Дело № 2- 326/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего Плюхиной О.А.
При секретаре Еременко А.В.,
С участием адвоката Левченко И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске «14» марта 2017 года дело по иску Соловьева Ю. В. к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения Пенсионного фонда, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Соловьев Ю.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 26-27), к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонному) о признании незаконным решения Пенсионного фонда от 22.01.2014 г. №, включении в стаж на соответствующих видах работ для определения величины расчетного пенсионного капитала календарно и в стаж для расчета размера доплаты к пенсии в исчислении 1 год за 1 год 3 месяца периода прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, перерасчете размера трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, перерасчете доплаты с 01.05.2014 г. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 года № 84-ФЗ.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
С ДД.ММ.ГГГГ он является получателем ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
20.01.2014 г. он обратился в УПФР с заявлениями об изменении величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного для оценки пенсионных прав и о перерасчете размера доплаты в связи с включением в льготный стаж периода прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением от 22.01.2014 г. № ему отказано в удовлетворении заявления.
По мнению истца, служба в армии подлежит зачету в специальный стаж ввиду возможности ее приравнивания к работе в качестве подземного проходчика на шахте «Красная горнячка» комбината «Челябинскуголь» до призыва на службу, выполнение которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение, подсчет стажа на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном п.п. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 –ФЗ, так как период службы в армии приходится на время действия п.п. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. № 1044 и п.п. «к» п.109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, о возможности применения которого постановлено Правительством Российской Федерации в п.п. 1, 3 Постановления от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досочное пенсионное обеспечение, в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях.
В судебное заседание истец не явился, направив заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> ( л.д. 28, 29).
Представитель истца – адвокат Левченко И.И., действующая на основании ордера № от 25.01.2017 г. (л.д. 25), поддерживая позицию истца в полном объеме, полагала правомерным заявленное истцом требование в свете действовавшего в рассматриваемый период времени Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. от 30.10.1922 г., статья 44 которого не предусматривала в качестве основания расторжения трудового договора призыв или поступление рабочего, служащего на военную службу, соответственно, увольнение истца по общим основаниям не исключает возможность приравнивания периода службы в армии к предшествующей работе.
Представитель УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонного) Еремина О.С., действующая на основании доверенности № от 09.01.2017 г. (л.д. 21), возражала против удовлетворения исковых требований, так как действующим пенсионным законодательством, Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 года № 84-ФЗ зачет периода службы в армии в специальный стаж не предусмотрен.
Кроме того, ответчик просит учесть отсутствие у истца соответствующей работы до призыва в армию ввиду его увольнения с работы не в связи с призывом на службу.
С учетом мнения истца, выраженного в заявлении, мнения представителей сторон, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело Соловьева Ю.В., трудовую книжку, военный билет, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015 г., периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. п. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 04.08.1956 г. № 1044 (аналогичные положения нашли правовое закрепление в п. 109 Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590), при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Подпунктом «к» п. 109 данного Положения предусмотрена служба в составе вооруженных сил СССР.
Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (в прежней редакции) - право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как видно из материалов дела и установлено в процессе судебного разбирательства, решением УПФР от 12.03.2002 г. № истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.33 ).
С 01.05.2011 г. истцу решением УПФР назначена ежемесячная доплата к пенсии ( л.д. 34).
20.01.2014 г. истец обратился в УПФР с заявлениями об изменении величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного для оценки пенсионных прав и о перерасчете размера доплаты в связи с включением в льготный стаж периода прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении которого ему отказано решением УПФР от 22.01.2014 г. № (л.д. 31-32, 16 ).
Согласно копии трудовой книжки, надлежаще заверенной копии записки об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, Соловьев Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу на шахту «Красная Горнячка» комбината «Челябинскуголь» подземным проходчиком, откуда уволен с 20.09. 1971 г. В качестве причины увольнения указано назначение на работу в Кизеуголь, запись в трудовой книжке о приеме на работу в Кизелуголь отсутствует. Записи об увольнении в связи с призывом на военную службу также не имеется ( л.д. 8,57).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соловьев Ю.В. проходил действительную военную службу в Советской армии, что подтверждается копией военного билета, копией трудовой книжки (л.д. 14–15, 9).
На основании и ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая собранные по делу доказательства, доводы сторон, суд, применяя вышеназванные нормативные положения в их взаимосвязи в свете принятого Правительством РФ Постановления от 16.07.2014 г. № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия постарости, и правилах исчисления периодов работы ( деятельности), дающейправо на досрочное пенсионное обеспечение, в целях реализации статей 30 и31 Федерального закона "О страховых пенсиях", находит состоятельным довод представителя истца о возможности оценки периода службы Соловьева Ю.В. в армии по заявленным им требованиям с позиции действовавшего на период ее прохождения Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 04.08.1956 г. № 1044, нашедшего в дальнейшем правовое закрепление в Положении, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, однако, при этом, суд считает правомерным буквальное толкование вышеназванного правого акта, анализируя положения которого, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для зачета периода службы в армии в специальный стаж для определения величины расчетного пенсионного капитала и стаж, дающий право на доплату, поскольку достоверно установлены обстоятельства, подтверждаемые трудовой книжкой Соловьева Ю.В., его незанятости до призыва на службу и по увольнении со службы в запас на выполнении подземных видов работ в организациях угольной промышленности.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона СССР от 15.07. 1970 г. № 2-У111 «Об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о труде», действовавшего до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, призыв или поступление рабочего, служащего на военную службу являлся основанием прекращения трудового договора.
Из трудовой книжки истца, записки об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается его увольнение с ДД.ММ.ГГГГ на работу по назначению в Кизелуголь (л.д.8, 57), однако, запись в трудовой книжке о его приеме на работу в Кизелуголь до призыва на службу отсутствует. Иные письменные доказательства о приеме его на подземные виды работ по увольнении из шахты «Красная Горнячка» комбината «Челябинскуголь» до призыва на службу в армию суду также не были представлены.
Будучи уволенным с ДД.ММ.ГГГГ истец прекратил трудовые отношения с шахтой «Красная Горнячка» Комбината «Челябинскуголь» и выполнение работы в профессии подземного проходчика, что позволяет суду сделать вывод об отсутствии у истца соответствующей работы до призыва на службу в армию, к которой было бы возможно приравнять период службы, как и соответствующей работы по увольнения со службы в запас.
Принимая решение по настоящему делу, суд находит заслуживающим внимания доводы представителя истца – Левченко И.И. о действии в рассматриваемый период времени ст. 44 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. от 30.10.1922 г., утратившего силу в связи с изданием Указа Президиума ВС РСФСР от 06.09.1972 г., согласно которой призыв или поступление рабочего, служащего на военную службу не был включен в перечень оснований прекращения трудового договора.
Вместе с тем, суд находит, что стороной истца, ссылающейся на возможность применения к спорным правоотношениям КЗОТ РСФСР от 30.10.1922 г., не были приняты во внимания положения п. «д» ст. 48 настоящего Закона, согласно которой « заключенный на срок трудовой договор может быть до истечения такового расторгнут нанявшимся : во всех других случаях, специально предусмотренных законом.
Как было отмечено выше в силу ч. 3 ст. 15 Закона СССР от 15.07. 1970 г. № 2-У111 «Об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о труде», призыв или поступление рабочего, служащего на военную службу являлся основанием прекращения трудового договора.
Таким образом, проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода службы в армии в специальный стаж истца, не состоявшего, как установлено по материалам дела, на момент призыва на действительную военную службу в трудовых отношениях с работодателем в соответствующей профессии на выполнении подземных видов работ, что влечет отказ истцу в иске о включении данного периода в стаж на соответствую видах работ для определения величины расчетного пенсионного капитала и в стаж для расчета размера доплаты к пенсии.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Соловьева Ю. В. к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонному) отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решения суда в окончательной форме составлено 17.03.2017 г.
Судья: О.А. Плюхина