именно, отсутствует вина, так как были совершены все зависящие от Общества действия для оплаты штрафа. На банковском счету общества, открытом в <ОБЕЗЛИЧЕНО> согласно выписке из счета от <ДАТА8> находятся денежные средства в размере 106 031 458,21 рубль. Общество направляло в <ОБЕЗЛИЧЕНО> письмо №14 от 19.06.2020г. с приложенными платежными поручениями для оплаты штрафов, на которые был получен ответ <ОБЕЗЛИЧЕНО> №17 от 07.07.2020г. о том, что в рамках уголовного дела <НОМЕР> наложен арест на имущество ООО «РЕГИОНФАРМА» в виде денежных средств, находящихся на счете <НОМЕР>, в связи с чем, банк не может исполнить платежные поручения. Об отправке на оплату штрафов платежных поручений было сообщено ФАС России письмом №16 от 22.06.2020г., а также о невозможности оплаты по причине наложения ареста на денежные средства ООО «РЕГИОНФАРМА» был уведомлен ФАС России письмом №21 от 05.08.2020г. В целях недопущения просрочки в оплате штрафов ООО «РЕГИОНФАРМА» обратилось с ходатайством о частичном снятии ареста с денежных средств к следователю Демидовой <ФИО> (письмо №1 от 22.01.2021г.), в ведении которой находилось уголовное дело <НОМЕР>, однако, следователь Демидова <ФИО> не предприняла никаких действий. Также было направлено письмо №2 от 22.01.2021г. в ФАС России с просьбой об обращении к следователю Демидовой <ФИО> с ходатайством о снятии ареста с денежных средств Общества в целях оплаты штрафов, однако ФАС России также не предпринял никаких действий, направленных на получение денежных сумм в оплату штрафов. Руководство Общества в последующем неоднократно обращалось к следователю, в производстве которого находилось уголовное дело о частичном снятии ареста и в ФАС России, однако никаких действий не было предпринято. ООО «РЕГИОНФАРМА» обращалось с заявлением в Тверской суд г. Москвы, в котором каждый раз продлевался арест по ходатайству следователя, с просьбой о частичном снятии ареста с денежных средств, однако, суд в своем письме №857-КН от 23.03.2021г. ответил, что для отмены ареста необходимо обращаться в следственный Департамент МВД России. ООО «РЕГИОНФАРМА» имеет денежные средства, достаточные для оплаты административного штрафа в размере 19 462 241,68 рублей по постановлению ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г., и предпринял все действия для оплаты наложенного штрафа, однако, по независящим от него обстоятельствам не получается его оплатить, в связи с чем, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, установленного ст.20.25 КоАП РФ. Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятого кассационного суда общей юрисдикции по делам №16-359/2021г. от 15.03.2021г. и №16-360/2021 от 12.03.2021г. Просит в отношении Общества прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Суд, исследовав дело об административном правонарушении и приложенные документы, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г. ООО «РЕГИОНФАРМА» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ и подвергнуто к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 19 462 241,68 рублей.
Указанное постановление вступило в законную силу 17.04.2020г.
Определением ФАС России от 25 мая 2020г. ООО «РЕГИОНФАРМА» предоставлена рассрочка по исполнению постановления №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г. с 25.05.2020г. на срок до 25.08.2020г.
Срок предоставления рассрочки по исполнению постановления ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г. закончился 25.08.2020г.
Административный орган посчитал, что в установленный законом срок по 20.04.2021г. ООО «РЕГИОНФАРМА» штраф не оплатило, в связи с чем, 03.06.2021г. в отношении данного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении указанного субъекта, законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «РЕГИОНФАРМА» является малым предприятием, дата внесения сведений о юридическом лице в реестр - 1 августа 2016 года.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» предусмотрены специальные условия применения законодательства об административных правонарушениях для организаций, отнесенных в установленном порядке к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.19.1 Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в 2020 году срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для уплаты в полном размере административного штрафа, в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, привлеченных к административной ответственности, составляет не более 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.4.2, статьями 14.16, 14.17.1, 19.15.2, 20.6.1, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано выше, срок предоставления рассрочки по исполнению постановления ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г. закончился 25.08.2020г.
В соответствии с ч.1 и 3 ст. 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Таким образом, срок для добровольной оплаты ООО «РЕГИОНФАРМА» штрафа в 180 дней стал исчисляться со дня истечения срока рассрочки по исполнению постановления, о наложении административного штрафа, т.е. с 26.08.2020г. и истек 25.02.2021г.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.25 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.
Из материалов дела видно, что срок исполнения постановления ФАС России №22/04/14.32-124/2019 от 16.10.2019г., с учетом рассрочки до 25.08.2021г. о добровольной оплате штрафа приходился на 24.02.2021г., т.е. трех - месячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ истек 24.05.2021г., протокол об административном правонарушении составлен 03.06.2021г., т.е. по истечению срока давности привлечения ООО «РЕГИОНФАРМА» к административной ответственности.
Кроме того, как следует из доводов законного представителя ООО «РЕГИОНФАРМА» Огомагомедова <ФИО> назначенный Обществу административный штраф в полном объеме был им заблаговременно уплачен, однако, денежные средства не были перечислены банком, несмотря на наличие достаточного остатка денежных средств на расчетном счете ООО «РЕГИОНФАРМА», в виду наложения ареста на денежные средства Общества и данные обстоятельства подтверждены документально, а именно: выпиской из банковского счета от <ДАТА8> открытого в <ОБЕЗЛИЧЕНО> на котором находятся денежные средства в размере 106 031 458,21 рубль; направленным в <ОБЕЗЛИЧЕНО> письмом №14 от 19.06.2020г. с приложенными платежными поручениями для оплаты штрафов; ответом <ОБЕЗЛИЧЕНО> №17 от 07.07.2020г. о том, что в рамках уголовного дела <НОМЕР> наложен арест на имущество ООО «РЕГИОНФАРМА» в виде денежных средств, находящихся на счете <НОМЕР>, в связи с чем, банк не может исполнить платежные поручения; отправка на оплату штрафов платежных поручений было сообщено в ФАС России письмом №16 от 22.06.2020г., а также о невозможности оплаты по причине наложения ареста на денежные средства ООО «РЕГИОНФАРМА» был уведомлен ФАС России письмом №21 от 05.08.2020г.; ходатайством о частичном снятии ареста с денежных средств к следователю Демидовой <ФИО> (письмо №1 от 22.01.2021г.), в ведении которой находилось уголовное дело <НОМЕР>; письмом №2 от 22.01.2021г. в ФАС России с просьбой об обращении к следователю Демидовой <ФИО> с ходатайством о снятии ареста с денежных средств Общества в целях оплаты штрафов; заявлением в Тверской суд г. Москвы с просьбой о частичном снятии ареста с денежных средств, однако, суд в своем письме №857-КН от 23.03.2021г. ответил, что для отмены ареста необходимо обращаться в следственный Департамент МВД России.
Исходя из изложенного, ООО «РЕГИОНФАРМА» предприняло все исчерпывающие действия для оплаты наложенного штрафа, однако, по независящим от него обстоятельствам оплатить штраф не представилось возможным.
При установленных судом обстоятельствах, административный орган возбудил дело об административном правонарушении 03.06.2021г. после истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании ст.23.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29.1-29.11 КоАП РФ,
П о с т а н о в и л ;
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «РЕГИОНФАРМА» по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ - прекратить, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам. |
Постановление может быть обжаловано в соответствии со ст.30.1 КоАП РФ в Советский районный суд г. Махачкалы через мирового судью в течение 10-суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья Р.С.Султанов |