Дело № 2-10/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мировой судья Горного судебного участка города Воркуты Республики Коми Лубенец Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Н.,
с участием истца Шоличевой Л.Д.,
представителя ООО «Центральное» по доверенности Кистнер В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте 27 марта 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Шоличевой Лидии Дмитриевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральное», Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты», Агентству Республики Коми по социальному развитию, третьему лицу Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Региональный центр развития социальных технологий», Государственному унитарному предприятию «Центр по туризму Республики Коми<АДРЕС> о перерасчете оплаты отдельных видов коммунальных услуг за период временного отсутствия с июня по август 2011 года, возложении обязанности начислять оплату коммунальных услуг с учетом льготы 30 процентов с <ДАТА>,
установил:
Истец обратилась с иском к ответчикам о перерасчете оплаты отдельных видов коммунальных услуг за период временного отсутствия с июня по август 2011 года, возложении обязанности начислять оплату коммунальных услуг с учетом льготы 30 процентов с <ДАТА> В заявлении указала, что ею были предоставлены проездные документы в ООО Центральное» для перерасчета коммунальных услуг за время отсутствия с <ДАТА> по <ДАТА> перерасчет необходимо произвести на отсутствующих двоих человек - истца и ее дочери <ФИО1> года рождения. Проездные билеты предоставлены с указанием фамилий, но в один конец. Истцом представлена справка о нахождении с детьми на отдыхе в <ОБЕЗЛИЧИНО> г. <АДРЕС> с <ДАТА> по <ДАТА> проезд детей и сопровождающих осуществлялся организовано с оплатой проезда Агентством РК по социальному развитию и проездные документы на руки не выдавались. Перерасчет по горячему и холодному водоснабжению, канализации следует произвести за июнь, июль и август. Ответчик в перерасчете коммунальных услуг истцу отказал. Истец, также имеет льготы, как приемная семья, по оплате коммунальных услуг в размере 30 %. Неоднократно обращалась в управляющую компанию за предоставлением этой льготы, но ООО «Центральное» перерасчет не производит до настоящего времени. В исковом заявлении Шоличева Л.Д. просит обязать ООО «Центральное» производить начисление оплаты коммунальных услуг с учетом льготы в 30 процентов с <ДАТА>, обязать ООО «Центральное» произвести перерасчет оплаты отдельных видов коммунальных услуг за период с июня по август 2011 года.
Истец Шоличева Л.Д. в судебном заседании требования иска поддержала. По существу иска пояснила, что приехала с детьми из детского лагеря в конце августа 2011 года. В сентябре занималась устройством обучения детей в школу, так как школа в пос. <АДРЕС> в сентябре не работала. С заявлением обратилась в ООО «Центральное» <ДАТА>, но документы ей вернули. Из детского лагеря она вместе с дочерью <ФИО2> выезжала централизовано и билетов ей на руки не дали. Шоличева Л.Д. также пояснила, что неоднократно обращалась в органы опеки и получала от них подтверждения, что ее приемная семья является многодетной и ей полагаются льготы по оплате коммунальных услуг, но ответчик перерасчет с учетом льгот не производит. Истец сдавала необходимые документы также и в опеку и в органы соцзащиты. Все документы она отдавала в кабинеты на первом этаже здания соцзащиты.
Представитель ответчика - ООО «Центральное» по доверенности Кистнер В.А. в судебном заседании требования иска не признал, сослался на пропуск истцом срока давности обращения с заявлением о перерасчете оплаты за период временного отсутствия. Кистнер В.А. просил применить к этим требованиям последствия пропуска Шоличевой Л.Д. срока давности защиты нарушенного права, на основании ст. 199 ГК РФ. Требования об обязании начислять оплату коммунальных услуг с учетом льготы 30 процентов с <ДАТА> Кистнер В.А. также не признал, представив в обоснование письменные возражения, пояснив в устной форме, что управляющая компания предъявила в суд иск о взыскании с Шоличевой Л.Д. задолженности по оплате. В возражениях представитель ООО «Центральное» указал, что льготы по оплате коммунальных услуг многодетным семьям предоставляются органами социальной защиты населения и в денежном выражении.
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» требования иска не признало, представив письменные возражения по иску. В возражениях ответчик указал, что льготы многодетным семьям предоставляются в денежном выражении с <ДАТА> и носят заявительный характер. По данным ответчика Шоличева Л.Д. с таким заявлением с <ДАТА> по настоящее время не обращалась и необходимых для предоставления мер социальной поддержки документов не представляла.
Агентство Республики Коми по социальному развитию требования иска не признало, представив в обоснование имеющихся возражений письменный отзыв по иску. В возражениях по иску ответчик указал, что перерасчет оплаты коммунальных услуг за время отсутствия в месте жительства осуществляется управляющей компанией. По учетным данным учреждения в сфере социальной защиты г. Воркуты истец с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям не обращалась. В иске истцу ответчик просил отказать.
Третье лицо - ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» представителя в судебное заседание не направил, представил возражения по иску в письменной форме, в которых просило иск рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо - ГУП «Центр по туризму Республики Коми<АДРЕС> представителя в судебное заседание не направило, представив истребованные определением суда документы.
С учетом мнения истца, представителя ООО «Центральное», гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчиков ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» и Агентства Республики Коми по социальному развитию, третьих лиц - ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» и ГУП «Центр по туризму Республики Коми<АДРЕС>, согласно правилу статьи 167 ГПК РФ.
Определяя подсудность настоящего гражданского дела, суд принимает во внимание правило п.5 ч.1 ст.23 ГПК РФ о подсудности мировому судье дела по имущественным спорам, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей
В силу п.4 ч.1 ст.91 ГПК РФ цена иска определяется, по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года.
В исковом заявлении Шоличева Л.Д. оспаривает правильность начисления ей оплаты за потребленные коммунальные услуги, начиная с <ДАТА>, указывая на необоснованность начисления ей оплаты без учета льготы в 30%.
При общей сумме начисления оплаты за период с октября 2008 года по декабрь 2011 года, без учета начислений за услугу отопления, менее 150000 руб., 30 % от данной суммы составляют не более 43000 руб.
Следовательно, требования искового заявления Шоличевой Л.Д. подсудны мировому судье Горного судебного участка, как по цене иска, так и по месту нахождения ответчиков.
Выслушав объяснения по иску Шоличевой Л.Д., возражения представителя ООО «Центральное» по доверенности Кистнер В.А., исследовав представленные сторонами возражения по иску, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Шоличева Л.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>. Жилое помещение предоставлено истцу по договору найма и находится в собственности МОГО «Воркута». Вместе с ней на данной жилплощади проживает несовершеннолетняя дочь <ФИО3> Александровна, <ДАТА> рождения. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из лицевого счета и копией поквартирной карточки.
Управление многоквартирным домом <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. Воркуты осуществляет ООО «Центральное», на основании договора управления <НОМЕР> от <ДАТА>
<ДАТА> Шоличева Л.Д. обратилась в управляющую компанию с заявлением о перерасчете оплаты за отдельные виды коммунальных услуг на себя и несовершеннолетнюю дочь Шоличеву Кристину, <ДАТА> рождения, за период отсутствия в жилом помещении с 04 июня по <ДАТА>
<ДАТА> ООО «Центральное» в перерасчете истцу отказало, доведя отказ до Шоличевой Л.Д. в письменной форме и возвратив заявление, приложенные к нему документы.
В соответствии с п.11 ст.155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, регулируют предоставление коммунальных услуг гражданам, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок перерасчета размера оплаты за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан, а также устанавливают срок для граждан на подачу письменных заявлений о перерасчете платы за коммунальные услуги.
В частности, п.56 названных Правил предусматривает порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В силу ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» издаваемые Правительством РФ для потребителя и продавца правила обязательны при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, электроснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей» в ст.29 определяет права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон РФ «О защите прав потребителей» не устанавливают сроков для граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных и домашних нужд, на подачу письменных заявлений о перерасчете платы за коммунальные услуги. Такой срок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Положения п.56 Правил отвечают требованиям ст.155 ЖК РФ, предусматривающим внесение платы за коммунальные услуги ежемесячно, и не может рассматриваться как нарушение равенства участников гражданско-правовых отношений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что заявление о перерасчете оплаты за отдельные виды коммунальных услуг подано Шоличевой Л.Д. по истечении календарного месяца со дня окончания периода временного отсутствия в жилом помещении по ул. <АДРЕС> г. Воркуты.
То есть, установленный п.56 Правил срок обращения потребителя с заявлением о перерасчете оплаты за используемые для домашних нужд коммунальные услуги истцом пропущен.
Применительно к п.2 ст.197 ГК РФ, правила ст.ст. 195, 198 - 207 ГК РФ распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное. Ходатайство же о применении последствий пропуска срока давности заявлено стороной ответчика по правилам 199 ГК РФ, до удаления суда в совещательную комнату.
Разрешая ходатайство представителя ООО «Центральное» о применении к требованиям Шоличевой Л.Д. последствий пропуска специального срока давности суд руководствуется положениями ст. 205 ГК РФ.
Шоличева Л.Д. не имеет юридического образования и не обладает специальными познаниями в области права. В судебном заседании истец показала, что заявление ею подано по истечении месяца со дня приезда в г. Воркуту, так как она в сентябре месяце занималась устройством обучения ее детей и приемных в общеобразовательной школе.
Учитывая обстоятельства, связанные с личностью истца, достигшей пенсионного возраста, наличие на иждивении Шоличевой Л.Д. пятерых несовершеннолетних детей, совершение в период сентября 2011 года направленных на воспитание и обучение детей действий, суд признает причины пропуска срока подачи заявления в управляющую компанию уважительными. Оснований к отказу Шоличевой Л.Д. в восстановлении нарушенного права не имеется, тем более, что причины несоблюдения месячного срока имели место в последние шесть месяцев срока.
Пунктом 54 Правил предусмотрено, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в п.54 Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг (пункт 55 Правил).
Представленными по запросу суда ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий», ГУП «Центр по туризму Республики Коми<АДРЕС> сведениями подтверждается следующее.
Между ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» и ГУП «Центр по туризму Республики Коми<АДРЕС> заключен договор <НОМЕР> от <ДАТА> на оказание услуг по организации оздоровления и отдыха приемных семей… Согласно приложению <НОМЕР> к договору от <ДАТА> определено общее количество детей из приемных семей Республики Коми, подлежащих оздоровлению в летнем детском лагере <ОБЕЗЛИЧИНО> г. <АДРЕС>, в том числе 9 детей по г. <АДРЕС>.
<ДАТА> истец Шоличева Л.Д., несовершеннолетняя <ФИО4> выехали из места жительства в г. <АДРЕС>, на что указывают представленные в дело копии проездных документов железнодорожного транспорта по маршруту <АДРЕС>.
В период с 08 по 25 августа приемные дети истца, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7>, <ФИО7> находились в детском оздоровительном лагере <ОБЕЗЛИЧИНО> г. <АДРЕС>, организованно в составе групп, направляемых на отдых ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий». Истец Шоличева Л.Д. и ее несовершеннолетняя дочь Кристина также находились в детском лагере, в течение всего периода действия оздоровительной путевки. До места отдыха в г. <АДРЕС> истец, приемные дети и <ФИО3> добирались самостоятельно.
Возвращалась Шоличева Л.Д. из <ОБЕЗЛИЧИНО> г. <АДРЕС> в составе групп через ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» на детском специализированном эшелоне, организованном ГУП «Центр по туризму Республики Коми<АДРЕС> по маршруту <АДРЕС>. <ФИО3>, <ДАТА> рождения, был предоставлен согласно заявке оплачиваемый проезд только в одну сторону, с выездом из г. <АДРЕС> 26 августа и прибытием в г. <АДРЕС> <ДАТА>
Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться, в том числе проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя (пункты 54 и 56 Правил).
Суд находит доказанным, факт временного отсутствия Шоличевой Л.Д., <ФИО3> <ДАТА> рождения в жилом помещении по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>. В этой связи требования о перерасчете оплаты отдельных видов коммунальных услуг за период временного отсутствия с июня по август 2011 года, основаны на законе, подтверждены документально и подлежат удовлетворению.
Определяя период времени, за который согласно п. 54 Правил, ООО «Центральное» надлежит произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, суд принимает во внимание то, что время отсутствия потребителя определяется из количества полных календарных дней, а день выбытия с места жительства и прибытие в этот период не учитывается.
Перерасчет платы за июнь 2011 года составит:
- по холодному водоснабжению: 5,1 куб.м. (норматив потребления на 1 чел.) х 33,95 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) / 30 дней (период начисления) х 26 дней (период отсутствия в июне 2011г.) = 300,04 руб.;
- по горячему водоснабжению: 11.7 куб.м. (объем потреблен) / 3 (кол-во проживающих) х 92,43 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) / 30 дней х 26 дней (период отсутствия) = 624,78 руб.;
- по водоотведению: 27 куб.м. (объем водоотведения) / 3 (кол-во проживающих) х 29,59 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) / 30 дней х 26 дней (период отсутствия) = 461,60 руб.
Перерасчет платы за июль 2011 года составит:
- по холодному водоснабжению: 5,1 куб.м. (норматив потребления на 1 чел.) х 33,95 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) = 346,30 руб.;
- по водоотведению: 15,3 куб.м. (объем водоотведения) / 3 (кол-во проживающих) х 29,59 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) = 301,82 руб.
Перерасчет платы за август 2011 года составит:
- по холодному водоснабжению: 5,1 куб.м. (норматив потребления на 1 чел.) х 33,95 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) / 31 день (период начисления) х 28 дней (период отсутствия в августе 2011г.) = 312,78 руб.;
- по горячему водоснабжению: 3,048 куб.м. (объем потреблен) / 3 (кол-во проживающих) х 92,43 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) / 31 день х 28 дней (период отсутствия) = 175,74 руб.;
- по водоотведению: 18,348 куб.м. (объем водоотведения) / 3 (кол-во проживающих) х 29,59 руб. (тариф) х 2 (кол-во отсутствующих) / 31 день х 28 дней (период отсутствия) = 326,92 руб.
Всего сумма перерасчета составит:
- по холодному водоснабжению: 300,04 руб. + 346,30 руб. + 312,78 руб. = 959,12 руб.;
- горячему водоснабжению: 624,78 руб. + 175,74 руб. = 800,52 руб.;
- по водоотведению: 461,60 руб. + 301,82 руб. + 326,92 руб. = 1090,34 руб.
Приемная семья Шоличевой Л.Д. была организована на основании постановления Главы МО "Город Воркута"; от 31.06.2003 г. <НОМЕР> "Об организации приемной семьи Шоличевой Лидии Дмитриевны" и договора между Управлением социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркута и Шоличевой Л.Д. от <ДАТА> <НОМЕР> о передаче детей на воспитание в приемную семью, приемному родителю.
Из договора усматривается, что на воспитание переданы: <ФИО5>, <ДАТА> рождения, <ФИО6>, <ДАТА>, рождения, <ФИО7>, <ДАТА> рождения., <ФИО7>, <ДАТА> рождения.
Согласно п. 3.3. договора о приемной семье, органы опеки и попечительства обязаны предоставлять иные выплаты и социальные гарантии, установленными правовыми актами Республики Коми приемным семьям, в порядке, установленными указанными правовыми актами.
Письмом Минобразования РФ от 30.01.1997 N 15/438-6 «О порядке введения в действие Постановления Правительства РФ «О приемной семье» было определено, что на приемную семью могут быть распространены льготы, предусмотренные Указом Президента от 05.05.1992г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в виде скидки в размере не ниже 30% установленной оплаты за коммунальные услуги.
Указом Президента от 05.05.1992г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Правительствам республик в составе Российской Федерации предписано установить для многодетных семей, в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории (подпункт «б» пункта 1 Указа).
В целях установления правовых гарантий, в том числе дополнительных к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе принят Закона Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Частью 1 ст.19 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» многодетным семьям, имеющим и воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, предусмотрено предоставление следующих мер социальной поддержки:
- оплата в размере 30 процентов указанным семьям за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения;
- оплата в размере 30 процентов указанным семьям коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.
Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 3 части первой настоящей статьи для многодетных семей, распространяются на лиц, состоящих в браке, воспитывающих совместно проживающих с ними трех и более несовершеннолетних детей, включая как рожденных в данном браке (не более двух детей), так и в предыдущих браках родителей (родителя), а также детей родителей (родителя), ранее не состоявших (не состоявшего) в браке (часть 2 статьи 19 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ, в редакции Закона РК от 18.11.2008г. № 114-РЗ).
После вступления в силу Закона Республики Коми от 18.11.2008г. № 114-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусмотренные многодетным семьям меры социальной поддержки мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 процентов распространяются также и на приемные семьи.
До октября 2008 года меры социальной поддержки многодетных семей на территории Республики Коми предоставлялись в виде скидки по оплате. Денежные средства перечислялись органами социальной защиты Республики Коми на счета ресурсоснабжающих организаций на основании выставляемых счетов-фактур.
Перевод мер социальной поддержки многодетных семей мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 процентов в денежную форму осуществлен в Республике Коми на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 10.04.2008г. № 92-р с 01 октября 2008 года.
Правила и формы предоставления мер социальной поддержки утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009г. № 115. Решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение
Пунктом 3 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки… предусмотрен перечень документов, представляемых гражданами для получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
- заявление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с указанием способа доставки - на счет в финансово-кредитном учреждении или почтовым переводом;
- документ, удостоверяющий личность (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, то дополнительно предъявляется документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия);
- документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- документы, подтверждающие родственные отношения граждан (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ребенка, в установленных случаях - решение суда об установлении соответствующего юридического факта в порядке особого производства), документы, удостоверяющие личность членов семьи, в случае распространения мер социальной поддержки на членов семьи;
- выписка из домовой книги или справка о регистрации по месту жительства о составе семьи, с указанием степени родства членов семьи и площади занимаемого жилого помещения (повторно представляется в случаях изменения места жительства и (или) состава семьи, и (или) размера общей площади жилого помещения);
- свидетельство о рождении ребенка или паспорт (для многодетных семей - на каждого ребенка);
- справка, подтверждающая обучение по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования
- платежные документы, выданные организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и (или) осуществляющими начисление платежей (с перерасчетом) за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - организации), и содержащие сведения о начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, суммах платежей (с перерасчетом) за жилое помещение и коммунальные услуги, тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных);
- документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (счета-квитанции или счета, или квитанции, или расчетные книжки) за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления; при наличии задолженности представляются соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенные с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Реализация гражданами, проживающими на территории Республики Коми, права на получение предусмотренных Законом Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» носит заявительный характер.
Однако, в судебном заседании достоверно установлено, что в период с октября 2008 года по день обращения с иском <ДАТА> Шоличева Л.Д. в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки приемным семьям мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 процентов не обращалась. Перечисленных в п.3 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки… документов истцом в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» не представлено.
Данное обстоятельство опровергает доводы истца о том, что она неоднократно обращалась в органы опеки и социальной защиты с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, а также о том, что все документы ею были сданы в опеку и в кабинеты на первом этаже в здании социальной защиты.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательствами по делу являются сведения о фактах, полученные из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон (статьи 55-56 ГПК РФ). Сторонам предлагалось представить в обоснование имеющихся доводов и возражений по иску соответствующие доказательства; разъяснялось о том, что их непредставление, дает суду право постановить решение по представленным материалам.
Между тем, стороной истца не представлено отвечающих требованиям статей 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств, достоверно свидетельствующих об обращении к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» за предоставлением мер социальной поддержки многодетных семей и представлении необходимых для назначения и выплаты денежной компенсации документов.
В таких обстоятельствах, требования иска о возложении обязанности начислять оплату жилья и коммунальных услуг с учетом льготы 30 процентов с <ДАТА> основаны на ошибочном толковании норм права и субъективном восприятии фактического основания этих требований.
По запросу суда Отделом опеки и попечительства Агентства Республики Коми по г. Воркуте представлены документы о приемной семье Шоличевой Л.Д., свидетельства о рождении приемных детей, справки с места обучения и места жительства, договор, решения органов опеки о передаче детей на воспитание.
Представленные документы свидетельствуют о том, что приемная семья Шоличевой Л.Д. на день обращения с иском в суд <ДАТА> отвечает установленным ч.2 ст.19 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ, требованиям и на нее распространяются перечисленные в части 1 данной статьи меры социальной поддержки. На иждивении истца находятся четверо приемных несовершеннолетних детей, она также воспитывает несовершеннолетнюю дочь Кристину, <ДАТА> рождения, дети обучаются в общеобразовательной школе г. Воркуты.
Вместе с тем, действующее в период возникновения спора законодательство не позволяет назначить истцу меры социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 процентов также и со дня обращения Шоличевой Л.Д. с иском в суд.
Так, в соответствии с абзацем 3 ч.2 ст. 2 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ компенсации расходов на оплату жилыхпомещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Данный абзац введен Законом Республики Коми от05.10.2011г. № 89-РЗ.
ООО «Центральное» представлена детализация задолженности по адресу: г. Воркута, ул. <АДРЕС> и сведения о размере начисления и оплаты коммунальных услуг Шоличевой Л.Д. за период с октября 2008 года по декабрь 2011 года. Всего задолженность истца по оплате жилья и коммунальных услуг на <ДАТА> составляет 232421,35 руб. в том числе и пени в сумме 29404,42 руб.
В настоящее время задолженность истца по оплате за период с октября 2008 года по декабрь 2011 года не погашена, соглашение с управляющей компанией о погашении задолженности Шоличевой Л.Д. не заключено. Более того, Воркутинским городским судом Республики Коми рассматривается гражданское дело по иску управляющей компании о взыскании с Шоличевой Л.Д. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Закон Республики Коми от 05.10.2011г. № 89-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» опубликован в «Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», 07.10.2011г. № 37, ст. 971, в газете «Республика», №190, от 13.10.2011г. и вступил в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. В то время как, Шоличева Л.Д. обратилась с иском лишь 01.12.201г, то есть после введения в действие условий предоставления денежной компенсаций при оплате задолженности.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, давая им правовую оценку, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных Законом РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» оснований для предоставления мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 процентов.
Разрешая вопрос о праве истца на получение мер социальной поддержки суд находит отметить, что за исключением предусмотренных абз. 3 ч.2 ст.2 пунктом Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ обстоятельств, препятствий для предоставлениямер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 30 процентов не имеется. После погашения сложившейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, либо заключения соответствующего соглашения с управляющей компанией вопрос о назначении и выплате Шоличевой Л.Д. денежной компенсации может быть разрешен ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» по предоставлению перечня необходимых документов.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ООО «Центральное» составляет 400 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шоличевой Лидии Дмитриевны удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Центральное» произвести перерасчет оплаты отдельных видов коммунальных услуг за период временного отсутствия в жилом помещении по адресу: г. Воркута, ул. <АДРЕС> Шоличевой Лидии Дмитриевны, <ФИО4>, <ДАТА> по <ДАТА>, в сторону уменьшения, по горячему водоснабжению в сумме 800,52 руб., по холодному водоснабжению в сумме 959,12 руб., по водоотведению в сумме 1090,34 руб.
В удовлетворении исковых требований Шоличевой Лидии Дмитриевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральное», Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты», Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности начислять оплату коммунальных услуг с учетом льготы 30 процентов с <ДАТА> отказать
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центральное» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Воркутинский городской суд Республики Коми через Горный судебный участок в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29.03.2012г.
Мировой судья Лубенец Н.В.