Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 г. с. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 140 Кинель-Черкасского судебного района <АДРЕС> области <ФИО1>,
при секретаре <ФИО2>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по иску ООО «Диалог Плюс» к <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7>, <ФИО8>, <ФИО9>, <ФИО10>, <ФИО11> о взыскании задолженности за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
ООО «Диалог Плюс» обратилось в суд с иском к <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7>, <ФИО8>, <ФИО9>, <ФИО10>, <ФИО11> о взыскании задолженности за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг указав, что <ДАТА2> в соответствии с заключением Государственной жилищной инспекции и договором <НОМЕР> от <ДАТА3> управления многоквартирным домом, управляющей компанией МКД по адресу с. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, 1, является ООО «Диалог плюс». В период с <ДАТА4> по <ДАТА5> ответчики не оплачивали коммунальные услуги по содержание и ремонту МКД. За данный период у собственников образовалась задолженность.
Истец просил суд взыскать с <ФИО3> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7235,58 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., взыскать с <ФИО4> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 5469,72 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО5> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7781,09 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО6> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7034,57 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО7> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 3172,75 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО8> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 3172,75 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО9> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 3987,18 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО10> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 6345,49 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с Шаховкиной Светланы Кузьминичны в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7694,94 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Позже в судебном заседании представитель ООО «Диалог Плюс» уточнил исковые требования, где просил суд взыскать с <ФИО3> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 4814,12 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., взыскать с <ФИО4> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 5469,72 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО5> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7781,09 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО6> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7034,57 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО7> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 3172,75 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО8> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 3172,75 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО9> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 3987,18 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с <ФИО10> в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 6345,49 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., с Шаховкиной Светланы Кузьминичны в пользу ООО «Диалог Плюс» задолженность за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг за период с <ДАТА6> по <ДАТА7>, в сумме 7694,94 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Представитель истца ООО «Диалог Плюс» <ФИО12> действующая на основании доверенности на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить, дополнительно указав, что взыскание задолженности производится в силу закона поскольку договор управления с собственниками не заключен. Каких либо актов выполненных работ связанных с управлением многоквартирным домом не имеется. В период управления многоквартирным домом заявок от собственников в управляющую компанию не поступало, однако все работы были выполнены.
Ответчики, а также допущенная судом в качестве их представителя <ФИО13> исковые требования признали частично, в части оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома не признали, поскольку в доме по адресу с. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, никаких работ по содержанию не производилось, договор управления ни с кем не заключался, управляющая компания ООО «Диалог Плюс» выставляло лишь квитанции на оплату и то не постоянно. Все работы по содержанию дома производились собственниками самостоятельно. В доме имеется чердак и подвал, которые закрыты на замок, ключи находятся у старшего по дому, поэтому доступ посторонних лиц в том числе ООО «Диалог Плюс» в данные помещения невозможен. Все работы по содержанию дома выполнялись силами и средствами собственников дома.
В части требований о взыскании задолженности за предоставление коммунальных услуг по освещению мест общего пользования, однако не оплачивают ввиду того что ООО «Диалог Плюс» выставляет квитанцию в общей сумме с жилищными услугами, а оплату только за коммунальные услуги ООО «Диалог Плюс» не проводит.
Представитель третьего лица Комитет по управлению имуществом <АДРЕС> района в судебное заседание не явился, был извещен о дне, месте и времени судебного заседания должным образом и заблаговременно, предоставил ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие без выражения конкретной позиции по делу.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения <АДРЕС> муниципального района <АДРЕС> области в судебное заседание не явился, был извещен о дне, месте и времени судебного заседания должным образом и заблаговременно, предоставил ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие, дополнительно указав, что данная организация не выполняла работы по содержанию общего имущества и предоставления коммунальных услуг.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района <АДРЕС> области в судебное заседание не явился, был извещен о дне, месте и времени судебного заседания должным образом и заблаговременно. Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.
Представитель Государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области в судебное заседание не явился, был извещен о дне, месте и времени судебного заседания должным образом и заблаговременно, предоставил письменный отзыв согласно которого просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании положений статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
В соответствии с ч. 5 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" предусмотрено, что победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.
Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку закон обязывает собственников помещений многоквартирного дома заключить договор управления с выбранной на конкурсе управляющей компанией, то отказ от заключения договора не допускается.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что на основании протокола <НОМЕР> от <ДАТА9>, открытого конкурса <НОМЕР> ООО «Диалог Плюс» признано победителем конкурса по управлению многоквартирными домами на территории сельского поселения <АДРЕС>, в том числе и дома ответчиков.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, 1 находится в управлении ООО «Диалог Плюс» на основании решения конкурсной комиссии и заключения Государственной жилищной инспекции от <ДАТА10>, на основании договора управления многоквартирным домом <НОМЕР> от <ДАТА11>, не заключенного с собственниками помещений в данном доме, однако в соответствии с условиями которого собственник передает, а Управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом. Срок действия договора - три года, с правом дальнейшей его пролонгации.
Согласно Приложению N 1 к договору управления многоквартирным домом, к общему имуществу в многоквартирном доме относится: помещения общего пользования, межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические этажи, чердаки, технические подвалы, фундамент, стены и перегородки внутри подъездов, стены и перегородки внутри помещений общего пользования, наружные стены и перегородки, перекрытия, крыши, двери, окна, вентиляция, дымовые трубы/вентиляционные трубы, водосточные желоба/водосточные трубы, электрические водно-распределительные устройства, светильники, системы дымоудаления, магистраль с распределительным щитком, сети электроснабжения, котлы отопительные, сети теплоснабжения, задвижки, вентили, краны на системах теплоснабжения, элеваторные узлы, радиаторы, полотенцесушители, системы очистки воды, насосы, трубопроводы холодной воды, трубопроводы горячей воды, задвижки, вентили краны на системах водоснабжения, коллективные приборы учета, сигнализация, трубопроводы канализации, сети газоснабжения, задвижки, вентили, краны на системах газоснабжения, калориферы, указатели наименования улицы, переулка площади и пр. на фасаде многоквартирного дома, иное оборудование, земельный участок входящий в состав общего имущества. Управляющей компанией и собственниками данное приложение к договору управления не заполнено, не определен состав и состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В Приложении N 2 к договору управления содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, который также управляющей компанией и собственниками не заполнено, таким образом техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, не передавались.
В Приложении N 3 указан перечень услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в Приложении N 3 перечень работ по текущему ремонту общего имущества, оплата которых осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт помещений.
К перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оплата которых осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт помещений, указанных в Приложении N 3 к договору относятся: подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, проведение технических осмотров общего имущества, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройство придомовой территории, прочие обязательные работы (услуги). Управляющей компанией и собственниками данное приложение к договору управления не согласовано.
Таким образом, данные обстоятельства являются нарушением ч.3 ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирного жилого дома собственники передали свои полномочия по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями управляющей компании, которая от их имени заключила договоры, направленные на обеспечение своих обязательств (раздел 3 договора управления).
По условиям договора Управляющая организация обязуется обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния (раздел 2 договора управления).
Судом, с учетом положений ст. ст. 153, 154, 156, 158, 161, 162 ЖК РФ, установлено, что по своей правовой природе, вышеуказанный договор является возмездным договором, а оплата собственником услуг по договору включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в доме.
Также судом установлено, что ответчиками в период с <ДАТА6> по <ДАТА7> не была внесена плата за оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, управлению многоквартирным домом.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР> (далее - Правила <НОМЕР>).
В соответствии с п.п. «в» п. 2 Правил <НОМЕР> в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пункту 10 Правил <НОМЕР> общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом «а» и «з» пункта 11 Правил <НОМЕР> предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы жизни и здоровью граждан.
Постановлением Госстроя России от <ДАТА13> утверждены Правила <НОМЕР>, определяющие правила по эксплуатации, порядку обслуживания и ремонту жилищного фонда.
Пунктом 1.1 Правил <НОМЕР> определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, указанными Правилами прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
В виду того, что ООО «Диалог Плюс» по итогам открытого конкурса признано победителем по управлению многоквартирными домами на территории сельского поселения <АДРЕС>, в том числе и дома ответчиков, при заключении договора общество взяло на себя обязанность осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, в том числе в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР>, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, в силу заключенного обществом договора содержания и аварийного обслуживания многоквартирным домом, а также в силу действующего законодательства, общество обязано проводить аварийный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Правилами <НОМЕР> и Правилами <НОМЕР> установлена обязанность общества проводить осмотры многоквартирного дома с целью своевременного выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.1.15, 3.4.1, 4.2.3.4, 4.2.1.4 Правил <НОМЕР> организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
-исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
-защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
-воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке)
Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
- температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Система технического осмотра жилых зданий
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности.
Плановые осмотры жилых зданий следует проводить:
общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Рекомендуемая периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий приведена в приложении N 1 Правил <НОМЕР>.
Организация проведения осмотров и обследований жилых зданий осуществляется следующим образом:
общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда. При осмотрах кооперативных домов, находящихся на техническом обслуживании организации по обслуживанию жилищного фонда, в комиссию следует дополнительно включать представителя правления ЖСК;
частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.
Особое внимание в процессе осмотров должно быть уделено тем зданиям и их конструкциям и оборудованию, которые имеют физический износ свыше 60%.
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2 Правил <НОМЕР>.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома (приложение N 3 Правил <НОМЕР>).
Результаты осенних проверок готовности объекта к эксплуатации в зимних условиях отражаются в паспорте готовности объекта.
Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами.
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:
а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
Техническое обслуживание жилых домов
Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в приложении N 4 Правил <НОМЕР>.
Состав работ и сроки их выполнения отражаются в плане-графике, который составляется на неделю, месяц и год.
Организация и планирование текущего ремонта
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.
Для предварительных плановых расчетов допускается принимать укрупненные нормативы согласно рекомендуемому приложению N 6 Правил <НОМЕР>.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7 Правил <НОМЕР>.
Периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
Опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки.
В зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда.
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.
Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.
Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.
В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:
подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников;
подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
При наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
В неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод.
Продухи в подвалах и технических подпольях на зиму можно закрывать только в случае сильных морозов.
Начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9 Правил <НОМЕР>);
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В зимний период следует обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах зданиях от общего трубопровода, проложенного в подвале.
После окончания отопительного сезона оборудование котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления должно быть испытано гидравлическим давлением в соответствии с установленными требованиями.
Выявленные при испытаниях дефекты должны быть устранены, после чего проведены повторные испытания. Испытания тепловых сетей производятся в соответствии с установленными требованиями.
Содержание лестничных клеток
Содержание лестничных клеток может включать в себя:
техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования);
капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий;
мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках;
обслуживание мусоропроводов;
обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств;
обслуживание лифтового оборудования;
обслуживание системы ДУ;
организация дежурства в подъездах;
оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
Лестничные клетки должны регулярно проветриваться с помощью форточек, фрамуг или створок окон на первом и верхнем этажах одновременно, а также через вентиляционные каналы и шахты.
Лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям.
Освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами;
поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность;
не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки;
не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В деревянных жилых домах стены и потолки лестничных клеток и коридоров с внутренней стороны следует штукатурить или обрабатывать огнезащитным составом.
Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
На площадке перед наружными входными дверями рекомендуется устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега.
Наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
В многоэтажных домах (десять этажей и выше) двери в незадымляемые лестничные клетки должны иметь автоматические закрыватели без запорных устройств. Входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны отвечать установленным требованиям.
Использование лестничных клеток, а также площадок под первым маршем лестницы для размещения мастерских, кладовых и других целей не допускается.
Под маршем лестниц в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитков, ограждаемых несгораемыми перегородками.
Размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
При обнаружении неисправностей газовых труб, выходящих на лестничную клетку, необходимо немедленно сообщить в аварийную службу, организации по эксплуатации газового хозяйства и одновременно организовать интенсивное проветривание лестничных клеток.
Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты.
Содержание чердаков
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить:
температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.
Чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим:
в холодных чердачных помещениях - по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4 град. С выше температуры наружного воздуха);
в теплых чердачных помещениях - по расчету, но не ниже 12 град. С.
Чердачные помещения должны иметь ходовые доски и приставные лестницы для выхода на крышу, а также двери и люки с плотно пригнанными притворами.
Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
В теплых чердаках следует проводить:
уборку помещений от мусора не реже одного раза в год с очисткой стальных сеток на оголовках вентиляционных каналов и на входе вытяжной шахты;
дезинфекцию всего объема чердачного помещения при появлении насекомых;
побелку дымовых труб, стен, потолка и внутренних поверхностей вентиляционных шахт один раз в три года.
Использование чердачных помещений под мастерские, для сушки белья и под складские помещения не допускается.
Содержание подвалов и технических подполий
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни.
В случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи.
В подвалах и подпольях с глухими стенами при необходимости следует пробить в цоколе не менее двух вентиляционных отверстий в каждой секции дома, расположив их в противоположных стенах и оборудовав жалюзийными решетками или вытяжными вентиляторами.
Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.
Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток.
Не допускается устраивать в подвальных помещениях склады горючих и взрывоопасных материалов, а также размещать другие хозяйственные склады, если вход в эти помещения осуществляется из общих лестничных клеток.
На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Внешнее благоустройство зданий и территорий
На фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр.
<АДРЕС> с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
<АДРЕС> с номерами квартир следует устанавливать на двери каждой квартиры (при этом следует принимать сложившуюся для данного домовладения нумерацию квартир).
Флагодержатели следует устанавливать по проекту на фасаде каждого дома, утвержденного городской (районной) архитектурной службой.
Указатели расположения пожарных гидрантов, полигонометрические знаки (стенные реперы), указатели расположения геодезических знаков следует размещать на цоколях зданий, камер, магистралей и колодцев водопроводной и канализационной сети, указатели расположения подземного газопровода, а также другие указатели расположения объектов городского хозяйства, различные сигнальные устройства допускается размещать на фасадах здания при условии сохранения отделки фасада.
Ремонт указателей, перечисленных в п. 3.5.1 Правил <НОМЕР>, и флагодержателей должны проводить организации по содержанию жилищного фонда по мере необходимости. За сохранность и исправность знаков, указанных в п. 3.5.3 Правил <НОМЕР>, должны отвечать организации, их установившие.
Установка памятных досок на фасадах зданий, объясняющие названия отдельных городских проездов, площадей, улиц, допускается по решению местных органов самоуправления.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов:
местных органов самоуправления;
городского (районного) жилищного управления;
пожарной охраны;
отделения милиции;
скорой медицинской помощи;
службы газового хозяйства;
санитарно-эпидемиологической станции;
аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах;
органов Государственной жилищной инспекции.
Организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением:
загромождения балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими);
вывешивания белья, одежды, ковров и прочих предметов на свободных земельных участках, выходящих на городской проезд;
мытья автомашин на придомовой территории;
самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград), переоборудования, балконов и лоджий;
окрашивания оконных переплетов с наружной стороны краской (использования цвета пластиковых окон), отличающихся по цвету от установленного для данного здания;
загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами;
выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах;
крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Согласно п. 2.3.8. Правил <НОМЕР> проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда.
Уборка придомовой территории. Организация уборки территории
Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами.
В местах съезда и выезда уборочных машин на тротуаре должны быть устроены пандусы из асфальтобетона или местные понижения бортового камня. Ширина пандуса должна быть на 0,5 м больше ширины машины.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы), расположенным на обслуживаемой территории.
Материалы и оборудование во дворах следует складировать на специально выделенных площадках.
Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара).
Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы.
Механизированную уборку придомовых территорий допускается проводить в дневное время при скоростях машин до 4 км/ч.
Объем уборочных работ в летнее и зимнее время следует определять по площадям в зависимости от материала покрытия придомовой территории, приведенным в техническом паспорте на жилой дом (дома) и земельный участок.
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от <ДАТА12> N 491 (ред. от <ДАТА14>) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно п. 13, 14 Постановления Правительства РФ от <ДАТА12> N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" смотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные.
Текущие осмотры могут быть общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества. Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в том числе в зависимости от материалов изготовления элементов общего имущества.
Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год:
весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту;
осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период.
Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
Так, осуществляя управление данным домом, управляющая компания должна была подготовить паспорт готовности объекта жилищно-коммунального назначения к работе в зимних условиях, однако он не имеется.
Согласно разъяснениям данным в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА15> N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от <ДАТА16> N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которых соответствует договору (п. 1).
При отсутствии с договоре условий о качестве работы, услуги, исполнить обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодным для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется (п. 2).
Статьей 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" определены права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
В соответствии с указанной нормой закона, потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами (п. 1).
Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (п. 3).
Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 4).
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5).
В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
- отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков (п. 6).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА17> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
Исключение составляют случаи продажи товаров товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услуг) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, пункты 5 и 6 ст. 19, пункты 4, 5 и 6 ст. 29 Закона).
Таким образом, довод представителей истца о том, что бремя доказывания наличия законных оснований для освобождения ответчиков от оплаты в связи с неоказанием или ненадлежащим оказанием услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома лежит на ответчиках и основанием для производства перерасчета может являться только акт ненадлежащего качества услуг и факт обращения ответчиков в ООО «Диалог Плюс» с соответствующим заявлением, суд отвергает ввиду существенного нарушения требований норм материального права, а также ст. ст. 56, 60, 67 ГПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Статьей 67 ГПК РФ определено, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (п. 2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п. 3).
Статьей 60 ГПК РФ установлен принцип допустимости доказательств.
В соответствии с данной нормой закона, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Каких-либо исключений в части круга доказательств при разрешении спора, связанного с правоотношениями в области защиты прав потребителей при доказывании факта неоказания или ненадлежащего оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, нормами гражданско-процессуального законодательства, Жилищного кодекса РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", не предусмотрено.
Поэтому суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Так ответчиками предоставлены акты о выполненных работах по содержанию общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, из которых следует, что собственники самостоятельно нанимали сторонних лиц для выполнения работ по содержанию общего имущества дома в том числе и в период управления управляющей компанией ООО «Диалог Плюс».
Постановление Правительства РФ от <ДАТА12> N 491 (ред. от <ДАТА18>) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" не содержит запрета собственнику жилого помещения самостоятельно обратиться в органы государственной жилищной инспекции, и не лишает гражданина права представлять в суде любые доказательства, подтверждающие факт непредоставления услуг либо предоставления услуг ненадлежащего качества организацией, оказывающей такие услуги.
В соответствии с нормами ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями, закрепленными в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания факта оказания услуг надлежащего качества лежит на истце.
Между тем, ООО «Диалог Плюс» доказательств, подтверждающих наличие оказанных качественных услуг по содержанию и ремонту дома, а также перечня оказанных услуг, правильности расчетов их стоимости, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представило.
В нарушение условий договора управления ч.11 ст.162 ЖК РФ ООО «Диалог Плюс» не предоставляло собственникам отчет о выполнении договора управления, не предоставляло плана и перечня работ по текущему ремонту, не согласовывала и не подписывала акты выполненных работ по всем видам выполненных и предоставленных услуг, что также является нарушением Федерального закона от <ДАТА19>, <НОМЕР> «О государственной информационной системе ЖКХ», а также п.3.5.4 раздела 10 приказа Минстроя России от <ДАТА20> <НОМЕР>.
Учитывая положения п. 35 Постановления Правительства РФ от <ДАТА12> N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", самостоятельно определить перечень оказанных ООО «Диалог Плюс» услуг по содержанию и ремонту конкретного дома, их стоимость, а также стоимость услуги по выставлению счетов на оплату и работу диспетчерской службы из установленного тарифа управления суд не в состоянии, таким образом суд находит недоказанным факт оказания услуг по содержанию помещения управляющей компанией в предъявленном размере поскольку перечень услуг, состав общего имущества не определен, в связи с чем не находит законных оснований для удовлетворения требований в этой части.
Оснований не доверять указаниям ответчиков в части не предоставления услуг по содержанию многоквартирного дома, у суда не имеется, поскольку в ходе судебного разбирательства иного предоставлено не было и судом не добыто.
В соответствии с п. 2.5 Постановления Губернатора <АДРЕС> области от <ДАТА21> <НОМЕР> «О мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19 на территории <АДРЕС> области» и п. 2.5 Постановления Губернатора <АДРЕС> области от <ДАТА22> <НОМЕР> «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19 на территории <АДРЕС> области», организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, ежедневно проводить дезинфекционные мероприятия в многоквартирных домах, расположенных на территории <АДРЕС> области, с обработкой дезинфицирующими средствами дверных ручек, выключателей, поручней, перил, почтовых ящиков, подоконников, кнопок вызова лифта по этажам, зеркал и кнопок кабины лифта, кнопок домофона и других контактных поверхностей помещений общего пользования многоквартирного дома. Обработке подлежат также дверцы и ручки загрузочного клапана мусоропровода (при наличии).
Подтверждением выполнения дезинфекционных мероприятий является акт выполненных работ, подписанный одним из собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако в ходе судебного разбирательства ни одного акта также предоставлено не было и судом не добыто.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Истцом, кроме требований о взыскании задолженности за содержание общего имущества дома, заявлены требования о взыскании задолженности за предоставление коммунальных услуг по освещению мест общего пользования.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учета энергии.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно положениям ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно представленным ответчиками квитанций на оплату следует, что произведена оплата за предоставление коммунальных услуг по освещению мест общего пользования, а также в связи с отсутствием возражений относительно расчета задолженности за предоставление коммунальных услуг по освещению мест общего пользования, данная оплата произведена по июль 2021 г., таким образом задолженности за предоставление коммунальных услуг не имеется. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства представителем истца не оспаривалось.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство что ООО «Диалог Плюс» доказательств, подтверждающих наличие оказанных качественных услуг по содержанию и ремонту дома, а также перечня оказанных услуг, правильности расчетов их стоимости, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представило, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ООО «Диалог Плюс» к <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7>, <ФИО8>, <ФИО9>, <ФИО10>, <ФИО11> о взыскании задолженности за содержание помещения и предоставление коммунальных услуг - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области через мирового судью в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА23>
Мировой судья <ФИО1>
Решение вступило в законную силу ______________________________
Мировой судья <ФИО1>