Решение по делу № 2-268/2011 ~ М-201/2011 от 04.05.2011

7916.html

Дело № 2-268/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Назарука Р. В.

с участием старшего помощника прокурора Кондинского района Бугорковой Е. В.,

а также представителя администрации городского поселения Междуреченский Мандрунова Е. В., представителя третьего лица - отдела надзорной деятельности по Кондинскому району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО-Югре Диченко А. А. по доверенности № 166 от 30.11.2010 года

при секретаре Папуловой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-268 по исковому заявлению прокурора Кондинского района в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городское поселение Междуреченский и неопределённого круга лиц к городскому поселению Междуреченский об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кондинского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городское поселение Междуреченский и неопределённого круга лиц к городскому поселению Междуреченский (далее г.п. Междуреченский), администрации Кондинского района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

06.06.2011 года прокурором изменены исковые требования в части мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и сроков устранения нарушений. Определением Кондинского районного суда, измененные исковые требования приняты судом.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения требований пожарной безопасности администрацией г.п. Междуреченский. Администрацией не принимаются должные меры к обеспечению пожарной безопасности, выявлена неготовность властей муниципального образования к защите населения и территории от лесных пожаров. Прокурор просит суд обязать солидарно администрацию г.п. Междуреченский и администрацию Кондинского района устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно:

выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения жилого сектора п. Междуреченский в местах примыкания к лесному массиву в районах: ул. Титова (с № 50 по № 78 дом); пер. Хвойный, ул. Юбилейная (с № 10 по № 24 дом); ул. Совхозная (с № 1 по № 7 дом), а именно выполнить противопожарные расстояния от границ застройки населённого пункта до лесного массива не менее 15 метров; выполнить минерализованную полосу (полоса поверхности земли очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы) в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда;

осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а именно - произвести оборудование противопожарным водопроводом в районах п. Междуреченский: ул. Набережная, ул. Хуторская, ул. Титова (с 1-го по 12, с № 50 по № 78 дом), ул. Гагарина (с 1-го по 12 дом), ул. Дружбы, ул. Лумумбы, ул. Республики, ул. Ветеранов, пер. Логовой, ул. П. Морозова, ул. Свободы, ул. Мира, пер. Овражный, ул. Маяковского, ул. Мусоргского, ул. Попова, ул. Глинки (с 1 -го по 45 дом), ул. Космонавтов (с 17-го по 45 дом), ул. Нагорная (с 30-го по 40 дом), ул. Лесников, ул. Сибирская (с 14-го по 40, с 55 по 152 дом), ул. Будённого, ул. Чапаева, ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Таёжная, ул. Кондинская (с 13-го по 32 дом), ул. Матросова, ул. Чехова, ул. Новая, ул. Ломоносова ул. Станционная, ул. Южная, ул. 50 лет Победы (с 1-го по 25, с 35 дома), ул. Речников (с 1-го по 41 дом), ул. Весенняя (с 41 дома), ул. Юбилейная (с 10-го по 24 дом), ул. Энергетиков (с 24-го по 42 дом) до 01 марта 2012 года.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Бугоркова Е. В. от части исковых требований отказалась, в связи с добровольным исполнением администрацией г.п. Междуреченский выявленных нарушений.

Определением Кондинского районного суда от 25 июля 2011 года производство по гражданскому делу в части заявленных исковых требований к администрации Кондинского района устранить нарушения пожарной безопасности солидарно с администрацией г.п. Междуреченский, а также в части обязания администрации г.п. Междуреченский осуществить мероприятия, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения жилого сектора п. Междуреченский в местах примыкания к лесному массиву в районах: ул. Титова (с № 50 по № 78 дом); пер. Хвойный, ул. Юбилейная (с № 10 по № 24 дом); ул. Совхозная (с № 1 по № 7 дом), а именно выполнить противопожарные расстояния от границ застройки населённого пункта до лесного массива не менее 15 метров; выполнить минерализованную полосу прекращено в связи с отказом истца от данных исковых требований.

Представитель истца исковые требования уточнила и просит суд обязать администрацию г.п. Междуреченский устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно:

осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а именно - произвести оборудование противопожарным водопроводом в районах п. Междуреченский: ул. Набережная, ул. Хуторская, ул. Титова (с 1-го по 12, с № 50 по № 78 дом), ул. Гагарина (с 1-го по 12 дом), ул. Дружбы, ул. Лумумбы, ул. Республики, ул. Ветеранов, пер. Логовой, ул. П. Морозова, ул. Свободы, ул. Мира, пер. Овражный, ул. Маяковского, ул. Мусоргского, ул. Попова, ул. Глинки (с 1 -го по 45 дом), ул. Космонавтов (с 17-го по 45 дом), ул. Нагорная (с 30-го по 40 дом), ул. Лесников, ул. Сибирская (с 14-го по 40, с 55 по 152 дом), ул. Будённого, ул. Чапаева, ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Таёжная, ул. Кондинская (с 13-го по 32 дом), ул. Матросова, ул. Чехова, ул. Новая, ул. Ломоносова ул. Станционная, ул. Южная, ул. 50 лет Победы (с 1-го по 25, с 35 дома), ул. Речников (с 1-го по 41 дом), ул. Весенняя (с 41 дома), ул. Юбилейная (с 10-го по 24 дом), ул. Энергетиков (с 24-го по 42 дом) в срок до 01.10.2012 года.

Согласно п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённого пункта поселения.

С Дата в адрес администрации городского поселения Междуреченский выносились предписания по устранению данных нарушений, однако предписания не исполнялись. Указанные сроки для устранения выявленных нарушений достаточны и разумны, поскольку после подачи иска прокурором администрацией г.п. Междуреченский ряд нарушений устранено.

Представитель ответчика администрации г.п. Междуреченский Мандрунов Е. В. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности будут устранятся, но в установленный прокурором срок весь объём мероприятий осуществить невозможно, поскольку в бюджете поселения на данные мероприятия отсутствуют средства. Администрацией Кондинского района принята долгосрочная целевая программа Кондинского района по укреплению пожарной безопасности в Кондинском районе на 2011-2013 года и на 2015 год, согласно которой установлены сроки и объёмы финансирования. Отойти от данной программы нельзя.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности в Кондинском районе, требования и доводы прокурора поддержал. Суду пояснил, что сроки прокурора устранения выявленных нарушений законны и обоснованны, поскольку длительное время указанные прокурором нарушения не устраняются администрацией г. п. Междуреченский.

Третье лицо - Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание представителя не направила. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судом установлено, что администрацией городское поселение Междуреченский не принимается необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение федерального законодательства в сфере пожарной безопасности, поскольку при не обеспечении населенного пункта достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, в случае возникновения пожара создается угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде, что подтверждается следующими доказательствами.

В соответствие с Уставом городского поселения Междуреченский администрация г. п. Междуреченский является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, деятельностью которого руководит на принципах единоначалия глава поселения. Пунктами 9, 10, 24 ч. 1 ст. 3 Устава, к вопросам местного значения отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах населённых пунктов поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (т. 2 л.д. 114-115)

Согласно ст. 1 Устава в границах городского поселения Междуреченский входит поселок городского типа Междуреченский. (л.д. т. 2 л.д. 113)

Согласно информации, представленной Отделом надзорной деятельности по Кондинскому району (т. 1 л.д. 18-19) и акту проверки от Дата (т. 1 л.д. 20-24) п. Междуреченский не обеспечен в полной мере противопожарным водоснабжением в нарушение требований п. 1 ст. 62, п. 2 ст. 63, ст. 68 ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года.

В связи с указанными нарушениями в отношении главы администрации городского поселения Междуреченский неоднократно с Дата выносились предписания (т. 2 л.д. 3-14, 30-45, 71-79, 85-90, 97-103), постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 19.5, ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 2 л.д. 91-96).

Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, что закреплено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.п. 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствия чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 1, 3 Федерального Закона «О противопожарной безопасности» № 69-ФЗ 24.12.1994 года (далее ФЗ № 69), к первичным мерам пожарной безопасности относит реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 19 ФЗ № 69 к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем и т.д.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 20 ФЗ № 69 нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. При этом к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статья 21 ФЗ № 69 устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 38 ФЗ № 69, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 62 Федерального Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123) здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Статьей 68 ФЗ № 123 предусмотрено требование к поселениям и городским округам о необходимости иметь на своих территориях источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом, противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Судом установлено, что с Дата по Дата отделом надзорной деятельности по Кондинскому району была проведена проверка в отношении администрации городского поселения Междуреченский в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Установлено, что населённый пункт Междуреченский не обеспечен в полной мере противопожарным водоснабжением. Проверка показала, что в течение длительного времени требования законодательства о пожарной безопасности нарушаются, рекомендации об устранении нарушений игнорируются.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что с Дата в целях предупреждения нарушений законодательства о пожарной безопасности, вопрос об установке противопожарных водопроводов доводился до сведения администрации городского поселения, было рекомендовано принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Вышеизложенное свидетельствует о бездействии администрации городского поселения Междуреченский по оборудованию противопожарных водопроводов.

Суд приходит к выводу, что требования прокурора к администрации городского поселения Междуреченский подлежат удовлетворению.

Дав анализ фактическим обстоятельствам дела в их взаимосвязи с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что необходимость в устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности в судебном заседании установлена, обязанность по устранению должна быть возложена на администрацию муниципального образования г. п. Междуреченский. Требования прокурора законны и направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления в решении вопросов местного значения, возложенных на него федеральным законом и на защиту жизни и здоровья людей.

При этом суд исходит из того, что именно ответчиком администрацией городского поселения Междуреченский нарушаются требования правил пожарной безопасности, а также не обеспечивается выполнение полномочий по обеспечению первичными мерами пожарной безопасности в границах населенного пункта Междуреченский, что указанное бездействие администрации г. п. Междуреченский создает угрозу возникновения пожара и может привести к массовой гибели людей. Соответственно, в целях соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрация г. п. Междуреченский обязана провести мероприятия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности, указанных прокурором в иске.

Представитель администрации г.п. Междуреченский не оспаривал наличие указанных нарушений, вместе с тем пояснил, что на их устранение необходимы значительные денежные средства.

Вместе с тем доводы представителя ответчика не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по осуществлению мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности с их финансовыми возможностями.

На основании изложенного, обязание администрации г. п. Междуреченский исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность исполнить решение суда. В связи с этим, учитывая требования прокурора, характер спорного правоотношения, необходимость изыскания денежных средств на устранение выявленных нарушений, наличие достаточного времени для выполнения определенного объема работ, суд приходит к выводу, что прокурором в иске указаны разумные сроки по настоящему делу для устранения допущенных нарушений.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Кондинского района в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городское поселение Междуреченский и неопределённого круга лиц к городскому поселению Междуреченский об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить полностью.

Обязать администрацию городского поселения Междуреченский устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно:

осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а именно - произвести оборудование противопожарным водопроводом в районах п. Междуреченский: ул. Набережная, ул. Хуторская, ул. Титова (с 1-го по 12, с № 50 по № 78 дом), ул. Гагарина (с 1-го по 12 дом), ул. Дружбы, ул. Лумумбы, ул. Республики, ул. Ветеранов, пер. Логовой, ул. П. Морозова, ул. Свободы, ул. Мира, пер. Овражный, ул. Маяковского, ул. Мусоргского, ул. Попова, ул. Глинки (с 1 -го по 45 дом), ул. Космонавтов (с 17-го по 45 дом), ул. Нагорная (с 30-го по 40 дом), ул. Лесников, ул. Сибирская (с 14-го по 40, с 55 по 152 дом), ул. Будённого, ул. Чапаева, ул. Калинина, ул. Кирова, ул. Таёжная, ул. Кондинская (с 13-го по 32 дом), ул. Матросова, ул. Чехова, ул. Новая, ул. Ломоносова ул. Станционная, ул. Южная, ул. 50 лет Победы (с 1-го по 25, с 35 дома), ул. Речников (с 1-го по 41 дом), ул. Весенняя (с 41 дома), ул. Юбилейная (с 10-го по 24 дом), ул. Энергетиков (с 24-го по 42 дом) в срок до 01.10.2012 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена 29 июля 2011 года.

Судья: Р. В. Назарук

2-268/2011 ~ М-201/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кондинского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Городское поселение Междуреченский
Администрация Кондинского района
Другие
Природнадзор Югры
ОНД по Кондинскому району
Суд
Кондинский районный суд
Судья
Назарук Р.В.
04.05.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2011[И] Передача материалов судье
05.05.2011[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2011[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2011[И] Подготовка дела (собеседование)
23.05.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2011[И] Судебное заседание
23.06.2011[И] Судебное заседание
19.07.2011[И] Судебное заседание
25.07.2011[И] Судебное заседание
29.07.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2011[И] Дело оформлено
13.09.2011[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее